Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЗоя Мишина
1 Лекция 6 ПЕДАГОГИКА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
2 Педагогика эпохи Возрождения План 1. Развитие западноевропейской школы в XIV–XVI вв. 2. Средневековые университеты. 3. Прогрессивные педагогические взгляды гуманистов эпохи Возрождения.
3 Литература для самостоятельного изучения
4 Новые направления в развитии педагогики в эпоху Возрождения Педагогическая триада эпохи Возрождения Классическое образование Духовно- гражданское воспитание Физическое развитие
5 Новые направления в развитии педагогики в эпоху Возрождения Всестороннее и гармоничное развитие личности Провозглашение принципа уважения к личности ребенка Выдвижение на первый план нравственного воспитания Понимание процесса обучения как добровольного, сознательного и радост- ного, развивающего активность учащихся Обогащение программы классического образования (греческий, латинский и родной языки, античная литература, география, физика, астрономия) Осознание важной роли личности учителя в обучении и воспитании детей
6 Западноевропейские школы в эпоху Возрождения Школы элементарного (начального) обучения. Существовали протестантские и католические школы начального обучения. При обучении детей они пользовались особыми школьными катехизисами (книгами, содержащими основные положения того или иного вероучения, часто изложенные в виде вопросов и ответов) на английском, французском и немецком языках. Авторами этих учебных книг, в частности были французский богослов, реформатор церкви, основатель кальвинозма Жан Кальвин (1533) и христианский богослов, инициатор Реформации, переводчик Библии на немецкий язык Мартин Лютер (1524). Жан Кальвин Мартин Лютер Титульный лист «Малого катехизиса» М. Лютера (1554) «Наставления в христианской вере» Ж. Кальвина (1559)
7 Западноевропейские школы в эпоху Возрождения Городские (латинские) школы. Носили светский характер и подчинялись местным и общегосударственным властям. В школах господствовали вербальность и заучивание. В старших классах использовались монологи, диспуты на латыни, лекции. Были распространены театральные представления (мистерии), которые содействовали расширению культуры, эстетическому развитию учащихся.
8 Западноевропейские школы в эпоху Возрождения Гимназии (в Германии) Афинская школа Наваррский коллеж, колыбель раннего французского гуманизма (XV в.) Дворцовые школы (в Германии и Италии) Коллежи (во Франции)
9 Средневековые университеты
10 Оксвордский университет (Англия, 1117) Падуанский университет (Италия, 1222)
11 Средневековые университеты Сорбонна (Парижский университет, Франция, 1215) Ягеллонский университет (Польша, Краков, 1364)
12 Средневековые университеты Гейдельбергский университет, (Германия, 1386) Кембридский университет (Великобритания, 1209)
13 Структура Парижского университета Ректор КОЛЛЕГИЯ ОБЩЕЖИТИЕ Бурса – студенческая квартира, содержащая- ся под надзором одного из магистров избирался профессорами и студентами, иногда эту должность занимал студент Деканы Факультеты УНИВЕРСИТЕТСКИЙ СУД юридический медицинский богословский артистический – преподавалось «7 свободных искусств», Факультет был подготовительным и общеобразовательным
14 Средневековые университеты Артистический факультет Богословский факультет Юридический факультет Медицинский факультет
15 Гуманисты эпохи Возрождения Витторино да Фельтре (1378–1446 гг.) – итальянский педагог, профессор философии, «первый школьный учитель нового типа» В 1424 г. был приглашен в Мантую для воспитания детей герцога Гонзаго и при его дворе организовал школу под названием « Дом радос- ти », где кроме детей герцога обучались еще 80 детей приближенных герцога, а также «даровитые» дети из бедных семей, которых Витторино обучал бесплатно. Помещением для школы служил загородный дворец, расположенный на лоне природы. Тем самым Витторино первый осу- ществил идею школы в природе, о которой говорили затем многие педагоги.
16 Гуманисты эпохи Возрождения Хуан Луис Вивес (1492–1540 гг.) – испанский философ, гуманист и педагог Написал трактаты: «О методе обучения», «Об изучении языков», «О порче нравов». Автор первого в истории педагогики трактата о воспи- тании женщины («Воспитание женщины-христианки»), в котором осуждал как предрассудок положение о вреде образования для женщи- ны. Выступал против схоластического обучения и считал, что в ученике необходимо развивать способность наблюдать явления природы, окру- жающей жизни и размышлять о них: «В обучении главное – вещи, а не одни слова». Большое значение в обучении придавал естественным наукам, древним языкам, классической литературе и истории.
17 Гуманисты эпохи Возрождения Эразм Роттердамский (1467–1536 гг.) – крупнейший ученый, прозванный «князем гуманистов»
18 Гуманисты эпохи Возрождения Франсуа Рабле (1494–1553 гг.) – французский писатель, был священником, врачом, профессором анатомии
19 Гуманисты эпохи Возрождения Мишель Монтень (1533–1592 гг.) – французский литератор и философ Основной педагогический труд – « Опыты », своеобразная антология необычного, занятного и поучи- тельного примера. В книге содер- жится около 3000 цитат. М. Мон- тень возражал против слепого подчинения авторитетам, был сторонником мягкой дисциплины и привлекательности учебных занятий.
20 Гуманисты эпохи Возрождения Томас Мор (1478–1535 гг.) – английский мыслитель, основоположник утопического социализма Основное произведение – «Золотая книжка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». Выступал против частной собственности, отмена которой, по его мнению, приведет ко всеобщему равенству. В книге много внимания уделено вопросам воспитания. Он первым из мыслителей выдвинул идею о соединении обучения с производственным трудом.
21 Гуманисты эпохи Возрождения Томмазо Кампанелла (1568–1639 гг.) – итальянский философ и писатель Родился я, чтоб поразить порок – Софизмы, лицемерие, тиранство, Я оценил Фемиды постоянство, Мощь, Разум и Любовь – ее урок. В открытиях философских высший прок, Где истина преподана без чванства, – Бальзам от лжи тройной, от окаянства, Под коим мир стенящий изнемог. Т. Кампанелла
22 Тестовые задания 1. В перечень факультетов средневековых университетов не входил: а) богословский; б) математический; в) медицинский; г) юридический. 2. Одной из основных форм обучения в средневековых университетах был(а): а) самостоятельная работа; б) лекция; в) беседа; г) практикум. 3. Основным учебным заведением в Западной Европе XVII в., дававшим классическое образование, стала: а) реальная школа; б) бюргерская школа; в) гимназия; г) кафедральная школы.
23 Тестовые задания 4. Идею «школы в природе» осуществил: а) Витторино да Фельтре; б) Э. Роттердамский; в) Х.Л. Вивес; г) Ф. Рабле. 5. Первый трактат о воспитании женщины написал: а) Ф. Рабле; в) Т. Мор; б) М. Монтень;г) Х.Л. Вивес. 6. Широкую известность в педагогике получил роман Ф. Рабле: а) «Похвала глупости»; б) «О порче нравов» в) «Гаргантюа и Пантагрюэль»; г) «Опыты». 7. Идея соединения обучения с производственным трудом впервые была высказана: а) Э. Роттердамским; в) Т. Мором; б) Ф. Рабле;г) М. Монтенем.
24 Кроссворд «Школа и педагогическая мысль в эпоху Средних веков» (Орлова А.П. История педагоги- ки: учеб.-метод. материалы / А.П. Орлова, Н.К. Зинькова, В.В. Тетерина. – Минск: «ИВЦ Минфина», – С ) По горизонтали : 1. Основная форма обучения в среде ремесленников и купеческой среде. 2. Социально-политическое движение, направленное против католицизма. 3. Представитель наций, определявших жизнь первых университетов. 4. Составная часть комплекса «семи свободных искусств». 5. Религиозный и педагогический деятель раннего Средневековья, создавший программу «семи свободных искусств». 6. Светское учебное заведение повышенного типа во Франции в XIV-XV вв. 7. Выдающийся деятель эпохи Возрождения, названный «наставником Германии». 8. Главный учебный предмет комплекса «семи свободных искусств». 9. Лицо, следившее за порядком в средневеко- вой школе. 10. Звание, которое получал выпускник малой школы в Париже. По вертикали : 1. Лицо, преподававшее церковное пение в раннесредневековых шко- лах. 2. Составная часть комплекса «семи свободных искусств». 3. Западноевропейская религиозная драма. 4. Металлическая заостренная палочка, которой писали на вощеных дощечках. 5. Итальянский гуманист эпохи Возрождения. 6. Учебная книга, напоминаю- щая современный букварь. 7. Категория странствующих студентов. 8. Страна, в кото- рой была создана первая в мире школа радости. 9. Преподаватель «семи свободных искусств» в университетах.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.