Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемДарья Щелкунова
1 Управленческая этика. Этика руководителя Профессиональная этика и этикет (профили Социокультурный сервис, Управление в ЖКХ, Сервис на предприятиях моды и красоты) Туризм (профили Технология и организация развлечений, Технология и организация спортивно-оздоровительных услуг) Гостиничное дело Институт Сервиса, туризма и дизайна; кафедра Сервисных технологий Слесарчук Ирина Анатольевна
2 План лекции 2 1. Понятие управленческой этики. Стили руководства 2. Общие этические нормы руководителя 3. Этические нормы поведения руководителя в конкретных ситуациях
3 Управленческая этика 3 совокупность правил и форм делового общения, способствующая установлению между руководителем и подчиненными атмосферы взаимопонимания, взаимоуважения Суть управленческой деятельности – цепочка постоянно принимаемых решений, которые должны быть оправданы не только с экономической, но и с моральной стороны Руководитель – лидер, способный влиять на людей и коллектив, побуждать их эффективно работать для достижения поставленных целей
4 Этика руководителя 4 система норм нравственного поведения управленца (начальника), основанная на: понимании и учете психологии работников (подчиненных); формировании и развитии личности; культуре управления (комплекс требований, предъявляемых к внешней стороне процесса управления и личным качествам руководителя); умении управлять своими чувствами в процессе личностных взаимоотношений с подчиненными, коллегами, вышестоящим руководством.
5 Стили руководства (К. Левин) 5 Повышенная официальность взаимоотношений Ограничение контактов с подчиненными Чрезмерная централизация власти Авторитарный (директивный, единоличный) Разделение власти с подчиненными Уважительное и корректное отношение к сотрудникам Поощрение инициативы и творчества Демократический (коллегиальный) Безразличие к персоналу и незначительный контроль подчиненных Нежелание принимать стратегически важные решения Индифферентность к критике Стремление к тому, чтобы дела шли стихийно – самотеком Уклонение от ответственности Попустительский (анархический, пассивный)
6 Промежуточные стили руководства (Э.А.Уткин) 6 Недоверие руководителя к своим подчиненным Эксплуататорско- авторитарный Руководитель чувствует себя уверено, к своим подчиненным относится снисходительно Благожелательно- авторитарный Руководитель в значительной степени доверяет своим подчиненным, стремится конструктивно использовать их идеи Консультативно- демократический Руководитель полностью доверяет своим подчиненным по всем вопросам Групповой
7 Этические нормы поведения руководителя 7 Корректность, выдержка, ровное отношение вне зависимости от личных симпатий и антипатий Руководитель, не компетентный в каких-либо специальных вопросах, не должен стесняться того, что знает меньше подчиненного Не отметать чужие взгляды лишь потому, что они чужие Руководитель обязан принимать решения, требовать их выполнения от подчиненных, но в то же время не перекладывать ответственность за принятие нужного решения на подчиненных Доверие к человеку следует сочетать со строгим контролем исполнения порученных заданий, должностных обязанностей Умение признавать ошибку перед людьми это качество сильного и умного руководителя, который много знает, умеет, но ничто человеческое ему не чуждо он может ошибаться Не допускать раздражительности, грубости и равнодушия к людям Не приписывать себе заслуги подчиненных Уметь слушать людей
8 Виды слушания в деловом общении 8 Виды слушания По степени активности взаимодействия По приоритету понимания Эмпатическое сначала слушающий пытается понять, что говорит партнер, а уже потом проводит критический анализ Направленное, критическое слушающий сначала критически анализирует сообщение, а потом уже его "понимает» Рефлексивное (активное) умение так построить общение, чтобы партнер мог как можно более полно раскрыть смысл своего сообщения Нерефлексивное умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями
9 Виды ответных реакций в общении, обеспечивающих рефлексивное слушание 9 Виды реакций Сущность реакций Ключевые фразы Выяснение обращение к собеседнику за уточнением его слов, собственного понимания "Я не понял", "Что Вы имеете в виду?, "Пожалуйста, уточним это" Перефразирование переформулировка того, что сообщают своими словами также с целью проверки понимания или же с целью направления разговора в нужную сторону "Как я понял Вас...", "Вы думаете, что...", "По Вашему мнению..." Отражение направлено на выяснения правильности понимания эмоционального состояния собеседника "Вероятно, Вы чувствуете...", "Вы несколько расстроены..." Резюмирование подытоживание основных идей и чувств говорящего "Вашими основными идеями, как я понял, являются...", "Если теперь подытожить сказанное Вами, то..."
10 Этические нормы поведения руководителя 10 Обращайтесь с подчиненными как с подчиненными, а не как с маленькими детьми, которым нужно неоднократно повторять, как и когда нужно выполнить поручение Использовать определенную долю юмора и шутки осторожно, в меру, не по отношению к людям старшего возраста и к своим подчиненным Непримиримость к лести Без особой необходимости не отдавать распоряжения "через голову" нижеследующего руководителя, подрывая его авторитет Недопустимо сквернословие За любыми достойными действиями исполнителей, способствующими достижению целей организации должна следовать похвала (положительная оценка работника и результатов его деятельности) Критика должна носить конструктивный характер
11 Этические нормы поведения руководителя 11 Не обрастайте любимчиками. Относитесь к сотрудникам как к равноправным членам и ко всем с одинаковыми мерками Никогда не давайте сотрудникам возможность заметить, что вы не владеете ситуацией, если вы хотите сохранить их уважение Соблюдайте принцип распределительной справедливости: чем больше заслуги, тем больше должно быть вознаграждение Поощряйте свой коллектив даже в том случае, если успех достигнут главным образом благодаря успехам самого руководителя Привилегии, которые вы делаете себе, должны распространяться и на других членов коллектива Защищайте своих подчиненных и будьте им преданными. Они ответят вам тем же Выбирайте правильную форму распоряжения, учитывая прежде всего два фактора: 1) ситуацию, наличие времени для нюансов, 2) личность подчиненного
12 Мотивация и стимулирование подчиненных 12 У подчиненных должна быть возможность открытого и отзывчивого общения с руководителем. Сотрудник должен быть уверен в возможностях профессионального и карьерного роста. Работники должны участвовать в составлении графика работ и представлять, каких результатов от них ожидают. Поддерживать обратную связь - давать информацию о положительных и отрицательных результатах работы сотрудника. Результаты труда работника должны оцениваться, а трудовые достижения поощряться.
13 Поощрение 13 Поощрение должно быть конкретным, указывать на то или иное действие, задание, выполненную работу. Слова поощрения должны быть сказаны своевременно: непосредственно за успешно завершенной работой. Заслуживают поощрения любые успехи подчиненных независимо от степени их значимости. Большое значение имеет правильная формулировка слов поощрения. Публичное поощрение в присутствии коллег, уважение которых для человека особенно важно, часто оказывается более ценным, чем материальное вознаграждение.
14 Слова поощрения 14 То, что надо! У вас получилось! Вы на правильном пути. Ход ваших мыслей мне нравится. Вы близки к истине. Это намного лучше. Сегодня вы сделали гораздо лучше. Это уже успех. Никогда не видел ничего лучше. Поздравляю вас с успехом! Теперь вы видите ваши возможности. Вы быстро учитесь. Как много вы сделали. Еще немного времени и у вас это получится. Вы легко справитесь с этим. Серьезная работа. Сегодня вы превзошли себя. У вас хорошо получилось. Я надеюсь, что и дальше дела пойдут также. Много лучше. Осталось закрепить успех. Не зря я на вас надеялся. Запомним этот день. Отличный результат! Первое место за вами. Как вам это удалось? Ваш опыт будет очень полезен.
15 Этически приемлемые формы распоряжения 15 Приказ Чаще всего следует использовать в чрезвычайной ситуации, а также в отношении недобросовестных сотрудников Просьба Используется в том случае, если ситуация рядовая, а отношения между руководителем и подчиненным основаны на доверии и доброжелательности Вопрос «Есть ли смысл заняться этим?», «Как мы должны это сделать?». Лучше применять в тех случаях, когда вы хотите вызвать обсуждение, как лучше сделать работу или подтолкнуть сотрудника к тому, чтобы он взял инициативу на себя Обращение к так называемому «добровольцу» «Кто хочет это сделать?». Подходит для такой ситуации, когда работу не хочет делать никто, но тем не менее она должна быть сделана
16 Правила конструктивной критики подчиненного 16 недопустимость критики без нужды; конфиденциальность; доброжелательность (создается путем ослабления обвинительного акцента; внесения элементов похвалы, уважительного отношения к личности критикуемого, сопереживания ему, самокритики); высказывание замечаний иносказательно, в косвенной форме; аргументированность, исключение общих выражений; отсутствие категоричного требования признания ошибок и правоты критикующего; подчеркивание возможности устранения недостатков и демонстрация готовности прийти на помощь; недопустимость критики опытного сотрудника, который может исправить ошибку сам (лучше дать такую возможность, оказать помощь, тактично предотвратить оправдания, попытки скрыть промах)
17 Правила конструктивной критики подчиненного 17 критикуйте действия и поступки, а не личность человека тогда, когда это уместно, используйте прием «бутерброда» спрячьте критику между двумя комплиментами Не следует преследовать критикующих За конструктивную критику снизу, помогающую избежать ошибок и упущений, будьте благодарны, даже если подчиненные и задевают вашу личность Откровенная самокритика не подорвет авторитет руководителя, несамокритичных руководителей вряд ли будут уважать подчиненные Любая критика "в лоб" бесполезна; высказываться следует косвенно, с элементами самокритики, одновременно призывая к совместным действиям по улучшению ситуации
18 Недопустимые качества руководителя 18 злоупотребление властью, взяточничество, рукоприкладство, грубость, несправедливость, необъективный подбор кадров, безответственность пристрастность, то есть публичное выражение симпатии и антипатии к подчиненным; мстительность, то есть стремление сводить личные счеты с подчиненными; неуравновешенность, то есть неумение держать себя в руках; высокомерие, то есть нецелесообразное подчеркивание своего превосходства; рассеянность, то есть забывчивость, несобранность.
19 Рекомендуемая литература Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: учебник для студ. вузов / под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, – 368 с. 2. Семенов А.К., Маслова Е.Л. Этика менеджмента: Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К о », – 272 с. 3. Столяренко Л. Д. Психология делового общения и управления: Учебник. Ростов на-Дону: Феникс, с. 4. Горбатов А.В., Елескина О.В. Деловая этика: учебное пособие/ ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет» – Кемерово: Кузбассвузиздат, с.
20 20 Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.