Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемКлара Недосекина
1 Существительные общего рода Урок для 5 класса
2 1. Цели: Закрепление материала по теме «Род имён существительных». Закрепление материала по теме «Род имён существительных». Знакомство с понятием существительное общего рода. Знакомство с понятием существительное общего рода. 2. Оборудование: Мультимедийная презентация 3. Создание условий для открытия учащимися понятия существительные общего рода и выделения условий их употребления. Создание условий для открытия учащимися понятия существительные общего рода и выделения условий их употребления. Формирование умения находить имена существительные общего рода в тексте, опознавать, сопоставлять явления и факты, работать с текстом. Формирование умения находить имена существительные общего рода в тексте, опознавать, сопоставлять явления и факты, работать с текстом. Сформировать умение правильно употреблять имена существительные общего рода в речи. Сформировать умение правильно употреблять имена существительные общего рода в речи. 4. Источник: Учебник «Русский язык». 5 класс. Под ред. М.М. Разумовской, П.А Леканта
3 ??????
4 Ребята! Как вы заметили, у нас сегодня еще нет темы урока, но сегодня мы с вами повторим пройденное на прошлом уроке и откроем что-то новое. И тему урока сформулируем в конце. Попробуем?
5 План урока Повторяем Исследуем Тренируемся
6 Что же мы прошли на прошлом уроке? Перечислите три рода имен существительных. Какой это признак имени существительного? Как распределяются существительные по родам в русском языке?
7 Как мы узнаем род имени существительного? Можем подставить местоимения М.р.Ж.р.Ср.р. МОЙ ОН МОЯ ОНА МОЁ ОНО
8 Определим род существительных: Берег Беседа Озеро Экскурсия Завтрак Решение Земляника М.р. Ж.р. Ср.р. Ж.р. М.р. Ср.р. Ж.р. Какое значение имеет слово экскурсия?экскурсия
9 Экскурсия - (от лат. excursio поездка, вылазка), посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т.д.)
10 Найдем ошибки в предложениях и исправим их: В рюкзаке не оказалось картофель. Я хотел полакомиться повидло. На пруду плавал лебедя. На следующий день на ноге уже не было мозоль. В вольере не оказалось тигрица. Подберем к этим словам согласованные определения, чтобы проверить себя картофеля повидлом лебедь мозоли тигрицы
12 Ребята, к нам пришло письмо от девочки Насти Кувшинчиковой. Давайте прочитаем его…
13 От Насти Ребятам Ребята, помогите мне. Я уже устала от Пети, совсем не знаю, что с ним делать. Он теперь такой плакса, что-то сделает не так и сразу плачет. А еще, он жуткий брюзга, чуть что не по нраву – сразу начинает брюзжать. Не знаю, что же делать с самой собой, я стала такая транжира. И еще, хочу поделиться с вами своими планами, хочу стать врачом. Представляете: лечащий врач Кувшинчикова уехала в командировку. Буду ждать помощи! Всего хорошего! Ваша Настя.
14 Как вам кажется, все ли правильно в этом письме? Какую особенность вы заметили? Ребята, помогите мне. Я уже устала от Пети, совсем не знаю, что с ним делать. Он теперь такой плакса, что-то сделает не так и сразу плачет. А еще, он жуткий брюзга, чуть что не по нраву – сразу начинает брюзжать. Не знаю, что же делать с самой собой, я стала такая транжира. И еще, хочу поделиться с вами своими планами, хочу стать врачом. Представляете: лечащий врач Кувшинчикова уехала в командировку. Буду ждать помощи! Всего хорошего! Ваша Настя.
15 Ребята, помогите мне. Я уже устала от Пети, совсем не знаю, что с ним делать. Он теперь такой плакса, что-то сделает не так и сразу плачет. А еще, он жуткий брюзга, чуть что не по нраву – сразу начинает брюзжать. Не знаю, что же делать с самой собой, я стала такая транжира. И еще, хочу поделиться с вами своими планами, хочу стать врачом. Представляете: лечащий врач Кувшинчикова уехала в командировку. Буду ждать помощи! Всего хорошего! Ваша Настя.
16 Давайте сформулируем проблемы, которые нам необходимо решить: 1. Почему ряд существительных на -а, -я употреблен в качестве названия лиц как мужского, так и женского пола, если в русском языке существительные распределяются по родам, а не изменяются? 2. Почему существительное со значением названия лица по профессии по форме мужского рода может обозначать лицо женского пола, при этом согласовываться с прилагательным в мужском роде, а с глаголом в женском?
17 Как вы думаете, это исключения, нарушения или что-то другое? А что именно мы должны проанализировать, чтобы узнать правду?
18 Ребята, помогите мне. Я уже устала от Пети, совсем не знаю, что с ним делать. Он теперь такой плакса, что-то сделает не так и сразу плачет. А еще, он жуткий брюзга, чуть что не по нраву – сразу начинает брюзжать. Не знаю, что же делать с самой собой, я стала такая транжира. И еще, хочу поделиться с вами своими планами, хочу стать врачом. Представляете: лечащий врач Кувшинчикова уехала в командировку. Буду ждать помощи! Всего хорошего! Ваша Настя. такой плакса жуткий брюзга такая уехала транжира лечащий врач Кувшинчикова
19 Давайте разобьемся на группы и решим следующие задачи: 1.Определить, является ли это языковое явление нарушением или исключением. Дать название этому языковому явлению. 2. Сформулировать правила употребления существительных с такими особенностями. 3. Составьте еще несколько примеров употребления существительных с такими особенностями.
20 такой плакса жуткий брюзга такая транжира лечащий врач уехала
21 Давайте сравним результаты вашей работы с истиной: 1. В русском языке есть ряд существительных на –а, -я, которые могут называть как лиц мужского пола, так и лиц женского пола. Такие слова являются существительными общего рода.
22 Давайте сравним результаты вашей работы с истиной: Прилагательные с такими существительными согласуются и в женском и в мужском роде. Некоторые существительные мужского рода, называющие профессию, род занятий, общественное положение, звание, могут употребляться для обозначения лиц как мужского, так и женского пола. Если эти существительные называют лиц женского пола, то глагол- сказуемое согласуется с ними в женском роде. 2.
23 Существительные общего рода Теперь мы можем сформулировать тему нашего урока?
24 Давайте выполним несколько упражнений: Найдем в тексте существительные общего рода: Старуха сидит под окошком, На чем свет стоит мужа ругает: «Дурачина ты, прямой простофиля! Выпросил, простофиля, избу!» Кто автор строк? Из какого произведения эти строки? Дурачинапростофиля
25 Образуйте существительные общего рода со значением «лицо, производящее действие», по образцу разинуть-разиня: Реветь Растрепать Транжирить Задирать Мямлить Брюзжать Рёва Растрёпа Транжира Задира Мямля Брюзга
26 Вы отлично поработали!
28 Домашнее задание: Упражнение 713 (стр. 241). Составить небольшой текст (5-6 предложений) с одним из слов: адвокат, геолог, астроном, парикмахер, продавец, визажист, консультант.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.