Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемВера Финажина
1 Шапошникова Катя
2 Подъём русской национальной культуры нашёл своё выражение в творчестве крупнейшего русского живописца второй половины XV начала XVI в. Дионисия. Уже в ранний период своего творчества, в х годах XV в., Дионисий создал ряд замечательных фресок в Боровском Пафнутьевом и Иосифо- Волоколамском монастырях и в Успенском соборе в Москве.
3 Однако вершиной его творчества являются хорошо сохранившиеся до наших дней росписи храма Рождества Богородицы в Белозерском Ферапонтовой монастыре, исполненные Дионисием вместе с сыновьями в гг.
4 Поразительна прежде всего гармонически уравновешенная композиция фресок, придающая им спокойно-величавый характер. Гибкие, стройные фигуры кажутся лёгкими и одухотворёнными, а нежная гамма светлых и ликующих красок, бирюзовых, сиреневых и т. п., выразительно передаёт радостное мироощущение художника. Конкретность в изображении фигур и окружающей их обстановки предвосхищала появление светского начала, получившего своё развитие в живописи XVI XVII вв.
5 Прошедший хорошую школу под руководством Дионисия его сын Феодосий в начале XVI в. занял ведущее место в русской живописи.
6 Под его руководством была исполнена стенопись кремлёвского Благовещенского собора, которая изображала преемственность власти московских князей от киевских, а через них от византийского императора Константина. Крупнейшие (и наиболее хорошо сохранившиеся) композиции этого собора отличаются необычайной смелостью и яркостью изображения. Они принадлежали самому Феодосию. Ряд фресок был написан его братом Владимиром.
7 В середине XVI в. было создано много замечательных произведений русской монументальной живописи. К их числу, например, принадлежат фрески Покровской церкви Александровой слободы с торжественными и стройными фигурами князей Владимира, Бориса и Глеба.
8 Наиболее крупным произведением монументальной живописи этого периода были фрески Золотой палаты Кремлёвского дворца. Созданные в гг., они на основных сюжетах «Сказания о князьях Владимирских» должны были символически выразить величие царской власти и христианской церкви.
9 Со взятием Казани связано создание в 50-х годах ХVI в. грандиозной иконы «Церковь воинствующая». Эта икона, близкая по живописной манере к историческим батальным картинам, изображает торжественное возвращение русских воинов- победителей из объятого пламенем города. По замыслу художника, икона должна была изобразить триумф Ивана Грозного, а в его лице всего православного самодержавия над неверными. Хотя икона имела церковное содержание, в характеристике изображаемых лиц звучат и светские мотивы.
10 В XVI веке впервые появились светские портреты – парсуны. Парсуна – это величественный портрет, практически ничем не отличающийся от иконы. Однако если в иконах лики святых имели символические черты, словно «маски», парсуны имели достаточно достоверное сходство с портретируемым.
11 Редко кого из исторических персонажей XVI – XVII веков запечатлевала кисть живописца, и еще реже те парсуны-портреты доходили до нынешнего времени. Но вот портрет князя Михаила сохранился, – с него на нас смотрит серьезный человек, выглядящий намного старше своих лет, одетый по моде того времени в кафтан с высоким воротником
12 Русская культура XIV-XVIв.в. сформировавшаяся в тяжелейших условиях национально-освободительной борьбы, принадлежит к наиболее ярким этапам в истории отечественной культуры. Пусть до нас дошло не так уж много произведений той эпохи, но русская живопись XIV- XV вв. не знает себе равных в мировом искусстве. Все произведения того времени демонстрируют богатую духовную культуру и высокое профессиональное мастерство.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.