Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемАндрей Бектуганов
1 Готовимся к ГИА! Задание С 2: сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. 9 класс
2 Используя прочитанный текст из части 2, выполните задание С2 на бланке ответов 2. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами К.Г. Паустовского. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком
3 Критерии оценивания С2 Ответ на задание С2 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям. Внимание! Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 (нулём) баллов по всем критериям проверки (С1К1–С1К4; ГК1–ГК4, ФК1). Сочинение, написанное на основе цитаты, отличной от цитаты в задании С2 выполняемого варианта, по всем критериям проверки оценивается нулём баллов.
4 ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Аргументируя свой ответ, ученику необходимо привести по 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие языковые явления; Ҩ Приводя примеры, необходимо указать номера нужных предложений или применить цитирование; Ҩ Начать сочинение можно словами, приведёнными в тексте задания С2; Ҩ Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
5 Речевые клише
6 Вступление … Я считаю, что мысль автора данной фразы заключается в том, что … В этом предложении автор говорит о том, что… Смысл данного высказывания я понимаю так: … Размышляя над словами автора, обратимся к … В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что… Автор заставляет нас обратиться…. Вводные слова: я думаю, я считаю, на мой взгляд, по моему мнению, мне кажется, я убеждён и т.д. Так как объём всего сочинения должен составлять не менее 70 слов, то 2-3 предложения для тезиса будет достаточно (помните, что вступление должно быть значительно меньше основной части).
7 Основная часть Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста. Проиллюстрировать данный аргумент можно на примере …. предложения текста. Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения. В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста. Предложение … подтверждает мысль о том, что ….
8 Заключение В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу, подводя итог вышесказанному, делая выводы из вышеизложенных доказательств и т.д. Итак, автор текста убеждает нас в том, что главное в –
9 Выделите ключевые слова «Языком человек не только выражает что- либо, он им выражает также и самого себя» Георг фон Габеленц
10 Выделите ключевые слова «Языком человек не только выражает что- либо, он им выражает также и самого себя» Георг фон Габеленц
11 Работая над сочинением, прокомментируй высказывание, данное в качестве тезиса, поясни цитату, сформулируй собственное понимание приведённой точки зрения; аргументируй своё суждение примерами из текста ( аргументов должно быть два: лексический и грамматический); обобщи сказанное, сделай вывод.
12 План-схема сочинения-рассуждения на лингвистическую тему 1.Тезис: а). Мнение, выказанное автором цитаты и предложенное в качестве темы сочинения. б). Комментарий этого высказывания, ваше понимание авторской мысли. 2. Аргументы (один – лексический, другой - грамматический), взятые из исходного текста. 3. Вывод.
13 Лексические явления 1. Морфемы (корень, приставка, суффикс) 2. Однозначные слова 3. Многозначные слова 4. Фразеологизмы 5. Синонимы 6. Антонимы 7. Омонимы 8.Профессионализмы, диалектизмы, историзмы и т.д.
14 Грамматические явления – это те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения из любых слов, с любым значением. 1. Окончания слов. 2. Грамматические связи между: а). словами в словосочетании, б). частями простого предложения, в). частями сложного предложения. 3. Предлоги. 4. Союзы.
15 Взаимодействие грамматики с лексикой Что может выражать мысль, переданная таким рядом слов: ненавидеть, диктатор, ничто, хороший, человечество, они, никогда, приносить, не? Жуховицкий Л. «Сто процентов человеческого»: «Ненавижу диктаторов: ничего хорошего человечеству они никогда не приносили».
16 Вывод: Следовательно, для того чтобы выразить мысль, нужно не только разобраться в значении отдельных слов, но и понять, в какие связи между собой они вступают в самом процессе выражения мысли.
17 Помните о требованиях к примерам: примеров должно быть не менее 2; примеры должны быть из указанного текста; примеры должны иллюстрировать два разных явления языка: лексическое и грамматическое; каждый пример должен соответствовать указанному явлению;
18 Для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише: Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста. Проиллюстрировать названное лексическое (грамматическое) явление можно на примере …. предложения текста. Пример лексического (грамматического) явления можно найти в предложении.... Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует такое лексическое (грамматическое) явление, как.... В подтверждение собственных выводов приведу пример, демонстрирующий лексическое (грамматическое) явление, из … предложения прочитанного мною текста. Рассмотрим … предложение. В нем использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как …. Это подтверждает наш вывод о том, что ….
19 О чём писать в заключении? Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения. Заключение должно представлять собой вывод из всего сказанного выше. Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.
20 В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: Итак,... Следовательно,... Значит,... Таким образом,... Обобщая вышеизложенные доводы, мы пришли к выводу о том, что... и т.д. Помните, что они выделяются запятой!
21 Абзацное членение текста – это одно из важных условий при написании сочинения на лингвистическую тему. Помните: сочинение должно иметь ориентировочно 4 абзаца (минимум - 3): 1 абзац - тезис, 2 абзац - толкование первой части высказывания + пример, иллюстрирующий лексические явления, 3 абзац - толкование второй части высказывания + пример, иллюстрирующий грамматические явления, 4 абзац - вывод.
22 Каким должен быть объём сочинения? Развивайте мысль так, чтобы объем сочинения был не менее 70 слов. При подсчёте слов не забывайте о том, что союзы, предлоги и частицы считаются отдельно. Слова, которые пишутся через дефис, считаются, как одно слово.
23 Про почерк Помните, что задание С1(изложение) и С2(сочинение) будет проверять экзаменационная комиссия, а не компьютер. Поэтому пишите сочинение АККУРАТНО, РАЗБОРЧИВО, так, чтобы экзаменатор смог прочитать написанное без труда.
24 Задание к сочинению-рассуждению Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Александра Афанасьевича Потебни: «Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего».
25 Обсуждение темы высказывания Выдели ключевые слова в высказывании. Выдели О чём они говорят? Сформулируй авторскую мысль своими словами. Прокомментируй сказанное, выразив своё понимание обсуждаемой точки зрения. Внимательно прочитай текст, который поможет обосновать существующую точку зрения.
26 «Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего».
27 Работа с текстом О чём прочитанный текст? Какими вы представляете героев текста? Найдите слова, подтверждающие вашу точку зрения. Какова основная мысль текста? В каких словах она выражена? Докажите свою точку зрения. Найдите глаголы повелительного наклонения. Выделите их. Какую роль они играют в этом тексте? Найдите глаголы условного наклонения. Определите их роль в тексте. Выберите глаголы, на примере которых вы могли бы доказать точку зрения А.А.Потебни.
29 Русский лингвист Александр Афанасьевич Потебня утверждал:«Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего». Мнение, высказанное учёным, заставило меня задуматься над особенностями двух наклонений глагола. Глаголы повелительного наклонения выражают побуждение к действию, просьбу или приказ, а глаголы условного – обозначают действие желаемое или возможное при определённых условиях. Следовательно, действия, обозначенные глаголами этих двух наклонений, только предполагаемы в реальности.
30 Обратимся к тексту Антуана Сент-Экзюпери. Его герои одиноки и мечтают о друге. Сколько надежды в просьбе Лиса, обращённой к Маленькому принцу: «Пожалуйста, приручи меня!» (предложение 24). Глагол повелительного наклонения «приручи» призывает к действию. А в ответ: «Я бы рад…» Частица бы при именной части составного сказуемого говорит о возможности действия, для которого «так мало времени» (предложение 25). Герои Экзюпери услышали друг друга, «представляемое существующим только в мысли» для них стало реальностью, и они подружились. Но финал мог быть и другим… Глаголы повелительного и условного наклонений, в отличие от глаголов изъявительного наклонения, не обозначают реального действия. Итак, русский лингвист А.А.Потебня, безусловно, прав в своей оценке глаголов повелительного и условного наклонений, и с его мнением нельзя не согласиться.
31 Синонимы и речевые клише: лингвист учёный языковед автор высказывания филолог Г.Степанов утверждал считал писал рассуждал высказывание афоризм мысль утверждение суждение мнение слова изречение
32 справедливо верно неоспоримо бесспорно понятно Я (полностью) согласен с … Не могу не согласиться с … Я должен согласиться с … Я разделяю точку зрения … Я поддерживаю мнение … Автор убеждён, что..., и подобная уверенность небезоснователь на. Бесспорно мнение автора о том, что...
33 докажем покажем продемонстрируем подтвердим проиллюстрируем разберёмся (попробую разобраться, давайте разберёмся) в смысле данного афоризма Я думаю, … Я считаю, … По моему мнению, … На мой взгляд, … Мне кажется, … Безусловно, … Разумеется, … Конечно, …
34 Примеры вступлений Вариант 1. Известный лингвист Г.Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Попробуем разобраться в смысле этого афоризма. Вариант 2. Я согласна с высказыванием известного лингвиста Г. Степанова о том, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Вариант 3. «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают», - писал ученый Г.Степанов. Известный лингвист прав, потому что по манере разговора можно многое сказать о человеке. Докажем это.
35 Примеры сочинений Язык это сложная многоуровневая, но в то же время взаимосвязанная система. Так лексика (словарный запас языка) отображает представление человека о явлениях действительности, то есть образ его мыслей. Но как выразить свои мысли в речи? Без знания грамматических правил невозможно создать связное высказывание, то есть построить предложение, текст. Связь грамматики и лексики очевидна. Объясним данное утверждение с помощью конкретных примеров из текста Б.Л. Васильева. Например, в предложении 1 автор использует слово с уменьшительно- ласкательным суффиксом `бабуля` (лексическое явление названо). Оно выражает ласковое отношение внучки Тани к своей бабушке (объяснена роль слова в тексте). Однако в предложении существительное `бабуля` ещё является обращением (названо грамматическое явление). Писатель употребил его в форме именительного падежа и выделил запятой (прокомментировано грамматическое явление и названы основные грамматические признаки обращений). Так знание грамматики помогло понять, к кому девочка обращается с речью (названа роль речевой единицы в тексте). Итак, справедливым является утверждение Г. Степанова: `Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика - как они думают`.
36 Известный лингвист Г.Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Попробуем разобраться в смысле этого афоризма. Данное высказывание состоит из двух частей. Рассмотрим первую часть. На мой взгляд, под словом «словарь» Г.Степанов подразумевал лексику, или словарный запас языка, который используют люди в речи. Слова понадобились человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире. Значит, они отражают мысли людей. Образно говоря, язык – это слепок нашего мышления. То есть «словарь языка свидетельствует, о чем думают люди». Например, используя в репликах одной из девочек (предложения 34, 35, 38) эмоционально- экспрессивную лексику ("трус несчастный") и разговорные слова (" пикни", "устроим"), автор текста подчёркивает грубость и жестокость в мыслях детей, их коварные намерения.
37 Теперь остановимся на второй части высказывания. Чтобы понять её смысл, нужно выяснить значение слова «грамматика». Грамматика – это раздел лингвистики, который изучает правила построения словосочетаний и предложений. Знание грамматических правил не только помогает человеку правильно и ясно излагать собственные мысли, но и раскрывает его внутренний мир, состояние, отношение к окружающим. Возьмём, к примеру, предложения 19 и 20. Все знают, что слово "пожалуйста" употребляется в том случае, если человек хочет расположить к себе собеседника, проявить к нему уважение, вежливость. Но если рассмотреть эти предложения с точки зрения их построения, то есть грамматики, то мы увидим, что данное слово не входит в состав предыдущего предложения, а является самостоятельной синтаксической конструкцией. В данном случае автор использовал такой синтаксический приём, как парцелляция, чтобы подчеркнуть скрытую агрессию школьников, их требовательный тон. Помогает в этом и употребление слова "должны" (предложение 19). Таким образом, в том, как мыслит и говорит человек, заключается его сущность.
38 Используя прочитанный текст из части 2, выполните задание С2 на бланке ответов 2. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами К.Г. Паустовского. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.