Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемРуслан Тейковцев
1 Профессиональный стандарт специалиста в области библиотечно- информационной деятельности: статус, базовые характеристики, аспекты применения В.К. Клюев, профессор, заведующий кафедрой управления информационно-библиотечной деятельностью МГУКИ, председатель УМС вузов России по библиотечно- информационному образованию, Почётный работник высшего профессионального образования РФ Рязань, 20 мая 2014 г.
2 Что такое «профессиональный стандарт» Профессиональный стандарт – «характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности»; «квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника» (ТК РФ, ст )
3 Нормативные основания Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (поставлена задача разработать и утвердить к 2015 г. не менее 800 профстандартов) План мероприятий («дорожная карта») на гг. «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры» (Распоряжение Правительства РФ от р)
4 Нормативные основания Постановление Правительства РФ от 22 января 2013 г. 23 «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» Приказ Минтруда РФ от 12 апреля 2013 г. 147-н «Об утверждении макета профессионального стандарта» Приказ Минтруда РФ от 12 апреля 2013 г. 148-н «Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов»
5 Нормативные основания Приказы Минтруда РФ от 8 мая 2013 г. 200 и от 4 июня 2013 г. 294 «Об утверждении перечня проектов профессиональных стандартов, разработка которых предусмотрена в 2013 году за счёт средств федерального бюджета» (в их число включены 13 стандартов специалистов в области культуры, в т.ч. специалиста БИД) Приказ Минздравсоцразвития РФ от 30 марта 2011 г. 251-н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии»)
6 Задачи профессионального стандарта взаимодействие сферы труда и системы образования; поддержка непрерывности профессионального развития работников в течение всей трудовой деятельности; учет требований рынка труда при разработке образовательных стандартов и программ обучения; унификация, установление и поддержание единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности, определение квалификационных требований к работникам; подтверждение и оценка профессиональной квалификации работников и выпускников организаций профессионального образования;
7 Задачи профессионального стандарта совершенствование деятельности по подбору подходящей работы, профессиональную ориентацию; оценка качественных и количественных изменений на рынке труда, регулирование трудовых ресурсов, согласование требований рынка труда и развитие сферы профессионального образования и обучения.
8 Работодателями – при формировании кадровой политики и управлении персоналом, разработки должностных инструкций, установлении оплаты труда, организации обучения и аттестации работников; Организациями-разработчиками федеральных государственных образовательных стандартов; Образовательными организациями при разработке профессиональных образовательных программ. Профессиональные стандарты должны применяться
9 Макет профессионального стандарта Четыре раздела: 1. Общие сведения 2. Описание трудовых функций (функциональная карта вида профессиональной деятельности) 3. Характеристика обобщённых трудовых функций 4. Сведения об организациях-разработчиках
10 Макет профессионального стандарта Логическая цепочка: Цель вида профессиональной деятельности Обобщённые трудовые функции Трудовые действия Необходимые умения и знания Способы приобретения необходимых знаний и умений
11 Разработчики профессионального стандарта Н.Ю. Дементьева – председатель Рабочей группы (директор Института информационных коммуникаций и библиотек МГУКИ), В.К. Клюев (заведующий кафедрой управления информационно- библиотечной деятельностью МГУКИ, председатель Учебно- методического совета вузов России по образованию в области библиотечно-информационной деятельности), Т.Я. Кузнецова (заведующий кафедрой библиотековедения и информатики АПРИКТ, председатель Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования РБА); И.С. Пилко (проректор по учебной работе КемГУКИ, член Совета РБА)
12 Задачи рабочей группы формирование экспертного коллектива и разработка проекта функциональной карты, определение первичного перечня знаний, умений и ключевых компетенций специалиста БИД (с учётом анализа развития профессиональной библиотечной деятельности в России и за рубежом); организация, проведение и обобщение данных репрезентативного целевого анкетного опроса представителей разных уровней профессиональной деятельности для анализа и объективирования трудовых функций, операционализации их в виде трудовых действий, выявления необходимых специалисту ключевых знаний и умений;
13 Задачи рабочей группы подготовка первичного (базового) варианта проекта профстандарта; организация публичного обсуждения проекта профстандарта (научно-практические мероприятия; размещение проектов документа в интернет-ресурсах; публикация информации о ходе разработки документа в федеральных отраслевых изданиях); комплексный анализ замечаний и предложений профессионального сообщества; доработка собственно проекта профессионального стандарта с учетом высказанных замечаний;
14 Задачи рабочей группы получение разносторонней внешней экспертной оценки подготовленного итогового проекта профстандарта (в том числе от лидеров общественного мнения отрасли), заключения РБА в качестве коллективного отраслевого работодателя, согласования с Минкультуры РФ и профессиональными союзами федерального уровня (Российским профсоюзом работников культуры, Федеральной палатой культуры как общероссийским объединением работодателей); представление проекта профессионального в Экспертный совет Минтруда России.
15 ТЗ к Госконтракту по разработке профстандарта специалиста БИД «П одготовка проекта профессионального стандарта, включающего описание основных обобщенных трудовых функций, относящихся не менее чем к двум уровням (подуровням) квалификации и включающих описание деятельности главного библиотекаря, главного библиографа, библиотекаря, библиотекаря- каталогизатора, библиографа, эксперта по комплектованию библиотечного фонда, методиста централизованной библиотечной системы (библиотеки)»
16 Дополнительно введённая должность по инициативе Рабочей группы – «библиотекарь-эксперт по сохранности библиотечного фонда»
17 Обобщённые трудовые функции специалиста БИД Соотнесены с логической цепочкой технологических процессов в библиотеке: -Формирование и организация фонда -Организация СПА -Справочно-библиографическое и информационное обслуживание -Библиотечное обслуживание -Культурно-просветительная и досуговая деятельность -Научно-методическое обеспечение профдеятельности
18 Уровни квалификации специалистов 6-й уровень – бакалавриат или специалисты среднего звена 7-й уровень – магистратура или специалитет 8-й уровень – аспирантура, магистратура или специалитет
19 Обобщённые трудовые функции, должности и уровни образования Код Обобщённые трудовые функции Должности Уровни квалификации AФормирование библиотечного фонда Библиотекарь-комплектатор, эксперт по комплектованию библиотечного фонда 6 B Осуществление работ по сохранению библиотечного фонда Библиотекарь-эксперт по сохранности библиотечного фонда 7 C Организация справочно-поискового аппарата библиотеки Библиотекарь-каталогизатор, библиограф, главный библиограф 6, 7 D Справочно-библиографическое и информационное обслуживание пользователей Библиограф, главный библиограф 6, 7 E Библиотечное обслуживание пользователей Библиотекарь, главный библиотекарь 6 F Предоставление культурно- просветительных и досуговых услуг пользователям библиотеки Библиотекарь главный библиотекарь 6 G Научно-аналитическая, методическая и консультационная работа в области библиотечно-информационной деятельности Методист библиотеки 8
20 Проект профстандарта
25 Организации, непосредственно участвовавшие в разработке проекта профессионального стандарта Московский государственный университет культуры и искусств; Кемеровский государственный университет культуры и искусств; Академия переподготовки работников культуры, искусств и туризма; Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств;
26 Организации, непосредственно участвовавшие в разработке проекта профессионального стандарта Российская государственная библиотека; Российская государственная библиотека для молодёжи; Российская государственная детская библиотека Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А.Некрасова (Москва)
29 Благодарю за внимание! Клюев Владимир Константинович Эл. почта:
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2025 MyShared Inc.
All rights reserved.
Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемРуслан Тейковцев
1 Профессиональный стандарт специалиста в области библиотечно- информационной деятельности: статус, базовые характеристики, аспекты применения В.К. Клюев, профессор, заведующий кафедрой управления информационно-библиотечной деятельностью МГУКИ, председатель УМС вузов России по библиотечно- информационному образованию, Почётный работник высшего профессионального образования РФ Рязань, 20 мая 2014 г.
2 Что такое «профессиональный стандарт» Профессиональный стандарт – «характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности»; «квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника» (ТК РФ, ст )
3 Нормативные основания Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (поставлена задача разработать и утвердить к 2015 г. не менее 800 профстандартов) План мероприятий («дорожная карта») на гг. «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры» (Распоряжение Правительства РФ от р)
4 Нормативные основания Постановление Правительства РФ от 22 января 2013 г. 23 «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» Приказ Минтруда РФ от 12 апреля 2013 г. 147-н «Об утверждении макета профессионального стандарта» Приказ Минтруда РФ от 12 апреля 2013 г. 148-н «Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов»
5 Нормативные основания Приказы Минтруда РФ от 8 мая 2013 г. 200 и от 4 июня 2013 г. 294 «Об утверждении перечня проектов профессиональных стандартов, разработка которых предусмотрена в 2013 году за счёт средств федерального бюджета» (в их число включены 13 стандартов специалистов в области культуры, в т.ч. специалиста БИД) Приказ Минздравсоцразвития РФ от 30 марта 2011 г. 251-н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии»)
6 Задачи профессионального стандарта взаимодействие сферы труда и системы образования; поддержка непрерывности профессионального развития работников в течение всей трудовой деятельности; учет требований рынка труда при разработке образовательных стандартов и программ обучения; унификация, установление и поддержание единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности, определение квалификационных требований к работникам; подтверждение и оценка профессиональной квалификации работников и выпускников организаций профессионального образования;
7 Задачи профессионального стандарта совершенствование деятельности по подбору подходящей работы, профессиональную ориентацию; оценка качественных и количественных изменений на рынке труда, регулирование трудовых ресурсов, согласование требований рынка труда и развитие сферы профессионального образования и обучения.
8 Работодателями – при формировании кадровой политики и управлении персоналом, разработки должностных инструкций, установлении оплаты труда, организации обучения и аттестации работников; Организациями-разработчиками федеральных государственных образовательных стандартов; Образовательными организациями при разработке профессиональных образовательных программ. Профессиональные стандарты должны применяться
9 Макет профессионального стандарта Четыре раздела: 1. Общие сведения 2. Описание трудовых функций (функциональная карта вида профессиональной деятельности) 3. Характеристика обобщённых трудовых функций 4. Сведения об организациях-разработчиках
10 Макет профессионального стандарта Логическая цепочка: Цель вида профессиональной деятельности Обобщённые трудовые функции Трудовые действия Необходимые умения и знания Способы приобретения необходимых знаний и умений
11 Разработчики профессионального стандарта Н.Ю. Дементьева – председатель Рабочей группы (директор Института информационных коммуникаций и библиотек МГУКИ), В.К. Клюев (заведующий кафедрой управления информационно- библиотечной деятельностью МГУКИ, председатель Учебно- методического совета вузов России по образованию в области библиотечно-информационной деятельности), Т.Я. Кузнецова (заведующий кафедрой библиотековедения и информатики АПРИКТ, председатель Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования РБА); И.С. Пилко (проректор по учебной работе КемГУКИ, член Совета РБА)
12 Задачи рабочей группы формирование экспертного коллектива и разработка проекта функциональной карты, определение первичного перечня знаний, умений и ключевых компетенций специалиста БИД (с учётом анализа развития профессиональной библиотечной деятельности в России и за рубежом); организация, проведение и обобщение данных репрезентативного целевого анкетного опроса представителей разных уровней профессиональной деятельности для анализа и объективирования трудовых функций, операционализации их в виде трудовых действий, выявления необходимых специалисту ключевых знаний и умений;
13 Задачи рабочей группы подготовка первичного (базового) варианта проекта профстандарта; организация публичного обсуждения проекта профстандарта (научно-практические мероприятия; размещение проектов документа в интернет-ресурсах; публикация информации о ходе разработки документа в федеральных отраслевых изданиях); комплексный анализ замечаний и предложений профессионального сообщества; доработка собственно проекта профессионального стандарта с учетом высказанных замечаний;
14 Задачи рабочей группы получение разносторонней внешней экспертной оценки подготовленного итогового проекта профстандарта (в том числе от лидеров общественного мнения отрасли), заключения РБА в качестве коллективного отраслевого работодателя, согласования с Минкультуры РФ и профессиональными союзами федерального уровня (Российским профсоюзом работников культуры, Федеральной палатой культуры как общероссийским объединением работодателей); представление проекта профессионального в Экспертный совет Минтруда России.
15 ТЗ к Госконтракту по разработке профстандарта специалиста БИД «П одготовка проекта профессионального стандарта, включающего описание основных обобщенных трудовых функций, относящихся не менее чем к двум уровням (подуровням) квалификации и включающих описание деятельности главного библиотекаря, главного библиографа, библиотекаря, библиотекаря- каталогизатора, библиографа, эксперта по комплектованию библиотечного фонда, методиста централизованной библиотечной системы (библиотеки)»
16 Дополнительно введённая должность по инициативе Рабочей группы – «библиотекарь-эксперт по сохранности библиотечного фонда»
17 Обобщённые трудовые функции специалиста БИД Соотнесены с логической цепочкой технологических процессов в библиотеке: -Формирование и организация фонда -Организация СПА -Справочно-библиографическое и информационное обслуживание -Библиотечное обслуживание -Культурно-просветительная и досуговая деятельность -Научно-методическое обеспечение профдеятельности
18 Уровни квалификации специалистов 6-й уровень – бакалавриат или специалисты среднего звена 7-й уровень – магистратура или специалитет 8-й уровень – аспирантура, магистратура или специалитет
19 Обобщённые трудовые функции, должности и уровни образования Код Обобщённые трудовые функции Должности Уровни квалификации AФормирование библиотечного фонда Библиотекарь-комплектатор, эксперт по комплектованию библиотечного фонда 6 B Осуществление работ по сохранению библиотечного фонда Библиотекарь-эксперт по сохранности библиотечного фонда 7 C Организация справочно-поискового аппарата библиотеки Библиотекарь-каталогизатор, библиограф, главный библиограф 6, 7 D Справочно-библиографическое и информационное обслуживание пользователей Библиограф, главный библиограф 6, 7 E Библиотечное обслуживание пользователей Библиотекарь, главный библиотекарь 6 F Предоставление культурно- просветительных и досуговых услуг пользователям библиотеки Библиотекарь главный библиотекарь 6 G Научно-аналитическая, методическая и консультационная работа в области библиотечно-информационной деятельности Методист библиотеки 8
20 Проект профстандарта
25 Организации, непосредственно участвовавшие в разработке проекта профессионального стандарта Московский государственный университет культуры и искусств; Кемеровский государственный университет культуры и искусств; Академия переподготовки работников культуры, искусств и туризма; Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств;
26 Организации, непосредственно участвовавшие в разработке проекта профессионального стандарта Российская государственная библиотека; Российская государственная библиотека для молодёжи; Российская государственная детская библиотека Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А.Некрасова (Москва)
29 Благодарю за внимание! Клюев Владимир Константинович Эл. почта:
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2025 MyShared Inc.
All rights reserved.