Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемДиана Теплова
1 ГРУППЫ И КОЛЛЕКТИВЫ, ЛИДЕРСТВО 1. Группы и коллективы 2. Лидерство 3. Стили управления 4. Эффективность руководства
2 1. ГРУППЫ И КОЛЛЕКТИВЫ Группа - совокупность элементов, имеющих нечто общее. Группа условные и реальные большие и малые постоянные и временные
3 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГРУППЫ : групповые интересы групповые ценности групповые потребности групповые мнения групповые нормы групповые цели
4 П О ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ РАЗЛИЧАЮТ : группы членства референтные группы Референтные группы быть реальные или воображаемые, позитивные или негативные, совпадать или не совпадать с членством, функции: 1. социального сравнения, поскольку референтная группа – источник положительных и негативных образцов 2. нормативную функцию, так как референтная группа – источник норм, правил, к которым человек стремится приобщиться.
5 Неорганизованные или случайно организованные группы (зрители в кино, случайные члены экскурсионных групп и т. п.) характеризуются добровольным временным объединением людей на основе сходства интересов или общности пространства). Ассоциация – группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей). Кооперация – группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности.
6 Корпорация – это группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе за счет других групп. Коллектив – устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы. Учебный коллектив имеет двойственную структуру: 1. он является объектом и результатом сознательных и целенаправленных воздействий педагогов, 2. учебный коллектив – это относительно самостоятельное развивающееся явление, которое подчиняется особым социально-психологическим закономерностям.
7 2. ЛИДЕРСТВО руководитель лидер официально, не занимать никакого официального положения руководить коллективом в силу своих организаторских способностей. Руководитель назначен официально, извне, а лидер выдвигается "снизу". Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним
8 Почему человек становится лидером? Согласно концепции "черт", лидер обладает определенными свойствами, чертами, благодаря которым он выдвигается в лидеры: 1. уверенность в себе 2. острый и гибкий ум 3. компетентность как доскональное знание своего дела 4. сильная воля 5. умение понять особенности психологии людей 6. организаторские способности
9 Б. Д. Парыгин выделены типы лидеров: в зависимости от характера деятельности (универсальный лидер, ситуативный лидер) ее содержания (лидер-вдохновитель, лидер- исполнитель, деловой лидер, эмоциональный лидер) стиля руководства (авторитарный лидер, демократический лидер). лидером группы кто способен привести группу к разрешению групповых ситуациий, проблем, задач, себе наиболее важные для этой группы личностные черты, кто несет в себе и разделяет те ценности, которые присущи группе. Лидер - зеркало группы, лидер появляется в данной конкретной группе, какова группа – таков и лидер.
10 С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют: 1. бытовой тип лидерства (в школьных, студенческих группах, досуговых объединениях, в семье) 2. социальный тип лидерства (на производстве, в профсоюзном движении, в различных обществах: спортивных, творческих и т.д.) 3. политический тип лидерства (государственные, общественные деятели). Лидер находится в сильнейшей зависимости от коллектива. реального лидера, с одной стороны, соответствия ей, а с другой – от лидера требуется способность выражать интересы группы.
11 3. СТИЛИ УПРАВЛЕНИЯ Стили управления Авторитарный Демократический Либерально- анархический Непоследовательный Ситуативный
12 Авторитарный –жесткое единоличное принятие руководителем всех решений жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания, отсутствие интереса к работнику как к личности. Достоинства: за счет постоянного контроля этот стиль управления обеспечивает вполне приемлемые результаты работы Недостатки: высокая вероятность ошибочных решений подавление инициативы, творчества подчиненных, замедление нововведений, застой, пассивность сотрудников неудовлетворенность людей своей работой, своим положением в коллективе неблагоприятный психологический климат обусловливает повышенную психологически- стрессовую нагрузку, ! Этот стиль управления целесообразен и оправдан лишь в критических ситуацииях (аварии, боевые военные действия и т.п.).
13 Демократический – управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников, выполнение принятых решений контролируется и руководителем. Достоинства: обеспечивает высокую вероятность правильных, взвешенных решений высокие производственные результаты труда, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность людей своей работой и членством в коллективе, благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива. ! Однако реализация демократического стиля возможна при высоких интеллектуальных, организаторских, психологически коммуникативных способностях руководителя.
14 Либерально-анархический – характеризуется, с одной стороны, "максимумом демократии", а с другой стороны, "минимумом контроля" (все пущено на самотек). Недостатки: 1. низкие результаты работы 2. люди не удовлетворены своей работой, руководителем 3. психологический климат в коллективе неблагоприятный, нет никакого сотрудничества, нет стимула добросовестно трудиться, разделы работы складываются из отдельных интересов лидеров подгруппы, возможны скрытые и явные конфликты =>идет расслоение на конфликтующие подгруппы. идет расслоение на конфликтующие подгруппы.">
15 Непоследовательный – проявляется в непредсказуемом переходе руководителем от одного стиля к другому (то авторитарный, то попустительский, то демократический, то вновь авторитарный) Недостатки: низкие результаты работы максимальное количество конфликтов и проблем. Ситуативный - гибко учитывает уровень психологического развития подчиненных и коллектива. Соучаствующий - целесообразен в наукоемких производствах, в фирмах новаторского типа, в научных организациях.
16 4. ЭФФЕКТИВНОСТЬ РУКОВОДСТВА Вероятностная модель эффективности руководства (Ф. Фидлер) опосредствована степенью контроля руководителя над ситуациией, в которой он действует. Ситуация зависит от параметров: 1. степень благоприятности отношений руководителя с подчиненными 2. величина власти руководителя 3. структура групповой задачи (четкость поставленной задачи, пути и способы ее решения, наличие множественности решений, возможность проверки их правильности).
17 В зависимости от особенностей поведения руководителя в конфликтных, сложных ситуацииях можно выделить пять типов: 1. доминирование, утверждение своей позиции любой ценой 2. уступчивость, подчинение, сглаживание конфликтов 3. компромисс, позиционный торг ("Я тебе уступлю, ты – мне") 4. сотрудничество, создание взаимной направленности на разумное и справедливое решение конфликта с учетом обоснованных интересов обеих сторон 5. избегание конфликта, уход из ситуации ("закрывание глаз, как будто ничего не произошло"). Наиболее эффективным является стиль "сотрудничества".
18 Критерием эффективности руководства является степень авторитета руководителя: формальный авторитет - обусловлен тем набором властных полномочий, прав, которые дает руководителю занимаемый им пост моральный - зависит от нравственных качеств руководителя функциональный: 1) компетентность руководителя, 2) его деловые качества, 3) его отношение к своей профессиональной деятельности.
19 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К МЕНЕДЖЕРУ Менеджер – профессионально подготовленный руководитель. Факторы успеха в деятельности менеджера: желание и интерес умение Взаимодействовать гибкость, нестандартность, оригинальность мышления, способность находить нетривиальные решения оптимальное сочетание рискованности и ответственности в характере способность предвидеть будущее развитие событий, предвидеть последствия решений, интуиция высокая профессиональная компетентность и специальная управленческая подготовка.
20 изучение личностных психологических качеств, обусловливающих эффективность руководства, позволило выделить следующие необходимые качества и черты личности: доминантность – умение влиять на подчиненных уверенность в себе эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость креативность предприимчивость ответственность и надежность в выполнении заданий независимость, самостоятельность в принятии решений гибкость поведения в изменяющихся ситуацииях общительность, умение общаться, взаимодействовать с людьми.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.