Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЖанна Твардовская
1 ПРОЕКТ «ИСТОРИЯ РУССКОГО КОСТЮМА» Выполнила: ученица 9 а класса Куприянова Елена. МОУ СОШ 25 г.о.Саранск-2014
2 Проблемный вопрос Что такое мода ? Это искусство хорошо выглядеть ? Быть всегда на пике современности ? А может, следовать традициям своих предшественников и возможность брать у них что - то лучшее ? Ведь не зря говорят, что новое – это хорошо забытое старое.
3 Помнить о традициях своего народа – дело святое. В каких бы проявлениях они себя не показывали. Для потомков важно знать историю в мелочах, чтобы более глобально смотреть на будущее. Культурному человеку важно всё : вплоть до того, как он выглядит. Однозначно, ему будет интересно знать и о том, как выглядели его предки, как развивался русский костюм. Актуальность
4 Объект: декоративно- прикладное искусство. Предмет: русский костюм. Объект и предмет исследования
5 Особенности культуры страны нашли отражение в русских костюмах. Гипотеза
6 Исследовать элементы русского костюма как исторический источник. Цель
7 Познакомиться с материалом по теме. Установить, как русский народный костюм связан с обычаями и традициями нашего народа. Заинтересовать своих одноклассников историей русского костюма. Создать эскиз костюма в исконно русских традициях. Задачи
8 -Изучение литературы по теме -Словесный -Ознакомительно - ориентировочный -Словесно-наглядный -Систематизация -Обобщение -Практический Методы
9 -Народный костюм - не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества. -На формирование состава, покроя, особенностей орнаментации русского костюма оказывали влияния географическая среда и климатические условия, хозяйственный уклад и уровень развития производительных сил. История.
10 -Традиционная мужская и женская одежда обладали сходством, различались только деталями, размером. Одежда была повседневная и праздничная - богато украшенная вышивкой, узорным ткачеством, орнаментальными композициями из тесьмы, галуна, блестками и др. материалами. -Однако в русской деревне богато украшали не всякую одежду, а только праздничную и обрядовую. Самую красивую, годовую, надевали всего три-четыре раза в год, в торжественные дни. Её берегли, старались не стирать и передавали по наследству. Русский народный костюм
11 Верхняя одежда Женская верхняя одежда не подпоясывалась и застегивалась сверху донизу. Знатные женщины любили носить шубки женскую разновидность шубы. Руки продевали в специальные прорези под рукавами. Короткую душегрею носили все слои населения, но для крестьян она была праздничной одеждой. Также женщины носили одежду, сходную с мужской: однорядку, шубу в накидку. Во времена Ивана Грозного богатые женщины носили по три платья, надевая одно на другое. Ношение одного платья приравнивалось к непристойности и бесчестию. Одежда боярыни могла весить килограммов. Верхняя одежда крестьянки
12 Сарафан. Сарафан – старинная русская одежда. Оказывается, в XIV– XVI веках сарафан был мужской одеждой. Хорошо знакомый нам сарафан – платье без рукавов, женщины стали носить в России лишь в XVII веке. В зависимости от материала, из которого был сшит, кроя и других особенностей, сарафан и по-разному называли – вторник, кумашник, клиник, пестряк, наколоточник, шубка, ферязь и др. Праздничный сарафан
13 Рубаха Мужская рубаха была до колен и носили её поверх штанов, женская рубаха была почти до пят. Рубаху без воротника обычно носили в будние дни, а с воротником по праздникам. Рубаха, которая прилегает к телу, шилась с магическими предосторожностями, ведь она должна была не только согревать, но и отгонять силы зла, а душу - удерживать в теле. Рубаха девичья Рубаха мужская
14 Пояс Был обязательной деталью костюма. Женщины носили тканый пояс, а мужчины кожаный. Тканые пояса для подпоясывания рубахи были узкие - гасники, а верхнюю одежду подвязывали широкими кушаками. Существовало два способа подвязывания пояса: высоко под грудью или низко под животом. Женщины завязывали пояс с левой стороны, а мужчины справа. Пояса украшались геометрическим орнаментом - кроме украшения это несло в себе функцию оберега. Женские пояса-покромки
15 Женский головной убор Женские головные уборы были более разнообразными: платок, шапка, чепец и девичий венец. Религиозные верования требовали от замужней женщины тщательно скрывать от постороннего взгляда свои волосы. Они укладывали волосы вокруг головы, и их головным убором был кокошник, который украшался золотым шитьем, жемчугом или бисером. Манера завязывать платок под подбородком пришла на Русь в XVI-XVII вв., и научились они этому у немцев. Девушка в кокошнике
16 Мужской головной убор На коротко остриженной голове обычно носили тафьи, в XVI веке не снимавшиеся даже в церкви, несмотря на порицания митрополита Филиппа. Тафья́ маленькая круглая шапочка. Поверх тафьи надевали шапки: у простонародья из войлока, поярка, сукманины, у людей богатых из тонкого сукна и бархата. Однорядка тафья и шапка
17 Передник Самой декоративной и богато украшенной частью женского костюма был передник, закрывающий женскую фигуру спереди. Передник обычно делали из холста и орнаментировали вышивкой, тканым узором, цветными отделочными вставками, шелковыми узорными лентами. Передник
18 Украшения Покрой одежды остаётся неизменным. Одежда богатых людей отличается богатством тканей, вышивки, украшений. По краям одежды и по подолу пришивали кружево широкую кайму из цветной ткани с вышивкой. В качестве украшений используются: пуговицы, нашивки, съёмные воротники. Всё это называлось нарядом, или снарядом платья. Без украшений одежда называлась чистой. Крупные пуговицы на женской одежде, на мужской одежде нашивки с двумя гнёздами для пуговиц. Кружево по подолу.
19 Обувь Основной обувью крестьян были лапти, но крестьянские девушки из зажиточных семей носили сапоги « на колечках » ( гармошкой ). Лапти плели из вязового или липового лыка. Сапоги считались обувью не повседневной, а праздничной. Их берегли и пользовались ими лишь несколько раз в год. Носили сапоги в основном мужчины. Валенки как зимняя обувь получили распространение в крестьянской среде к концу XIX в. До этого их носили лишь люди зажиточные. Слева: лапти, посередине: сапоги, справа: валенки
20 Многие знаки-символы (узоры) не только украшали одежду, жилища и предметы обихода, но должны были охранять, защищать, оберегать человека и его хозяйство от злых духов, приносить счастье. Знаки и символы русского вышивки
21 Цвета русской вышивки Цвет по-прежнему оставался неким знаком-символом будничной, праздничной и траурной одежды. Например, у русских белый цвет символизировал чистоту, милосердие и печаль, чёрный считался символом земли, покоя, отрешенности и траура. Красный - символом огня, крови, солнца, долголетия, плодородия, силы и власти. В народе верили, что красный цвет обладает чудодейственными свойствами, его связывали с плодородием. Фрагмент рукава рубахи.
22 Орнамент русской вышивки Орнамент русского народного костюма может изображать растения, животных, птиц, людей и геометрические фигуры. В русском народном костюме использовались все виды характерных, наиболее часто используемых орнаментов. Вологодский узор
24 Для потомков важно знать историю в мелочах, чтобы более глобально смотреть на будущее. Культурному человеку важно всё : вплоть до того, как он выглядит. Однозначно, ему всегда интересно знать и о том, как выглядели его предки, как развивался русский костюм. Таким образом, я могу сказать, что моя гипотеза подтвердилась и утверждаю, что особенности культуры страны находят отражение в русских костюмах. Вывод
25 Список литературы 1. Русский народный костюм: Государственный исторический музей. - М.: Сов. Россия", с. 2. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник / Г.С. Маслова. - М., с. 3. Русский традиционный костюм: Иллюстрированная энциклопедия / Авт. - сост.: Н. Сосина, И. Шагина. - СПб.: Искусство - СПб, с., ил
26 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.