Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемИнна Чурина
1 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 21» Языческое начало в обрядовых песнях русского и хантыйского народов Выполнила: Загитова Надежда, ученица 5 В класса муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа 21» Руководитель: Левицкая Елена Анатольевна, учитель русского языка и литературы г. Нижневартовск, 2014
2 Проблема У разных народов существуют похожие обряды, сопровождаемые песнями. Что же является причиной сходства многих обрядов у русских и народов ханты и манси? Какое место занимает песня в обрядовых праздниках русских и хантыйских народов? Желание ответить на эти вопросы заставили меня заняться исследованием этой темы.
3 Актуальность настоящего исследования определяется необходимостью изучения песенной традиции русского народа и народов ханты и манси с целью выявления соотношения в культуре общерусских и местных черт, особенностей бытования различных жанров календарного обрядового фольклора, а также причины сходства многих существующих и сегодня обрядов.
4 Цель: выявление степени влияния язычества на обрядовые песни северного народа ханты и русского народа. Гипотеза: если принять во внимание существование язычества у русского народа и народов ханты, оно должно было отразиться в фольклоре как составной части культуры.
5 Задачи исследования: – проанализировать наиболее известные обрядовые праздники русских и хантыйских народов; – сравнить обрядовые песни и выявить причины сходства; – исследовать отношение учащихся 5–9 классов и их родителей к традиционным обрядовым праздникам русских и хантыйских народов.
6 Объект исследования: обрядовые песни русских и хантыйских народов. Предмет исследования: сходства обрядовых песен русских и хантыйских народов. Методологические основы исследования: в работе мы опирались на исследования отечественных ученых угроведов Г.И. Новицкого «Краткое описание о народе остяцком», академика Д.С. Лихачёва «Великое наследие».
7 Методы исследования - Теоретический - Культурологический - Погружения - Анкетирование
8 Фольклор всегда был неотъемлемой частью жизни любого народа. В нем выражались его настроения, от ношения к жизни и окружающей действительности. Песни сопровождали человека на протяжении всей жизни, по ним можно проследить, как жил человек в древности, что было предметом и объектом его внимания.
9 Результаты анкетирования Какие обрядовые праздники вам известны? Какие песни исполняют на известных Вам обрядовых праздниках?
10 Результаты анкетирования Знаете ли Вы обрядовые праздники народа ханты и манси? Знаете ли Вы обрядовые песни народа ханты и манси?
11 Вывод В результате опроса школьников и их родителей я выяснила, что на сегодняшний день многие люди мало знают об обрядовых праздниках и песнях, исполняемых на этих праздниках. Большинство не имеют никакого представления о культуре и традициях тех народов, на земле которых мы проживаем.
12 Обрядовые песни, посвящённые встрече весны Русская обрядовая песня, исполняемая на празднике Благовещение Хантыйская обрядовая песня, исполняемая на Вороньем празднике Весна, ты, весна, что ты нам принесла? Одно угодье воды половодье, Другое угодье соху с бороною, Третье угодье коня вороного. Весна-красна, что ты нам принесла? Принесла три корысти-радости: Одна радость пастушить, Друга радость пахарить, А третья бортничать. Весна красна, На чем пришла? На кнутику, На хомутику, На ржаном снопу, На овсяном колоску. С моим появлением маленькие девочки, маленькие мальчики пусть родятся! На ямку с таловыми гнилушками я присяду. Замерзшие руки свои отогрею, замерзшие ноги свои отогрею. Долгоживущие девочки пусть родятся, долгоживущие мальчики пусть родятся!
13 Хантыйская обрядовая песня, исполняемая на Медвежьем празднике Батюшка, Нуми-Торым, Городской богатырь Оскорбил меня, лесного зверя. Если действительно Ты назвал меня священным зверем, Если действительно Назначил хранителем клятвы, То отомсти за это оскорбление…
14 Хантыйская обрядовая песня, посвящённая лесной женщине Миснэ Пусть ни солнца, ни лучей, Воет вьюга злая, А у Миснэ из очей Льётся ласка мая.
15 Вывод Проанализировав лишь некоторые обряды русского и хантыйского народов, можно сделать вывод о том, что культурные традиции этих народов уходят в далёкое прошлое, и в основе большинства обрядовых праздников лежат языческие корни.
16 Семейные обряды Свадебные обряды справлялись по- разному. Но, несмотря на различия, обряды знакомства, сватовства, смотрин, похищения невесты встречается как у русских, так и у ханты.
17 Свадебные обрядовые песни Русская обрядовая песня, исполняемая при одевании невесты Хантыйская обрядовая песня, исполняемая на свадьбе Тяжело привыкать будет Ко чужому отцу, ко матери, Ко чужому роду-племени; Будь головушкой поклонлива, Будь сердечушком покорлива, Носи платьице, не снашивай, Терпи горюшко, не сказывай. Так придумано не мною, Так велит закон Природы: Солнце в юрту днем заходит, Ночью в небе свет Луны... Так придумано не мною: Пролетают быстро годы.
18 Обрядовые песни в художественной литературе В.А. Жуковский поэма «Светлана» А.С. Пушкин роман «Евгений Онегин» …Кузнец, Скуй мне злат и нов венец, Скуй кольцо златое. Мне венчаться тем венцом, Обручаться тем кольцом При святом налоге. И вынулось колечко ей Под песенку старинных дней: Там мужички-то все богаты Гребут лопатой серебро. Кому поем, тому добро И слава!
19 Вывод Предпосылки возникновения обрядовой песни русского народа и народов ханты и манси появились во времена язычества. В связи с этим многие совершаемые обряды, а также песни, исполняемые во время проведениях этих обрядов, имеют много общего. Значение обрядовой песни в жизни человека невозможно преувеличить, потому что это та связь прошлого и будущего, которая придает человеку силу, прививает любовь к родным просторам и людям, живущим рядом.
20 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.