Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемАнатолий Шустров
1 Обучение чтению и работа с текстом как одно из ведущих средств формирования коммуникативной компетенции. Учитель английского языка Пещерская О.Ф. (обобщение теоретического материала и из опыта работы на уроках английского языка)
2 Определение чтения Чтение на иностранном языке как коммуникативное умение и опосредованное средство общения является, наряду с устной речью, важным видом речевой деятельности и наиболее распространенным способом иноязычной коммуникации. Чтение является рецептивным, реактивным и по форме протекания невыраженным внутренним видом речевой деятельности. Чтение может быть и частично внешним, выраженным видом речевой деятельности, например чтение вслух. Но даже одинаковые механизмы работают в чтении специфично, так как опираются на зрительное, а не на слуховое восприятие речи. ЧТЕНИЕ- вид речевой деятельности, направленный на извлечение информации из письменно фиксированного текста. Чтение как цель и как средство обучения Чтение как коммуникативно-познавательная деятельность учащихся, как средство развития мышления, мировоззрения
3 Основные функции чтения на ИЯ передача опыта человечества, накопленного в самых различных сферах трудовой, творческой, социально-культурной деятельности удовлетворение своих читательских или творческих интересов формирование умения пользоваться литературой на иностранном языке для поиска информации по специальности и для саморазвития совершенствование умений устной речи и развитие воображения Формирование мотивационной сферы к изучению ИЯ, обогащение лексического запаса читателя Чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям.
4 МЕХАНИЗМЫ ЧТЕНИЯ Зрительное восприятие Соотнесение зрительных, слуховых и речемоторных образов Узнавание Осмысление Антиципация (предвосхищение) Выделение смысловых вех и обобщение Реакция на прочитанное (вербальная и невербальная)
5 Уровни понимания текста Различают два основных уровня понимания текста: 1. уровень значения (связан с установлением значений воспринятых языковых единиц и их непосредственных связей) 2. уровень смысла / содержания (связано пониманием содержания текста как целостной языковой единицы. В связи с этим навыки и умения, которые обеспечивают понимание текста, условно делят на две группы, хотя процессы восприятия и осмысления происходят одновременно. Первая группа - это навыки, связанные с техническим аспектом чтения. Они обеспечивают непосредственный акт восприятия графических знаков и соотнесение их с соответствующими значениями, вторая группа - это умения, которые обеспечивают смысловой аспект чтения: установление смысловых связей между языковыми единицами текста, достижения понимания содержания, замысла автора, есть понимание текста как завершенного речевого произведения. Мотивом чтения как коммуникативной деятельности является общение, а целью - получение необходимой информации, причем работа с текстом может преследовать разные цели: иногда требуется лишь определить, о чем этот текст, в других случаях важно понять основную или новую информацию, замысел автора, подтекст.
6 Требования к отбору текстов для чтения 1. Идейно-воспитательная ценность текстов. Такие тексты должны способствовать формированию морально-этических качеств чтеца. 2. Познавательная ценность текстов, научность их содержания. Тексты должны строиться на фактическом материале о стране и ее народ, язык которого изучается, а также включать сведения из самых разных областей человеческих знаний (научно-популярные тексты). 3. Соответствие содержания текстов возрастным особенностям и интересам учащихся. Эти тексты должны соответствовать интеллектуальному уровню развития учащихся, быть значимыми для них, удовлетворять их эмоциональные и познавательные запросы. 4. Аутентичность текста 5. % незнакомых слов (варьируется в зависимости от этапа обучения и вида чтения) 6. Объем текста (варьируется в зависимости от этапа обучения, от типа текста и вида чтения) 7. Проблематика текста (в соответствии с возрастом и стандартом)
7 ТИПОЛОГИЯ ТЕКСТОВ ДЛЯ ЧТЕНИЯ Художественные: сказки, рассказы, отрывки из романов, стихи, пьесы и т.д. Публицистические (общественно-популярные и научно-популярные): статьи из газет и журналов, репортажи. Научные: статьи, тезисы, доклады и т.д. Прагматические/информационные: расписание, факсы, бюллетени, объявления, инструкции, графики, таблицы, афиши и т.д.
8 По критерию: форма Scrambled texts – анаграммы, зашифрованные тексты Jig-saw texts- куски текста (составить целый текст) Jumbled texts – 2 текста вместе - разделить на два отдельных
9 Виды чтения на уроках ИЯ По целевой направленности: Ознакомительное (70% понимания) Изучающее (100% понимания) Просмотровое (общая идея) Поисковое (конкретные факты) По способу раскрытия содержания: -аналитическое-синтетическое; переводное- беспроводное
10 По характеру организации деятельности: -подготовленное-неподготовленное -тренировочное-контрольное. По форме организации: -классное - домашнее По характеру и степени помощи учащемуся: со словарем -без словаря; с предварительно снятыми трудностями- без снятия
11 Виды чтения на уроках ИЯ В зависимости от целевой установки, в зависимости от того какую задачу мы хотим решить, различают : 1. просмотровое чтение/reading for specific information or scanning/ 2. ознакомительное / reading for gist or skimming/ 3. изучающее / reading for detail/ чтение 4. Домашнее чтение /extensive reading/ Зрелое умение читать предполагает как владение всеми видами чтения, так и легкость перехода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста.
12 Reading for specific information or scanning Reading for gist or skimming Reading for detail Extensive reading Основные виды чтения Виды чтения на уроках ИЯ
13 Просмотровое чтение направлено на получение самого общего представления о содержании текста. Учащийся ищет в тексте лишь интересующую его информацию.. Reading for specific information or scanning
14 Характеристика просмотрового чтения Просмотровое чтение предполагает получение общего представления о читаемом материале. Его целью является получение самого общего представления о теме и круге вопросов текста. Это беглое, выборочное чтение, чтение текста по блокам. Оно обычно имеет место при первичном ознакомлении с содержанием новой публикации с целью определить, есть ли в ней интересующая читателя информация, и на этой основе принять решение читать ее или нет. Оно также может завершаться оформлением результатов прочитанного в виде сообщения или реферата. При просмотровом чтении иногда достаточно ознакомиться с содержанием первого абзаца и ключевого предложения и просмотреть текст. Количество смысловых кусков при этом гораздо меньше, чем при изучающем и ознакомительном видах чтения; они крупнее, так как читающий ориентируется на главные факты, оперирует более крупными разделами. Этот вид чтения требует от читающего довольно высокой квалификации как чтеца и владения значительным объемом языкового материала. Полнота понимания при просмотровом чтении определяется возможностью ответить на вопрос, представляет ли данный текст интерес для читающего, какие части текста могут оказаться в этом отношении наиболее информативными и должны в дальнейшем стать предметом переработки и осмысления с привлечением других видов чтения. Для обучения просмотровому чтению необходимо подбирать ряд тематически связанных текстовых материалов и создавать ситуации просмотра. Скорость просмотрового чтения не должна быть ниже 500 слов в минуту, а учебные задания должны быть направлены на формирование навыков и умений ориентироваться в логико- смысловой структуре текста, умений извлекать и использовать материал текста источника в соответствии с конкретным коммуникативным заданием.
15 Ознакомительное чтение предполагает извлечение основной информации из текста, получение общего представления об основном содержании, понимание главной идеи текста. Reading for gist or skimming
16 Характеристика ознакомительного чтения Ознакомительное чтение представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение определенной информации. Это чтение «для себя», без предварительной специальной установки на последующее использование или воспроизведение полученной информации. При ознакомительном чтении основная коммуникативная задача, которая стоит перед читающим, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию. Оно требует умения различать главную и второстепенную информацию. Так мы читаем обычно художественные произведения, газетные статьи, научно-популярную литературу, когда они не представляют предмета специального изучения. Переработка информации текста совершается последовательно и непроизвольно, ее результатом является построение комплексных образов прочитанного. Темп ознакомительного чтения не должен быть для английского и французского языков ниже , для немецкого , для русского слов в минуту.
17 В процессе работы над текстом нужно научить учащихся выполнять следующие действия: - прогнозировать содержание по заголовку или началом текста - догадываться о значении незнакомых слов с помощью контекста, словообразовательных элементов, по сходству со словами родного языка или образованных путем конверсии - игнорировать отдельные незнакомые слова, которые не препятствуют пониманию основного содержания - определять смысловые части текста и связи между ними - пользоваться в процессе чтения имеющимся лингвострановедческая комментарием, сносками, словарем, справочниками, если в этом возникает необходимость, чтобы понять основной смысл текста.
18 Изучающее чтение/чтение с полным пониманием информации/ отличается точным и полным пониманием содержания текста, воспроизведением полученной информации в пересказе, реферате и т.д. Reading for detail
19 Характеристика изучающего чтения Изучающее чтение предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста. Его задачей является также формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного текста. Объектом «изучения» при этом виде чтения является информация из текста, но никак не языковой материал. Хотя изучающее чтение и разворачивается в неспешном темпе, следует указать на его примерный нижний предел, который, составляет 4050 слов в минуту. Для этого вида чтения подбираются тексты, имеющие познавательную ценность, информативную значимость и представляющие наибольшую трудность для данного этапа обучения, как в содержательном, так и в языковом отношении.
20 В процессе работы с текстом в режиме изучающего чтения необходимо достичь таких коммуникативных целей: - понять смысл прочитанного текста с достаточной полностью и глубиной - сопоставить полученную информацию со своим опытом - оценить информацию, выразить свое мнение о ней передать почерпнутые из текста сведения другим (на родном языке или в опоре на текст) - прокомментировать отдельные факты.
21 Характеристика поискового чтения Поисковое чтение(в программе за курс средней школы не предусмотрено) ориентировано на чтение газет и литературы по специальности. Его цель быстрое нахождение в тексте или в массиве текстов вполне определенных данных (фактов, характеристик, цифровых показателей, указаний). Оно направлено на нахождение в тексте конкретной информации. Читающему известно из других источников, что такая информация содержится в данной книге, статье. В учебных условиях поисковое чтение выступает скорее как упражнение, так как поиск той или иной информации, как правило, осуществляется по указанию преподавателя. Поэтому оно обычно является сопутствующим компонентом при развитии других видов чтения. Овладение технологией чтения осуществляется в результате выполнения предтекстовых, текстовых и послетекстовых заданий.
22 Данный вид чтения включает в себя чтение текстов большого объёма: статей, рассказов, романов. В учебном процессе это так называемое домашнее чтение. Extensive reading Extensive reading
23 Основные виды упражнений при чтении Овладение технологией чтения осуществляется в результате выполнения предтекстовых, текстовых и послетекстовых заданий.
25 стимулирование мотивации к работе с текстом; актуализация личного опыта учащихся путем привлечения знаний из других образовательных областей прогнозирование содержания текста/антиципация/ с опорой на знания учащихся, их жизненный опыт, на заголовок и рисунки и т.д
26 Приемы и упражнения, используемые мной на этом этапе Упражнения на узнавание слова по формальному признаку: Определите по формальным признакам, какой частью речи являются выделенные слова. Прочитайте слова и укажите, от каких слов они образованы. Упражнения на узнавание слова по семантическому признаку: Заполните пропуски подходящими по смыслу словами. Найдите синонимы, антонимы в ряду данных слов. Прочитайте и выпишите из текста все слова обозначающие: предметы, действия и т. д. Выберите из текста слова, относящиеся к изучаемой теме. Упражнения на автоматизацию узнавания лексических единиц: Найдите в ряду слов существительное (глагол, прилагательное … …). Найдите самое общее или самое конкретное по значению слово. (Упражнения ограничить во времени). Упражнения на различение грамматических явлений: Выпишите из текста изучаемые явления и сгруппируйте их. Выпишите предложения с данной грамматической формой. Объясните употребление данной грамматической формы.
27 Подстановочные упражнения: Составьте предложения из слов, данных вразбивку. Замените выделенную форму по образцу. Трансформационные упражнения: Составьте из двух предложений одно простое. Образуйте сложноподчинённое предложение из приведённых простых. Выразите ту же мысль другими средствами. Упражнения для обучения работе со словарной статьёй: Быстро сориентируйтесь в алфавите и найдите указанное слово. Определите значение сложного слова по его элементам. Трансформируйте грамматическую форму слова, встречающуюся в тексте, в словарную, исходную. Упражнения на прогнозирование содержания читаемого: Прочтите заглавие и скажите, о ком (чём) будет идти речь в данном тексте Прочтите первые предложения абзацев и назовите вопросы, которые будут рассматриваться в тексте. Предтекстовая ориентировка читающего: Ответьте на предтекстовые вопросы. Определите верные и неверные утверждения.
28 Этот прием работы на предтекстовом этапе также ориентирован на развитие антиципации и заключается в предсказании содержания текста по заголовку. Прогнозирование содержания по заголовку или иллюстрации
29 The Crown Jewels Place of interest/tourists Royal ravens /old legend The history of blood The Tower of London
30 Subjects/timetable Relations between teachers/studentsSchool objects The description of any school The Code of behaviour at school
31 учащиеся читают заголовок текста, рассматривают иллюстрации к нему и высказывают свои предположения о теме содержании текста; учащимся предлагается воспользоваться своими знаниями по теме, которой посвящен текст и спросить себя: "Что я знаю по этой теме?" учащиеся записывают ключевое слово заголовка и составляют схему, заполняя ее ассоциации, возникающими у них еще до чтения. учащимся предлагается разбиться на пары, обсудить составленные схемы и уточнить свои предположения о теме и содержании текста.
32 Включает в себя задания, которые учащиеся выполняют непосредственно во время чтения. На этом этапе развиваются коммуникативные умения чтения, он самый продолжительный по времени и может включать несколько заданий, позволяющих провести проверку прочитанного. Личностное восприятие текста осуществляется учащимися индивидуально, без помощи учителя и других учеников, самостоятельно. На этом предполагается использование различных приёмов извлечения информации и трансформаций структуры и языкового материала текста.
33 1. Первичное и повторное чтение текста Учащиеся самостоятельно читают текст первый раз с установкой проверить свои предположения, сделанные до чтения текста Текст читается в классе с целью отработки произношения, активизации правил чтения и отработки незнакомой лексики в ходе чтения
34 выделяют содержательную информацию (кто, что, где, когда, как, почему что-то сделал); делят текст на смысловые куски; определяют основную мысль каждой части текста; выделяют ключевые слова в каждой части текста; отмечают незнакомую для себя информацию и уточняют значение отдельных слов; устанавливают связи между частями текста. 2. Коммуникативные задачи повторного чтения
35 Упражнения на свёртывание текста: Найдите в предложении или группе предложений элементы, несущие информацию. Расположите предложения абзаца по степени важности информации. Сократите предложения, абзацы, отдельные фрагменты текста за счёт исключения несущественной информации. Упражнения на реконструкцию текста: Составьте предложения из заданных ключевых слов по образцу. Расположите разрозненные предложения в соответствии с предлагаемой схемой. Составьте сокращённый вариант текста из 10 предложений на основе выбора их из предложенных 20. Упражнения на перефразирование: Замените слово синонимом по образцу. Замените слова дефиницией (описанием). Преобразуйте действительный залог в страдательный, и наоборот по образцу. Расположите разрозненные пункты плана в соответствии с содержанием. Воспроизведите текст по плану Упражнения на обобщения материала: Сделайте итоговый вывод или резюме по содержанию текста.
36 Данный метод позволяет активизировать процессы осмысления, запоминания и усвоения текстовой информации. Метод кластера-графический приём систематизации материала. Мысли не громоздятся, а гроздятся, т. е. располагаются в определённом порядке. Метод кластерного анализа текста
37 основная мысль текста мысли по абзацам факты, подтверждающие мысль абзаца. Структура кластера при работе с текстом
38 Технология составления: Ключевое слово-тема всего текста ; Запись слов /основные мысли по абзацам/вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются с основным словом; Каждое новое слово/фраза/ образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки; Взаимосвязанные понятия соединяются линиями.
39 Story about any famous person are Date/place where he was born Analysis of his main life stages His principal life achievements and contribution to the development of his state Description of his personality, interesting facts from his life Can be divided into
40 Алгоритм работы над кластером текста: 1. Прочитайте текст с целью полного извлечения информации. 2. Определите основную тему текста и выделите вершину кластера (слово, фраза, предложение). 3. Постройте кластер, соединяя вершину с выделенными мыслями абзацев текста, используя слова (глаголы, союзы, наречия), раскрывающие предметные взаимосвязи между абзацами. 4. Проверьте логическую взаимосвязь между ними. 5. Заключите глаголы в овалы, а всю остальную информацию – в прямоугольники.
41 Цель послетекстового этапа – интеграция чтения с продуктивными коммуникативными умениями, а именно говорением и письмом, т.е. учащиеся применяют полученные в ходе чтения знания в различных речевых ситуациях На послетекстовом этапе приёмы оперирования направлены на выявление основных элементов содержания текста.
42 Упражнения на выявление темы текста: Выявите слова, выражающие тему в абзаце, в связке абзацев, в тексте. Найдите обобщающие слова и сформулируйте тему. Сформулируйте тему самостоятельно. Упражнения на передачу сюжета: Оцените значение указанного события или эпизода для развития сюжета. Определите наиболее значительные события и/или эпизоды в тексте. Упражнения на составление характеристики персонажей: Выделите авторские характеристики. Ответьте на вопросы к фрагментам текста. Поставьте вопросы к фрагментам текста. Прокомментируйте авторскую характеристику героев. Дайте свою характеристику героям.
43 Прочтите текст и выразите свое согласие (не согласие) с приведенными ниже утверждениями из текста. Распределите данные вопросы в последовательности, которая соответствует содержанию текста. Кратко ответьте на них. Ответьте на вопросы к тексту. Составьте план прочитанного. Скажите, какую цель, на ваш взгляд, ставил перед собой автор текста. Скажите, совпадает ли точка зрения автора по обсуждаемому в тексте вопросу с вашей. Определите основное коммуникативное намерение автора текста. Назовите основную, на ваш взгляд, функцию прочитанного текста (информативная, оценочная, воздействующая или функция убеждения). Cкажите, что было для вас особенно интересно узнать из текста и почему. Скажите, какие из перечисленных фактов вы узнали впервые из прочитанного текста.
44 «Шесть шляп мышления» используются при подведении итогов работы с текстом. Каждому ученику предлагается выбрать одну из шляп по цвету. Цвет шляпы указывает на основные моменты, которые необходимо осмыслить и обобщить. Учащихся можно объединить в группы по цвету шляп. Креативный прием для работы на послетекстовом этапе
45 Черная – выявление негативных фактов в тексте
47 Как видно из всего сказанного выше, текст является основой для развития умений учащихся выражать свои мысли в устной и письменной форме. Учащиеся отвечают на вопросы к тексту, комментируют его содержание, высказывают свою точку зрения на полученную информацию, составляют письменный вариант собственного текста и т.д. В этом смысле тексту (и прежде всего печатному) отводится центральная роль в учебном процессе. Заключение
48 Список литературы : 1. Методика интенсивного обучения иностранным языкам /под ред. Бухбиндера и Китайгородской. - М.: Высшая школа, Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справочное пособие /Е. А. Маслыко, П. К. Бабинская, А. Ф. Будько и др. - Минск: Вышейш. школа, Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия /Сост. А. А. Леонтьев. - М.: Рус. яз., Козырева А.С. Виды работы над текстом на уроках чтения // Начальная школа С Левин Ю.И. О типологии непонимания текста // Левин Ю.И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. М., С. 581– Никитина Л.В. Повышение эффективности уроков чтения путем организации групповой работы // Начальная школа С. 99– Лекции К.С. Махмурян «Система упражнений на уроках английского языка» и «Обучение чтению на уроках английского языка» 8. Статья Романовой Л. А. «Кластер на уроках английского языка при работе с текстом» 9.Интернет-ресурсы:
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.