Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемИрина Прокшина
2 Ежегодно 24 мая в нашей стране отмечается День славянской письменности и культуры. Связан этот праздник с именами святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия – славянских просветителей, создателей славянской азбуки, проповедников христианства, первых переводчиков богослужебных книг с греческого на славянский язык. Именно они – болгарские просветители Кирилл и Мефодий, создали первую славянскую азбуку, которой мы пользуемся по сей день. Азбука получила свое название от имени младшего из братьев кириллица. История кириллицы неразлучно связана с православием. Пользуясь созданной азбукой, братья выполнили перевод с греческого языка Священного Писания и ряда богослужебных книг. Первыми словами, написанными славянской азбукой, были начальные строки пасхального Евангелия от Иоанна : В начале было Слово, И Слово было у Бога, И Слово было Бог. Жизненный подвиг Кирилла и Мефодия неслучайно приравнивают к апостольскому, именуя их « первоучителями » славян. К лику святых равноапостольные Кирилл и Мефодий причислены в древности. В Русской Православной Церкви память равноапостольных просветителей славян чествуется с XI века. Торжественное празднование памяти святых Кирилла и Мефодия было установлено в Русской Церкви в 1863 году. Установленный церковью день памяти Кирилла и Мефодия - 24 мая по новому стилю - отмечается сейчас в России как государственный праздник. День славянской письменности и культуры – это единственный в нашей стране церковно - государственный праздник. В Дни славянской письменности и культуры во многих городах проводятся научные конференции, чтения, выставки и концерты. В храмах Русской Православной Церкви совершаются праздничные Богослужения и торжественные крестные ходы. Праздник славянской письменности напоминает об истоках нашей духовности, о том, что русская культура наследует древние и великие традиции славянской культуры, о роли письменности в ее становлении и развитии. В 2013 году исполняется 1150 лет со времени возникновения славянской письменности – 24 мая 863 года в городе Плиске, тогдашней столице Болгарии, солунские братья Кирилл и Мефодий огласили изобретение славянского алфавита.
3 Святые равноапостольные первоучители и просветители славянские Мефодий ( около ) и Кирилл ( около ; до принятия в начале 869 г. монашества Константин ) братья, родом из города Солуни ( Салоники ). Выходцы из знатной и богатой христианской семьи, они получили превосходное образование. Мефодий, старший брат, находясь на военной службе, правил одним из подчиненных Византийской империи славянских княжеств ( возможно, болгарским ), где и выучил славянский язык. Через десять лет он оставил княжение и постригся в монахи на горе Олимп ( в Малой Азии ). Константин, еще в детстве удивлявший всех своими способностями, получал образование вместе с малолетним сыном византийского императора Михаила III у лучших учителей Константинополя. Он в совершенстве постиг науки своего времени и многие языки, за что был прозван Философом. Приняв сан иерея, он стал хранителем патриаршей библиотеки при храме святой Софии, затем преподавал философию в высшей Константинопольской школе. В возрасте 24 лет был послан с опасной и трудной миссией к сарацинам - мусульманам для проведения философского и богословского диспута. Константин блестяще справился с заданием, опровергнув все доводы мусульманских философов, за что те даже пытались убить ( отравить ) молодого христианина, но он остался невредимым. Вернувшись на родину, Константин удалился на Олимп к брату Мефодию. Однако в 858 году император Михаил вызвал обоих братьев для проповедования Евангелия у хазар. В пути братья остановились в Корсуни ( древнерусское название города Херсонеса ), где Константин выучил еврейский и самаритянский языки.
4 Спустя какое - то время император вновь вызвал братьев, откликаясь на просьбу моравского князя Ростислава прислать учителей, которые могли бы проповедовать христианство на славянском языке. В 863 году Константин с помощью Мефодия и нескольких учеников составил славянскую азбуку и перевел несколько книг, без которых невозможно совершать богослужение : Евангелие, Апостол, Псалтирь и избранные службы. Созданная Константином ( Кириллом ) славянская азбука не случайно названа кириллицей. Практически, мы пользуемся ей до сих пор. В 1708 году по указанию Петра I азбука была реформирована для изданий гражданской печати, именно этот вариант лег в основу современного русского шрифта. В Риме святой Константин заболел и незадолго до кончины (14 февраля 869 г.) принял схиму с именем Кирилл. По решению Папы Римского Адриана II мощи святого Кирилла были положены в базилике Святого Климента, в Риме, где от них стали совершаться чудеса. Святого Мефодия Папа Римский рукоположил во архиепископа Моравии и Паннонии. Находясь на этом посту, святой Мефодий продолжал утверждать богослужение на славянском языке, им многое сделано для просвещения славян с помощью книжной письменности. Закончил свое высокое земное служение первоучитель словенский Мефодий 6 апреля 885 года. Он был погребен в соборной церкви Велеграда столицы Великой Моравии. Духовный подвиг святых равноапостольных Кирилла и Мефодия засвидетельствован в пространной житийной литературе, в похвальных словах и религиозных гимнах, в старинных церковных службах и песнопениях, на иконах и в росписях храмов, в художественной прозе, в стихах и в многочисленных ученых трудах. Кирилл и Мефодий - миниатюра из Радзивилловской летописи (XIII в.)
5 Многочисленные рукописи, найденные исследователями славянской филологии, позволили установить, что древние славяне использовали две азбуки. Одну из них называют кириллицей ( по имени ее создателя – Кирилла ), другую – глаголицей ( от старославянского « глаголать » – говорить ). Обе эти азбуки по начертанию букв и по характеру письма очень непохожи одна на другую. Вопрос об условиях появления в старославянской письменности двух азбук, об их сравнительной древности, об их источниках и об их составителях был долгое время одним из самых спорных и обсуждаемых.
6 В Болгарии В Болгарии День просвещения, культуры и славянской письменности является официальным национальным праздником. Впервые праздник болгарской письменности прошел 22 мая 1803 года в Шумене. Традиция празднования Дня славянской письменности возникла в середине XIX века, однако корни ее восходят к первопрестольной Плиске древней столице Болгарии. Именно сюда в 886 году, уже после смерти обоих просветителей, прибыли их ученики Климент, Наум, Горазд, Ангеларий, которых болгарский повелитель князь Борис принял с триумфальными почестями. В Плиске вскоре была разработана развернутая программа распространения азбуки в пределах тогдашнего болгарского государства. Получилось так, что всего два десятилетия спустя после принятия христианства в Болгарии благодаря азбуке Кирилла и Мефодия начали переводить на славянский язык богослужебную и богословскую литературу. Факт, знаменательный уже потому, что тем самым впервые в истории христианства была нарушена монополия трех « древних священных языков » латинского, греческого и еврейского в духовной жизни Европы ( во Франции Евангелие было переведено на национальный язык лишь через три, в Англии через пять, а в Германии через семь веков после Болгарии ). В 1892 году учитель музыки из Русе Стоян Михайловский ( ) написал текст общешкольного гимна, названного « Гимн святых Кирилла и Мефодия ». Гимн состоял из 14 строф, из которых обычно исполняют первые шесть. Болгары знают его по первой строке « Върви, народе възродени !» (« Вперед, народ возрожденный !»). В 1900 году композитор Панайот Пипков ( ), в то время учитель в Ловече, написал музыку к гимну. С введением в Болгарии Григорианского календаря в 1916 году церковный и светский праздник был объединен в один – 24 мая. В 1969 году церковный календарь был искусственно отделен от светского, и праздник пришёлся на 11 и 24 мая соответственно. В 1990 году решением 9- го Народного собрания Болгарии 24 мая был объявлен официальным праздником Днём болгарского просвещения, культуры и славянской письменности. Памятник Кириллу и Мефодию у здания Болгарской Народной библиотеки
7 В России И будет славить Русь родная Святых апостолов славян … Из гимна в честь Кирилла и Мефодия В России первые традиции чествования памяти Кирилла и Мефодия были заложены в 11 веке. Одно из свидетельств тому – Архангельское евангелие от 1092 года, в котором на 14 февраля упоминается Кирилл, а на 6 апреля – Мефодий. Именно Россия ввела в церковный календарь общую дату празднования – 11 мая (24 мая по новому стилю ). Широкое внимание к судьбе праздника славянских просветителей привлек епископ Смоленский Антоний ( Амфитеатров ). Первые чествования славянского слова прошли в Москве в 1862 году. В Новгороде был открыт памятник « Тысячелетие России », на котором увековечены образы Кирилла и Мефодия, чья деятельность совпала со становлением российской государственности. С 1863 года праздничные торжества проходили и в других городах, причем в каждом городе программа имела свои особенности. В Киеве, например, студенты основали славянскую библиотеку Святых Кирилла и Мефодия. В дореволюционной России день памяти солунских братьев в разное время отмечали по - разному. Широко - в 1869 и 1885 годах, когда исполнилась тысяча лет со дня смерти славянских просветителей, более скромно – в другие годы. Некоторое время торжества в честь создателей первой славянской азбуки вообще не проводились. Первые научные торжества прошли лишь в мае 1963 года. Ученые тогда организовали конференцию, посвященную летию создания славянской азбуки. Инициатива возрождения в России празднования Дней славянской письменности принадлежит Мурманской писательской организации и в особенности писателю Виталию Маслову. В 1986 году в Мурманске прошел первый праздник под названием « Праздник письменности ». В знак признательности мурманчанам за возобновление древних традиций болгары подарили городу памятник создателям славянской азбуки. Просветители Кирилл и Мефодий на памятнике «1000- летие России » в Великом Новгороде
8 В 1988 году празднику особенно повезло - он совпал с летием крещения Руси и проводился в древнем Новгороде. Крещение Руси положило начало письменности, но и письменность способствовала распространению новой веры. Здесь, в древнем центре России, и получила вслед за Киевом начальное распространение письменность. В 1989 году главные празднества проходили в Киеве. Впервые праздник проводился при активном участии Фонда славянской письменности и культуры, созданного в 1989 году. С 1991 года День славянской письменности и культуры стал государственным праздником, центр торжеств находился в Смоленске. Тогда в целях объединения славянских народов на основе общих корней был проведен Славянский ход. В 1992 году центром праздника стала Москва. В столице состоялся Первый Международный Конгресс славянских культур. На Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию. Памятник Кириллу и Мефодию на Славянской площади в Москве В 1994 году посланцами Фонда славянской письменности и культуры во славу и честь Кирилла и Мефодия на их родине в Салониках был установлен Поклонный крест. Центры проведения Дней славянской письменности и культуры 1 – 1986 год – Мурманск 2 – 1987 год – Вологда 3 – 1988 год – Новгород 4 – 1989 год – Киев 5 – 1990 год – Минск 6 – 1991 год – Смоленск 7 – 1992 год – Москва 8 – 1993 год – Херсонес 9 – 1994 год – Владимир 10 – 1995 год – Белгород 11 – 1996 год – Кострома 12 – 1997 год – Орел 13 – 1998 год – Ярославль 14 – 1999 год – Псков 15 – 2000 год – Рязань 16 – 2001 год – Калуга 17 – 2002 год – Новосибирск 18 – 2003 год – Воронеж 19 – 2004 год – Самара 20 – 2005 год – Новочеркасск 21 – 2006 год – Ханты - Мансийск 22 – 2007 год – Коломна 23 – 2008 год – Тверь 24 – 2009 год – Саратов Памятник Кириллу и Мефодию в Мурманске
9 С 2010 года ежегодной столицей Дней славянской письменности стала Москва. Такое решение в марте 2009 года было принято участниками выездного заседания оргкомитета праздника в Саратове. С таким предложением от имени патриарха Московского и Всея Руси Кирилла выступил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Предложение о назначении Москвы столицей праздника поддержал министр культуры РФ Александр Авдеев. « Столицей праздника должна быть Москва, поскольку это праздник государственный, церковный, а проводиться он должен как можно активнее по всей стране. В этом смысле его региональными столицами должны стать центры субъектов федерации », - сказал министр.
10 В 1997 году учреждена Международная Премия Святых Равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Ежегодно премия присуждается государственным и общественным деятелям, деятелям литературы и искусства за сохранение и развитие Кирилло - мефодиевского наследия. Ее первым лауреатом стал поэт Лев Константинович Котюков.
11 В 2009 году Священным синодом учреждена Патриаршая литературная премия святых равноапостольных Кирилла и Мефодия с целью поощрения писателей, внесших существенный вклад в утверждение духовных и нравственных ценностей в жизни современного человека, семьи и общества, создавших высокохудожественные произведения, обогатившие русскую литературу. Знак лауреата Премии Эта премия не имеет аналогов в истории Русской Православной Церкви и в практике других Поместных Православных Церквей. Первым лауреатом Патриаршей литературной премии стал писатель Владимир Николаевич Крупин. В 2013 году Патриаршую литературную премию в виде диплома и ее материального наполнения поделили между собой сразу три деятеля русской литературы - Алексей Николаевич Варламов, возглавивший список номинантов, Станислав Куняев и Юрий Лощиц.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.