Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемРуслан Тимонин
1 Профессиональная компетентность руководителя образовательной организации Татарникова Н.С., к.п.н., доцент кафедры теории и практики управления образованием НИРО
2 Новые требования к квалификации руководителя ОО В статье 51 Федерального Закона «Об образовании в РФ» определен правовой статус руководителя образовательной организации и указывается на необходимость соответствия квалификационным требованиям и профессиональным стандартам. Компетентный руководитель ОО – это личность, обладающая определенными профессиональными качествами и компетенциями.
3 Профессиональный стандарт руководителя ОО В проекте профессионального стандарта руководителя образовательной организации дано описание трудовых функций, т.е. функциональная карта профессиональной деятельности. К обобщенным трудовым функциям относятся: - управление организацией и ее развитием; - управление проектами (процессами) в организации; - управление технологиями в организации; - управление работами в организации. Каждая обобщенная трудовая функция конкретизируется трудовыми функциями.
4 В проекте стандарта достаточно подробно представлены: - трудовые действия; - необходимые умения; - необходимые знания. Трудовые действия описаны с помощью следующих глаголов: анализировать, выявлять, согласовывать, разрабатывать, организовывать, определять показатели, оценивать, прогнозировать, аргументировать, находить компромисс, обосновывать и т.д.
5 Профессиональные действия, умения и знания следующих областей компетенций: - правовых; - финансово-экономических; - эргономических; - кадровых; - методических; - организационных; - психолого-педагогических; - управленческих компетенций.
6 Понятие профессиональной компетентности не имеет четкого, устоявшегося определения и трактуется: - либо слишком узко (сумма знаний, умений, навыков, усвоенных субъектом в ходе обучения); - либо очень широко (уровень успешности взаимодействия с окружающей средой).
7 Под профессиональной компетентностью понимают способность эффективно на практике решать профессиональные (управленческие) задачи.
8 Профессиональную компетентность руководителя образовательной организации целесообразнее соотносить с деятельностью. В ней складывается вся система человеческого общения (взаимодействие, обмен опытом, приобретение знаний), объединяются усилия, стимулирующие активность участников, а деятельность, в свою очередь, побуждает их к личностному развитию и самосовершенствованию.
9 Важной составляющей профессиональной компетентности руководителя ОО является психолого- педагогическая компетентность. Она непосредственно связана с эффективностью взаимодействия. Это владение «когнитивными, эмоциональными и моторными способами поведения».
10 Психолого-педагогическая компетентность (ППК) определяется как уровень успешности решения проблемных ситуаций, предполагает единство ориентировочных и исполнительских компонентов. ППК проявляется, как в профессиональной Я- концепции, так и в способах выполнения действий (умениях), в поведении. ППК – это целостное проявление личности, позволяющее руководителю рефлексировать внешние стороны ситуации и соответственно влиять на нее.
11 В современных исследованиях отмечается, что личность, обладающая лабильным набором качеств, с различной эквивалентной вероятностью проявляющихся в разнообразных ситуациях, добивается большей результативности [Шадриков В.Д.]. Следовательно, чтобы изучить профессиональную компетентность руководителя ОО и ее выраженность в ПЗЛК, надо выделить несколько наиболее типичных, важных и часто встречающихся в профессиональной деятельности ситуаций.
12 Поведенческие характеристики, в которых проявляются ПЛК п/п Эмпатичность РефлексивностьОбщительность Гибкость личности Способность к сотрудничеству, контакту Эмоциональная привлекательность Хорошо понимает настроение человека Интересуется мнением Говорит о своих трудностях и переживаниях ученикам Не демонстрирует превосходства Привлекает к себе высокой эрудицией Располагает к себе манерой поведения 2 Внимателен к человеку и его проблемам Умеет сдерживаться, даже когда партнер не правы Легко устанавливает контакт с большинством людей Признает за человеком право на собственную точку зрения Охотно поддерживает конструктивную инициативу Проявляет вежливость 3 Проявляет любовь и уважение к детям Может публично признать свои ошибки Проявляет готовность к обсуждению с коллегами различных вопросов Проявляет требовательность и строгость Проявляет расположенность к собеседнику Располагает к себе внешним видом 4 Внимателен к настроению коллег Принимает во внимание интересы и склонности коллег Стремится к установлению доверительных отношений Проявляет готовность к пересмотру собственной точки зрения Умеет разрешать конфликтные ситуации Тактичен 5 Учитывает эмоциональное состояние партнера по взаимодействию Учитывает свои прежние ошибки Интересуется личными проблемами коллег Владеет разными способами организации деятельности Вдохновляет других на творческую деятельность Вызывает уважение окружающих 6 Готов откликнуться на проблемы собеседника В трудных ситуациях сохраняет спокойствие и выдержку Проявляет интерес к собеседнику и его информации Признает равенство позиций учителя и ученика Побуждает учащихся и учителей к дискуссии Интересен в беседе 7 Сочувствует коллегам при неудачах Стремится постоянно получать обратную связь Проявляет открытость в общении Умеет анализировать общественные события и процессы Умеет слушать и слышать другого Имеет широкий круг интересов и увлечений 8 Проявляет уважение к личности ученика и педагога Критически относится к своим поступкам, действиям Стремится поддерживать многочисленные контакты Творчески, неординарно относится к своей деятельности Проявляет искренний интерес к учащимся и педагогам Проявляет доброжелательность
13 Поведенческие характеристики, свидетельствующие о владении руководителем основными управленческими функциями п/п Влияние (как формирование) Организация (как побуждение) Передача информации 1 Умеет создать в ОУ благоприятный психологический настрой Умеет осуществить индивидуальный подход Демонстрирует хорошее знание предмета деятельности 2 Справедлив и внимателен по отношению к субъектам педагогического процесса Умеет вызывать интерес к делу (деятельности) Передает информацию ясно и доступно 3 Рационально организует собственное время и деятельность Часто подбадривает в затруднительных ситуациях Умеет поддерживать разговор на разные темы 4 Не допускает брани Умеет объединить вокруг общей идеи, задачи, цели При информировании побуждает к размышлению 5 Проявляет в управлении творческую активность Называет учеников чаще всего по именам Высказывает собственную позицию по тому или иному вопросу 6 Заражает коллектив интересом к делу Умеет снять напряжение и усталость Отстаивает свою точку зрения без раздражения 7 Может аргументированно и доказательно убедить в необходимости какого-либо дела, поступка Поощряет высказывание собственной точки зрения Аргументированно и убедительно говорит 8 Является для большинства членов коллектива референтным (значимым) человеком Вовлекает в работу Обладает культурой речи
14 Последнее время трудовое поведение нередко описывается с помощью набора компетенций, необходимых руководителю для успешного выполнения им производственных функций. Компетенция - это способность воспроизводить определенный тип поведения для достижения целей организации. Обладание компетенцией предполагает наличие трех составляющих: знаний, поведенческих навыков и мотивации.
15 Структура компетенции
16 Субъективный уровень психологической компетентности руководителя существует в виде КМ профессиональной деятельности и объединяет представления субъекта: - о миссии и целях образовательной организации; - об отдаленных и промежуточных результатах деятельности; - о значимости факторов социально-экономического, социокультурного, экологического и других контекстов; - о себе как о личности и профессионале (Я-концепция) в социально-экономическом, социокультурном, профессиональном контекстах; - о структурной и процессуальной стороне профессиональной деятельности; - о психологических механизмах, действие которых обеспечивает изменения состояния субъектов профессиональной деятельности; - о средствах достижения конкретных результатов, согласованных с миссией, целями, структурной и процессуальной организацией деятельности, индивидуально-психологическими и другими особенностями субъектов профессиональной деятельности и характеристиками тех социальных контекстов, в которые эта деятельность включена.
17 Объективный уровень психологической компетентности проявляется в умениях построить (спроектировать) эффективную КМ деятельности и реализовать ее на практике. Исполнительский блок деятельности в наибольшей степени представлен в разработке ориентировочной основы (ООД), планировании исполнения и стилях принятия решений.
18 Модели организационного поведения Характеристика Модель автократическая Модель патерналистская Модель поддерживающая Модель коллегиальная Базис модели ВластьЭкономические ресурсы Руководство Партнерство Ориентация менеджмента Полномочия Деньги Поддержка Работа в команде Ориентация работников Подчинение Безопасность и льготы Выполнение рабочих заданий Ответственное поведение Психологический результат работника Зависимость от непосредственного начальника Зависимость от организации Участие в управлении Самодисциплин а Удовлетворение потребностей работника В существовании В безопасности В статусе и признании В самореализации Участие работников в процессе труда Минимальное Пассивное сотрудничество Разбуженная энергия Выраженный энтузиазм
19 Инновационные образовательные организации ориентированы на решение проблем и наращивание собственных возможностей. В отличие от традиционных организаций для инновационных организаций характерно: - неудовлетворенность существующей конъюнктурой (положением дел) и стремления к постоянному улучшению; - адаптивные организационные структуры и методы действия; - одаренные богатым воображением менеджеры, восприимчивость к новым идеям; - эклектизм, интеграция, перекрестное стимулирование идей и методов работы; - развитие индивидуальных и командных навыков решения проблем; - упор на эксперимент, исследование и постоянное обучение в процессе тренинга и подготовки руководящих кадров; - поддержка альтернативных методик решения проблем и моделей принятия решений.
20 Лучшие менеджеры инновационной деятельности – это мастера перемен. Они способны сформулировать и донести до других инновационные стратегии и идеи и умеют организовать работу команд. Инновационные образовательные организации ориентированы на решение проблем и наращивание собственных возможностей.
21 Компетентность – это «заслуга» самого человека, развивающего свои личностные и профессиональные качества, и проявляющего их в деятельности и активной жизненной позиции.
22 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.