Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемКлавдия Разгильдяева
1 Методические рекомендации по проведению аккредитационной экспертизы в отношении образовательных программ высшего образования – программ бакалавриата, программ специалитета, программ магистратуры
2 Цель государственной аккредитации, нормативно- правовое обеспечение, основные принципы Целью государственной аккредитации является подтверждение соответствия ФГОС образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
3 Аккредитационная экспертиза при государственной аккредитации образовательной деятельности проводится в соответствии со следующими нормативными правовыми актами: Федеральный закон от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Постановление Правительства Российской Федерации от «О государственной аккредитации образовательной деятельности» (вместе с «Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности»). Постановление Правительства Российской Федерации от «Об утверждении Правил оплаты услуг экспертов и экспертных организаций и возмещения расходов, понесенных ими в связи с проведением аккредитационной экспертизы» Приказ Минобрнауки России от «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций». Приказы Минобрнауки России об утверждении федеральных государственных образовательных стандартов высшего професионального образования. Приказы Минобрнауки России об утверждении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Приказ Минобрнауки России от «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры». Приказ Рособрнадзора от «Об установлении нормативов трудозатрат и коэффициентов, учитывающих изменения сложности работ в зависимости от контингента обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, при проведении аккредитационной экспертизы». Состав экспертной группы по проведению аккредитационной экспертизы утверждается распорядительным актом Рособрнадзора
5 Исходные материалы эксперта/экспертной организации для проведения аккредитационной экспертизы
6 Наименование документов и материалов Локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся Личные дела обучающихся и выпускников Индивидуальные учебные планы Образовательная программа (разработанная и утвержденная в полном объеме) включая учебные планы, календарные графики, фонды оценочных средств, рабочие программы модулей (дисциплин), практик Расписания учебных занятий за последний учебный год Зачетно-экзаменационные ведомости, зачетные книжки выпускников, книги регистрации выданных документов об образовании Распорядительные акты ОО об утверждении тем выпускных квалификационных работ, а также выпускные квалификационные работы (по выбору члена экспертной группы) Документы по практикам (положение о практиках, приказы о направлении на практику, договоры с внешними организациями о местах проведения практики; отчет по практикам, иные документы, предусмотренные положением о практике и рабочими программами практик)
7 Материалы о профессорско-преподавательском составе: личные дела научно-педагогических работников; журналы учета нагрузки научно-педагогических работников; индивидуальные планы научно-педагогических работников, перечень публикаций, для руководителей магистерских программ со ссылкой на публикацию в РИНЦ, Web of Science, Scopus или аналогичную базу научных публикаций за последние два года, Дополнительно для руководителей магистерских программ предоставляются следующие сведения: документы о квалификации при прохождении тематического обучения по вопросам психологии и педагогики или профилю преподаваемой дисциплины (модуля)) заверенные в установленном порядке копии договоров на проведение научных исследований с актами выполненных работ Инвентарные списки оборудования, составленные на определенную дату Лицензии (лицензионные соглашения) на программное обеспечение (для свободного ПО - GNU General Public License или аналог) Картотека книгообеспеченности Договоры на использование сторонних ЭБС или акт ввода в эксплуатацию собственной электронной библиотеки Отчеты о качестве реализуемых в учебном году дисциплин (модулей), рецензии работодателей на элементы образовательной программы Положение об итоговой аттестации образовательной организации, программы итоговой аттестации, результаты итоговой аттестации, утвержденные списки председателей государственной аттестационной комиссии (далее – ГАК), протоколы государственной экзаменационной комиссии (ГЭК),отчеты председателей ГАК (ГЭК) за последние шесть лет
8 Обязательный минимум содержания основной образовательной программы 100% наличия обязательных дисциплин федерального компонента в учебном плане, расписании занятий, экзаменационных ведомостях. 100% наличия рабочих программ дисциплин Наличие в рабочих программах дисциплин минимума содержания Наличие дисциплин по выбору студента, устанавливаемых образовательной организацией (в установленном объеме) Сроки освоения основной образовательной программы Выполнение требований к общему количеству часов теоретического обучения Выполнение требований к объему учебной нагрузки по циклам дисциплин и отдельным дисциплинам Выполнение требований к общему сроку освоения основной образовательной программы Выполнение требований к продолжительности теоретического обучения Выполнение требований к продолжительности всех видов практик Выполнение требований к продолжительности государственной (итоговой) аттестации Выполнение требований к общей продолжительности каникул и объему каникулярного времени в учебном году Выполнение требований к максимальному объему учебной нагрузки студента в неделю (включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы) Выполнение требований: к среднему объему аудиторных занятий студента в неделю (очная форма получения образования), к объему аудиторных занятий в неделю (очно-заочная (вечерняя) форма получения образования), к объему аудиторных занятий в учебном году (заочная форма получения образования) Показатели соответствия содержания и качества ГОС
9 Результаты освоения основной образовательной программы Доля студентов, освоивших дисциплины федерального компонента ГОС ВПО Результаты государственной (итоговой) аттестации (итоговой аттестации) (включая методическое обеспечение по ее организации) Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса Обеспечение документами всех видов практик по основной образовательной программе 100% обеспечение всех видов занятий по дисциплинам учебного плана учебно-методической документацией Наличие возможности доступа всех студентов к фондам учебно-методической документации и изданиям по основным изучаемым дисциплинам, в том числе доступа к электронно-библиотечным системам, сформированным на основании прямых договоров с правообладателями Требования к кадровому обеспечению учебного процесса Соответствие требованиям ГОС ВПО доли преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание Не менее чем у 50% преподавателей по основной образовательной программе базовое образование соответствует профилю преподаваемых дисциплин 100% штатных преподавателей по образовательной программе принимают участие в научной и/или научно-методической, творческой деятельности
10 Требования к структуре основной образовательной программы Выполнение требований к структуре ООП. Выполнение требований к содержанию ООП и реализации компетентностного подхода. 100% наличия обязательных дисциплин базовой (обязательной) части в учебном плане, расписании занятий. Срок освоения основной образовательной программы Выполнение требований к трудоемкости и нормативному сроку освоения основной образовательной программы. Выполнение требований к трудоемкости учебных циклов и разделов. Выполнение требований к удельному весу дисциплин по выбору обучающихся в составе вариативной части обучения. Выполнение требований к общей трудоемкости каждой дисциплины основной образовательной программы. Выполнение требований к проценту занятий, проводимых в активных и интерактивных формах. Выполнение требований к проценту занятий лекционного типа по отношению к объему аудиторных занятий. Выполнение требований к максимальному объему учебных занятий обучающихся в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативные дисциплины. Выполнение требований к общему объему каникулярного времени в учебном году, и требования о наличии каникул в зимний период. Выполнение требований к наличию лабораторных практикумов и/или практических занятий по дисциплинам, указанным во ФГОС. Выполнение требований к объему часов по дисциплине «Физическая культура», в том числе по объему практической подготовки, реализуемой при очной форме обучения. Выполнение требований к объему факультативных дисциплин за весь период обучения. Показатели соответствия содержания и качества ФГОС
11 Требования к результатам освоения основной образовательной программы Доля обучающихся, освоивших дисциплины федерального компонента ФГОС ВПО не менее 60%. Результаты государственной (итоговой) аттестации (включая методическое обеспечение по ее организации). Требования к учебно-методическому обеспечению реализуемой основной образовательной программы Обеспечение документами всех видов практик по основной образовательной программе. 100% обеспечение всех видов занятий по дисциплинам учебного плана учебно-методической документацией. Наличие возможности доступа всех обучающихся к фондам учебно-методической документации и изданиям по основным изучаемым дисциплинам, в том числе доступ к электронно-библиотечным системам, сформированным на основании прямых договоров с правообладателями. Требования к кадровому обеспечению реализуемой основной образовательной программы Соответствие доли преподавателей, имеющих базовое образование, профилю преподаваемых дисциплин по основной образовательной программе. Соответствие требованиям ФГОС ВПО доли преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, обеспечивающих образовательный процесс по основной образовательной программе. Участие штатных преподавателей в научной и/или научно-методической, творческой деятельности.
12 Порядок работы экспертной группы Связывается с руководителем ОО для уточнения режима работы организации. Составляет график проведения аккредитационной экспертизы с учетом режима работы ОО или ее филиала и даты начала и окончания проведения аккредитационной экспертизы, установленных аккредитационным органом в распорядительном акте. Информирует членов экспертной группы и представителя ОО о графике проведения аккредитационной экспертизы. Передает членам экспертной группы, полученные от представителя ОО документы и материалы. Осуществляет анализ Отчетов членов экспертной группы в целях подготовки Заключения. Своевременно информирует Росаккредагентство о выявленных нарушениях при проведении аккредитационной экспертизы: выявлении фактов гражданско-правовых (трудовых) отношений членов экспертной группы и ОО, или иных фактов, нарушающих принцип объективности аккредитационной экспертизы, неявки или невыполнения членами экспертной группы своих обязанностей. Готовит по окончании проведения аккредитационной экспертизы на основании Отчетов Заключение. Не позднее 3 рабочих дней после окончания проведения аккредитационной экспертизы направляет Заключение с приложением Отчетов, а также заверенных копий документов, подтверждающих выявленные несоответствия образовательной программы требованиям ФГОС, в Росаккредагентство. Руководитель экспертной группы в рамках организации и координации работ по проведению аккредитационной экспертизы с выездом в ОО или ее филиал после получения от аккредитационного органа распорядительного акта о проведении аккредитационной экспертизы:
14 При проведении аккредитационной экспертизы соответствия содержания и качества подготовки обучающихся в организации требованиям ФГОС (ГОС) по каждой заявленной к государственной аккредитации образовательной программе, экспертной группой проводится:
15 Показатель соответствия содержания и качества Рекомендации эксперту 12 Обязательный минимум содержания основной образовательной программы % наличия обязательных дисциплин федерального компонента в учебном плане, расписании занятий, экзаменационных ведомостях. Проверяемые документы: учебный план, расписание занятий, экзаменационные ведомости. Проверяется наличие всех обязательных дисциплин федерального компонента в учебном плане, расписании занятий, экзаменационных ведомостях на соответствие разделу 4 ГОС. В случае выявления несоответствий указать в комментарии (пояснить, на основании чего был сделан вывод о несоответствии) % наличия рабочих программ дисциплин Проверяемые документы: учебный план, рабочие программы дисциплин. Проверяется наличие утвержденных рабочих программ всех дисциплин в соответствии с п.3.1. ГОС. Если по каким-либо дисциплинам программы отсутствуют – привести перечень этих дисциплин. 3. Наличие в рабочих программах дисциплин минимума содержания Проверяемые документы: рабочих программ дисциплин. Проверяется наличие в рабочих программах дисциплин минимума содержания в соответствии с разделом 4 ГОС. Если имеется несоответствие пояснить, на основании чего был сделан вывод. 4. Наличие дисциплин по выбору студента, устанавливаемых образовательной организацией (в установленном объеме) Проверяемые документы: учебный план, рабочие программы дисциплин, расписание занятий, экзаменационные ведомости, интервью со студентами. Проверяется наличие в блоках дисциплин по выбору студентов альтернативных дисциплин (в объеме, установленном разделом 4 ГОС) и предоставление студентам реальной возможности выбора дисциплин в соответствии с п.6.1. ГОС. Проводится интервью со студентами. Если имеется несоответствие пояснить, на основании чего был сделан вывод. Соответствие ГОС
16 Сроки освоения основной образовательной программы 5. Выполнение требований к общему количеству часов теоретического обучения Проверяемые документы: учебный план, рабочие программы дисциплин, расписание занятий. Проверяется выполнение требования к общему количеству часов теоретического обучения на соответствие разделу 4 ГОС. Выполняется анализ учебного плана. Выполняется выборочная проверка фактической реализации учебного плана посредством анализа рабочих программ дисциплин и расписания занятий. Если имеется несоответствие количества часов – указать фактическое значение и расхождение с требованием ГОС (пояснить, на основании чего был сделан вывод о несоответствии). 6. Выполнение требований к объему учебной нагрузки по циклам дисциплин и отдельным дисциплинам Проверяемые документы: учебный план, рабочие программы дисциплин, расписание занятий. Проверяется выполнение требования к общему количеству часов теоретического обучения на соответствие разделам 4 и 6 ГОС на основании анализа учебного плана. Выполняется выборочная проверка фактической реализации учебного плана посредством анализа рабочих программ дисциплин и расписания занятий. Если имеется несоответствие количества часов – указать фактическое и нормативное значение. Требования к допустимым отклонениям от распределения трудоемкости и нормативного срока обучения устанавливаются с учетом требований ГОС и законодательства РФ. 7. Выполнение требований к общему сроку освоения основной образовательной программы Проверяемые документы: календарный учебный график,учебный план. Проверяется выполнение требования к общему сроку освоения основной образовательной программы. Если имеется несоответствие количества недель – указать фактическое и нормативное значение (пояснить, на основании чего был сделан вывод о несоответствии). 8. Выполнение требований к продолжительности теоретического обучения Проверяемые документы: календарный учебный график,учебный план. Проверяется выполнение требования раздела 5 ГОС к продолжительности теоретического обучения. Если имеется несоответствие количества недель – указать фактическое и нормативное значение (пояснить, на основании чего был сделан вывод о несоответствии).
17 9. Выполнение требований к продолжительности всех видов практик Проверяемые документы: календарный учебный график,учебный план, программы практик, приказы о направлении на практику, отчеты по практикам. Проверяется выполнение требования раздела 5 ГОС к продолжительности всех видов практик. Если имеется несоответствие количества недель – указать фактическое и нормативное значение (пояснить, на основании чего был сделан вывод о несоответствии). 10. Выполнение требований к продолжительности государственной (итоговой) аттестации Проверяемые документы: календарный учебный график,учебный план, программы государственной (итоговой) аттестации Проверяется выполнение требования раздела 5 ГОС к продолжительности государственной (итоговой) аттестации. Если имеется несоответствие количества недель – указать фактическое и нормативное значение (пояснить, на основании чего был сделан вывод о несоответствии). 11. Выполнение требований к общей продолжительности каникул и объему каникулярного времени в учебном году Проверяемые документы * : календарный учебный график. * - в вузах, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы (см. ст. 30 Положения о порядке прохождения военной службы (утв. Указом Президента РФ от г. 1237)). Проверяется выполнение требования раздела 5 ГОС к общей продолжительности каникул и объему каникулярного времени в учебном году. Если имеется несоответствие количества недель – указать фактическое и нормативное значение (пояснить, на основании чего был сделан вывод о несоответствии). 12. Выполнение требований к максимальному объему учебной нагрузки студента в неделю (включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы). Проверяемые документы: календарный учебный график,учебный план, расписание занятий, интервью со студентами. Проверяется выполнение требования раздела 5 ГОС к максимальному объему учебной нагрузки студента в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы, определенному учебным планом. Выполняется выборочная проверка фактической реализации учебного плана посредством анализа календарного учебного графика и расписания занятий. Проводится интервью со студентами. Если имеется несоответствие количества часов – указать фактическое и нормативное значение (пояснить, на основании чего был сделан вывод о несоответствии). 13. Выполнение требований: к среднему объему аудиторных занятий студента в неделю (очная форма получения образования), к объему аудиторных занятий в неделю (очно- заочная (вечерняя) форма получения образования), к объему аудиторных занятий в учебном году (заочная форма получения образования) Проверяемые документы: календарный учебный график,учебный план, расписание занятий, интервью со студентами. Проверяется выполнение требования раздела 5 ГОС к объему учебной нагрузки студента в неделю/учебном году, определенному учебным планом. Выполняется выборочная проверка фактической реализации учебного плана посредством анализа календарного учебного графика и расписания занятий. Проводится интервью со студентами. Если имеется несоответствие количества часов – указать фактическое и нормативное значение (пояснить, на основании чего был сделан вывод о несоответствии).
18 Результаты освоения основной образовательной программы 14. Доля студентов, освоивших дисциплины федерального компонента ГОС ВПО Форма проверки: устный опрос, собеседование и т.п. Количество проверяемых студентов определяется экспертом. Если проводится компьютерное тестирование, используются его результаты. Проверяется выполнение требования к доле студентов, освоивших дисциплины федерального компонента ГОС ВПО – не менее 60%, также указать фактическое значение доли студентов (а также пояснить, на основании чего был сделан вывод о выполнении/невыполнении требования). Для компьютерного тестирования доля студентов, освоивших дисциплины федерального компонента ГОС ВПО, должна составлять не менее 50%. 15. Результаты государственной (итоговой) аттестации (итоговой аттестации) (включая методическое обеспечение по ее организации) Проверяемые документы и материалы * : программы государственной (итоговой) аттестации, ФОС государственной (итоговой) аттестации, протоколы ГЭК и ГАК, отчеты председателей, экзаменационные ведомости, выпускные квалификационные работы. * - в случае первого выпуска по ООП показатель не проверяется. Проверяется качественное содержание выпускных квалификационных работ и ФОС государственной итоговой аттестации на соответствие современному уровню развития науки, техники, технологии, экономики и уровню социального развития страны. Проверяется объективность выставляемых оценок, содержание замечаний членов ГЭК и ГАК, содержание корректирующих действий по указанным в замечаниях недостатках. Если имеется несоответствие пояснить, на основании чего был сделан вывод. Проверяется выполнение требования раздела 7 ГОС к обеспечению документами по организации государственной (итоговой) аттестации (итоговой аттестации) выпускников. Если имеется несоответствие пояснить, на основании чего был сделан вывод.
19 Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса 16. Обеспечение документами всех видов практик по основной образовательной программе Проверяемые документы: календарный учебный график,учебный план, программы практик, приказы о направлении на практику, отчеты по практикам, договоры с местами проведения практик Проверяется выполнение требования п.3.1. и раздела 6 ГОС к обеспечению документами всех видов практик по основной образовательной программе. Если имеется несоответствие пояснить, на основании чего был сделан вывод % обеспечение всех видов занятий по дисциплинам учебного плана учебно- методической документацией Проверяемые документы: учебно-методические комплексы дисциплин (УМКД). Проверяется выполнение требования раздела 6 ГОС к наличию и содержанию УМКД, в том числе наличие методической документации по всем видам занятий, определенных учебным планом (включая самостоятельную работу студентов). Проверяется качественное содержание преподаваемого материала, его соответствие современному уровню развития науки, техники, технологии, экономики и уровню социального развития страны. Если имеется несоответствие пояснить, на основании чего был сделан вывод. 18. Наличие возможности доступа всех студентов к фондам учебно-методической документации и изданиям по основным изучаемым дисциплинам, в том числе доступа к электронно-библиотечным системам, сформированным на основании прямых договоров с правообладателями Проверяемые документы и материалы: рабочие программы дисциплин, данные о библиотечном фонде, договоры о предоставлении доступа к электронно-библиотечной системе. Проверяется выполнение требования раздела 5 ГОС: 1)к укомплектованности фондов библиотеки образовательной организации печатными и/или электронными изданиям основной учебной литературы по дисциплинам всех циклов по ООП, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла – за последние 5 лет), фондов дополнительной литературы в соответствии с рабочими программами дисциплин; 2)к наличию и доступности электронно-библиотечной системы, сформированной на основании прямых договоров с правообладателями. Если имеется несоответствие пояснить, на основании чего был сделан вывод.
20 Требования к кадровому обеспечению учебного процесса 19. Соответствие требованиям ГОС ВПО доли преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание Проверяемые документы и материалы: распределение учебной нагрузки преподавателей,личные дела преподавателей кафедр, ведущих занятия по указанной в задании образовательной программе. Проверяется выполнение требования раздела 6 ГОС к доле преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание. Следует пояснить, на основании чего был сделан вывод о фактическом значении показателя. 20. Не менее чем у 50% преподавателей по основной образовательной программе базовое образование соответствует профилю преподаваемых дисциплин Проверяемые документы и материалы: распределение учебной нагрузки преподавателей,личные дела, индивидуальные планы и отчеты преподавателей кафедр, ведущих занятия по указанной в задании образовательной программе. Эксперт проверяет фактический процент преподавателей, имеющих соответствующее базовое образование (исходя из учебной нагрузки преподавателей в рамках образовательной программы). Соответствие базового образования и профиля дисциплины рекомендуется определять следующим образом: а) определяется направление подготовки, которому соответствует дисциплина (напр., дисциплине "Математика" соответствует направление подготовки "МАТЕМАТИКА"); б) определяется УГС, соответствующая направлению подготовки (напр., направлению подготовки "МАТЕМАТИКА" соответствует УГС "ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ"); в) определяется УГС, соответствующая специальности преподавателя по диплому; г) соответствие считается установленным в случае совпадения УГС, определенных в пп. б) и в). Определяется фактическое значение доли преподавателей с соответствующим базовым образованием. Следует пояснить, на основании чего был сделан вывод о фактическом значении показателя % штатных преподавателей по образовательной программе принимают участие в научной и/или научно-методической, творческой деятельности Проверяемые документы и материалы: распределение учебной нагрузки преподавателей,личные дела, индивидуальные планы и отчеты преподавателей кафедр, ведущих занятия по указанной в задании образовательной программе; публикации (в том числе монографии, учебные пособия, статьи), авторефераты диссертаций, патенты, авторские свидетельства, учебные и учебно- методические пособия, указанные в отчетах преподавателей. Эксперт выборочно проверяет достоверность представленных в отчетах преподавателей сведений. Определяется фактическое значение доли преподавателей, участвующих в научной и/или научно- методической, творческой деятельности. Следует пояснить, на основании чего был сделан вывод о фактическом значении показателя.
21 Соответствие ФГОС Показатель соответствия содержания и качества Рекомендации эксперту 12 Требования к структуре основной образовательной программы 1. Выполнение требований к структуре ООП. Проверяемые документы и материалы: учебный план, программы дисциплин (модулей), практик, итоговых аттестаций. Определяется наличие рабочих программпо каждому элементу учебного плана, разработанных за последние 6 лет: дисциплин (модулей), практик, итоговых аттестаций. 2. Выполнение требований к содержанию ООП и реализации компетентностного подхода. Проверяемые документы и материалы: учебный план, рабочие программы дисциплин (модулей), практик, итоговых аттестаций. Определяется последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности в привязке к четко сформулированным конечным результатам обучения: знаниям, умениям и приобретаемым компетенциям в целом по основной образовательной программе (п.п. 7.1 – 7.4 ФГОС). В рабочей программе каждой дисциплины должны быть указаны предварительные компетенции, сформированные у обучающегося до начала изучения дисциплины, и конечные результаты обучения – знания, умения, навыки, общекультурные и профессиональные компетенции. Анализируется периодичность обновления ООП, актуальность ООП в целом и ее отдельных элементов в соответствии с уровнем развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы % наличия обязательных дисциплин базовой (обязательной) части в учебном плане, расписании занятий (проверяется при наличии соответствующего требования в ФГОС). Проверяемые документы и материалы: учебный план, расписание занятий, экзаменационные ведомости. Определяется наличие обязательных дисциплин базовой части ООП на соответствие п. 6.3 ФГОС.
22 Сроки освоения основной образовательной программы 4. Выполнение требований к трудоемкости и нормативному сроку освоения основной образовательной программы. Проверяемые документы и материалы: учебный план, календарный учебный график, расписание занятий. Определяется соответствие общей фактической трудоемкости ООП и нормативного срока обучения нормативным требованиям (в соответствии с требованиями разделов III и IV ФГОС), распределение трудоемкости по годам обучения (в соответствии с разделом III ФГОС), а также соответствие установленных образовательной организацией отклонений от нормативного срока обучения и распределения трудоемкости по периодам обучения. Требования к допустимым отклонениям от распределения трудоемкости и нормативного срока обучения устанавливаются с учетом требований ФГОС и приказом Минобрнауки России от г Выполнение требований к трудоемкости учебных циклов и разделов. Проверяемые документы и материалы: учебный план, рабочие программы дисциплин. Проверяется соответствие трудоемкости учебных циклов и разделов требованиям, указанным в разделе 6 ФГОС. При необходимости осуществляется перерасчет трудоемкости с учетом единиц (зачетные единицы или академические часы), применяемых в образовательной организации для нормирования. В соответствии с требованиями ФГОС часовой эквивалент зачетной единицы составляет 36 часов. 6. Выполнение требований к удельному весу дисциплин по выбору обучающихся в составе вариативной части обучения. Проверяемые документы и материалы: учебный план, рабочие программы дисциплин, расписание занятий, учебные карточки студентов, экзаменационных ведомостей, интервью со студентами. Проверяется выполнение требований п. 7.5 ФГОС к удельному весу дисциплин по выбору обучающихся в составе вариативной части обучения. Студентам в соответствии с п ФГОС должна быть предоставлена реальная возможность выбора дисциплин. 7. Выполнение требований к общей трудоемкости каждой дисциплины основной образовательной программы. Проверяемые документы и материалы: учебный план, рабочие программы дисциплин. Проверяется соответствиефактической трудоемкости каждой дисциплины (за исключением дисциплин по выбору обучающихся) требованиям п.7.4 ФГОС.
23 8. Выполнение требований к проценту занятий, проводимых в активных и интерактивных формах. Проверяемые документы и материалы: учебный план, рабочие программы дисциплин, учебно-методических материалов. Проверяется выполнение требования п.7.3 ФГОС к проценту занятий, проводимых в активных и интерактивных формах (за весь период обучения). 9. Выполнение требований к проценту занятий лекционного типа по отношению к объему аудиторных занятий. Проверяемые документы и материалы: учебный план, рабочие программы дисциплин, учебно-методических материалов. Проверяется выполнение требования п.7.3 ФГОС к проценту занятий лекционного типа. 10. Выполнение требований к максимальному объему учебных занятий обучающихся в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативные дисциплины. Проверяемые документы и материалы: учебный план, календарный учебный график, рабочие программы дисциплин, расписание занятий. Проверяется соответствие максимального объема учебной нагрузки обучающихся в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативные дисциплины требованиям п.7.6 ФГОС. Проверяется соответствие максимального объема аудиторных учебных занятий в неделю требованиям п.7.7 ФГОС. 11. Выполнение требований к общему объему каникулярного времени в учебном году, и требования о наличии каникул в зимний период. Проверяемые документы и материалы: учебный план, календарный учебный график Проверяется соответствие общего объема каникулярного времени в каждом учебном году (а также в зимний период) требованиям п.7.9 ФГОС.
24 12. Выполнение требований к наличию лабораторных практикумов и/или практических занятий по дисциплинам, указанным в ФГОС. Проверяемые документы и материалы: учебный план, рабочие программы дисциплин, расписание занятий Проверяется выполнение требования п.7.13 ФГОС к наличию лабораторных практикумов и/или практических занятий. 13. Выполнение требований к объему часов по дисциплине «Физическая культура», в том числе по объему практической подготовки, реализуемой при очной форме обучения (при наличии соответствующего требования в ФГОС). Проверяемые документы и материалы: учебный план, календарный учебный график, рабочая программа дисциплины «Физическая культура», расписание занятий. Проверяется выполнение требования к объему часов по дисциплине «Физическая культура», в том числе по объему практической подготовки, реализуемой при очной форме получения образования. 14. Выполнение требований к объему факультативных дисциплин за весь период обучения (при наличии соответствующего требования в ФГОС). Проверяемые документы и материалы: учебный план, рабочие программы факультативных дисциплин, расписание занятий, зачетно-экзаменационные ведомости. Проверяется объем факультативных дисциплин на соответствие требованиям, указанным в разделе 7 ФГОС
25 Требования к результатам освоения основной образовательной программы 15. Доля студентов, освоивших дисциплины федерального компонента ФГОС ВПО Форма проверки: устный опрос, собеседование и т.п. Количество проверяемых студентов определяется экспертом. Если проводится компьютерное тестирование, используются его результаты. Проверяется выполнение требования к доле студентов, освоивших дисциплины федерального компонента ФГОС ВПО – не менее 60%, также указать фактическое значение доли студентов (а также пояснить, на основании чего был сделан вывод о выполнении/невыполнении требования). 16. Результаты государственной (итоговой) аттестации (включая методическое обеспечение по ее организации). Проверяемые документы и материалы: календарный учебный график,учебный план, программы государственной (итоговой) аттестации, ФОС государственной (итоговой) аттестации, протоколы ГЭК, отчеты председателей, экзаменационные ведомости, выпускные квалификационные работы. Проверяется качественное содержание выпускных квалификационных работ и ФОС государственной итоговой аттестации на соответствие современному уровню развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. Проверяется объективность выставляемых оценок, содержание замечаний членов ГЭК, содержание корректирующих действий по указанным в замечаниях недостатках. Если имеется несоответствие пояснить, на основании чего был сделан вывод. * - в случае первого выпуска по ООП содержание выпускных квалификационных работ, а также результаты работы ГЭК не проверяются Проверяется выполнение требования раздела 8 ФГОС к обеспечению документами по организации государственной (итоговой) аттестации (итоговой аттестации) выпускников. Если имеется несоответствие пояснить, на основании чего был сделан вывод.
26 Требования к учебно-методическому обеспечению реализуемой основной образовательной программы 17. Обеспечение документами всех видов практик по основной образовательной программе. Проверяемые документы: календарный учебный график,учебный план, программы практик, приказы о направлении на практику, отчеты по практикам, договоры с внешними организациями о местах проведения практик Проверяется выполнение требования п.7.15 ФГОС к обеспечению документами всех видов практик по основной образовательной программе % обеспечение всех видов занятий по дисциплинам учебного плана учебно- методической документацией. Проверяемые документы: учебно-методические комплексы дисциплин (УМКД). Проверяется выполнение требования раздела 7 ФГОС к наличию и содержанию УМКД, в том числе наличие методической документации по всем видам занятий, определенных учебным планом (включая самостоятельную работу студентов). Проверяется качественное содержание преподаваемого материала, его соответствие современному уровню развития науки, техники, технологии, экономики и уровню социального развития страны. Если имеется несоответствие пояснить, на основании чего был сделан вывод. 19. Наличие возможности доступа всех обучающихся к фондам учебно-методической документации и изданиям по основным изучаемым дисциплинам, в том числе доступа к электронно- библиотечным системам, сформированным на основании прямых договоров с правообладателями. Проверяемые документы и материалы: рабочие программы дисциплин, данные о библиотечном фонде, договоры о предоставлении доступа к электронно-библиотечной системе. Проверяется выполнение требования раздела 7 ФГОС: 1)к укомплектованности фондов библиотеки образовательной организации печатными и/или электронными изданиям основной учебной литературы по дисциплинам всех циклов по ООП, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла – за последние 5 лет), фондов дополнительной литературы в соответствии с рабочими программами дисциплин; 2)к наличию и доступности электронно-библиотечной системы, сформированной на основании прямых договоров с правообладателями. Если имеется несоответствие пояснить, на основании чего был сделан вывод.
27 Требования к кадровому обеспечению реализуемой основной образовательной программы 20. Соответствие доли преподавателей, имеющих базовое образование, профилю преподаваемых дисциплин по основной образовательной программе. Проверяемые документы и материалы: личные дела преподавателей, штатное расписание, расписание занятий, индивидуальные планы и отчеты преподавателей. Проверяется соответствие фактического значения доли преподавателей с соответствующим базовым образованием (исходя из учебной нагрузки преподавателей в рамках образовательной программы) требованиям раздела 7 ФГОС. Доля таких преподавателей должна составлять не менее 50 % для программ бакалавриата и 100% для программ специалитета и магистратуры. Соответствие базового образования и профиля дисциплины рекомендуется определять следующим образом: а) определяется направление подготовки, которому соответствует дисциплина (напр., дисциплине "Математика" соответствует направление подготовки "МАТЕМАТИКА"); б) определяется УГС, соответствующая направлению подготовки (напр., направлению подготовки "МАТЕМАТИКА" соответствует УГС "ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ"); в) определяется УГС, соответствующая специальности преподавателя по диплому; г) соответствие считается установленным в случае совпадения УГС, определенных в пп. б) и в). 21. Соответствие требованиям ФГОС ВПО доли преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, обеспечивающих образовательный процесс по основной образовательной программе. Проверяемые документы и материалы: личные дела преподавателей, штатное расписание, расписание занятий, индивидуальные планы и отчеты преподавателей. Проверяется выполнение требования раздела 7 ФГОС к доле преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание (исходя из учебной нагрузки преподавателей в рамках образовательной программы). Для программ магистратуры дополнительно проверяется выполнение требований п ФГОС к преподавателям, осуществляющим руководство магистрами и/или магистерской программой. 22. Участие штатных преподавателей в научной и/или научно-методической, творческой деятельности. Проверяемые документы и материалы: личные дела преподавателей, штатное расписание, расписание занятий, план и отчет работы кафедры, индивидуальные планы и отчеты преподавателей, монографии, протоколы заседания кафедр по предзащите диссертаций, авторефераты диссертаций, диссертации, патенты, авторские свидетельства, учебные и учебно-методические пособия. Проверяется выполнение требования к участию всех штатных преподавателей по образовательной программе в научной и/или научно-методической, творческой деятельности. Если для каких-либо штатных преподавателей требование не выполнено, привести список этих преподавателей (а также пояснить, на основании чего был сделан вывод о выполнении/невыполнении требования – документ, визуальный осмотр, интервью и т.п.).
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.