Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемГалина Южакова
1 Особенности формирования речевых навыков у детей с ОВЗ 2014 год год. Борунова Н. И. учитель-дефектолог
2 Влияние поражения слуха на формирование устной речи Без специального обучения дети с нарушением слуха могут остаться либо совсем без речи, либо с зачатками ее в виде небольшого количества фонетически искаженных слов. Без специального обучения дети с нарушением слуха могут остаться либо совсем без речи, либо с зачатками ее в виде небольшого количества фонетически искаженных слов. Для организации учебно-воспитательного процесса учителю необходимы знания характера, времени и причины нарушения слуха. Для организации учебно-воспитательного процесса учителю необходимы знания характера, времени и причины нарушения слуха.
3 Категория «слабослышащие дети» Классификация Б. С. Преображенского. группы группы Степень снижения слуха Восприятие шепотной речи Восприятие разговорной речи 1Легкое От м 6 м 2Умеренное От м От м 3Значительное У уха – 1 м От 2 – 4 м 4Тяжелое Не более 0, 5 м или нет У уха и не более, чем 2 м
6 Основная задача обучения детей с ОВЗ: Развитие речи обучающихся: - развитие способа общения; - воспитание речевого поведения; - формирование речевой деятельности; - воспитание потребности общения словесной речью.
7 Речевое развитие осуществляется: - на фронтальных уроках; - на внеклассных занятиях; - на индивидуальных занятиях с учителями – дефектологами.
9 Индивидуальный образовательный маршрут и программа по слуховому восприятию и формированию произношения При разработке программы учитывать: - состояние слуха, степень его сохранности; - состояние слуха, степень его сохранности; -состояние произношения; -состояние произношения; - уровень развития речи; - уровень развития речи; -прогнозирование продвижения ребенка в усвоении материала; -прогнозирование продвижения ребенка в усвоении материала; - уровень обучаемости. - уровень обучаемости.
10 Основные разделы программы по развитию слухового восприятия различение материала общеобразовательных уроков, терминов, выражений, правил, различение ритмико – интонационной выраженности речи различение материала общеобразовательных уроков, терминов, выражений, правил, различение ритмико – интонационной выраженности речи
11 Разделы программы по формированию произношения постановка отсутствующих звуков, постановка отсутствующих звуков, коррекция дефектов произношения, коррекция дефектов произношения, овладение ритмико- интонационной структурой речи. овладение ритмико- интонационной структурой речи.
12 Работа по развитию слухового восприятия и формированию произношения не должна ограничиваться только в учебном учреждении, должна продолжаться дома в кругу семьи. Работа по развитию слухового восприятия и формированию произношения не должна ограничиваться только в учебном учреждении, должна продолжаться дома в кругу семьи.
13 Рекомендации педагогу при организации учебного процесса со слабослышащим учеником Слабослышащий ученик должен сидеть за первой партой. Учитель не должен поворачиваться спиной к ученику во время объяснения материала. Следить, чтобы у ребенка всегда был рабочий слуховой аппарат. Учитель должен знать речевые особенности ребенка и уметь провести беглую коррекцию его произношения.
14 Рекомендации педагогу при организации учебного процесса со слабослышащим учеником Чаще просить слабослышащего ученика повторить то, что он услышал. Вопросы должны быть лаконичны и понятны ученику. Педагог помогает ребенку освоиться в детском коллективе слышащих детей. Избегать гиперопеки.
15 Рекомендации педагогу при организации учебного процесса со слабослышащим учеником При опросе не спрашивать слабослышащего ребенка первым. При опросе не спрашивать слабослышащего ребенка первым. Очень важно для ученика с недостатками слуха больше читать. Очень важно для ученика с недостатками слуха больше читать. Каждое слово необходимо предъявлять в письменном виде. Каждое слово необходимо предъявлять в письменном виде.
16 Задачи уроков чтения (литературы) Чтение вводит в жизнь, помогает правильно оценить общественные явления. Чтение вводит в жизнь, помогает правильно оценить общественные явления.
17 Задачи уроков чтения (литературы) Любая тема сопровождается предварительной вводной беседой или проведением мероприятий, подготавливающими к восприятию того или иного материала Любая тема сопровождается предварительной вводной беседой или проведением мероприятий, подготавливающими к восприятию того или иного материала
18 Задачи уроков чтения (литературы) Книга сближает слабослышащего ребенка с миром говорящих людей и играет определенную роль в процессе реабилитации. Книга сближает слабослышащего ребенка с миром говорящих людей и играет определенную роль в процессе реабилитации. Значимо воспитательное воздействие литературы для ребенка с недостатками слуха, который беден эмоционально. Значимо воспитательное воздействие литературы для ребенка с недостатками слуха, который беден эмоционально.
19 Задачи уроков чтения (литературы) Читая стихи русских поэтов, обучающиеся приобщаются к миру красоты, познают мир природы. Читая стихи русских поэтов, обучающиеся приобщаются к миру красоты, познают мир природы.
20 Виды чтения, используемые на уроках литературы сплошное чтение всего текста, сплошное чтение всего текста, чтение по частям, чтение по частям, чтение цепочкой по предложению, чтение цепочкой по предложению, чтение отдельных трудных слов и выражений, чтение отдельных трудных слов и выражений, чтение к иллюстрациям книги, чтение к иллюстрациям книги, выборочное чтение, выборочное чтение, чтение по ролям, чтение по ролям, комментированное чтение с участием учителя, комментированное чтение с участием учителя, чтение с инсценированием и драматизацией, чтение с инсценированием и драматизацией, чтение выразительное. чтение выразительное.
22 Специфика работы при обучении грамоте Слышащие дети Слабослышащие дети Целое слово членят на слоги и звуки. Далее из звуков и слогов составляют слова. Идут о т звуков и слогов к целому слову. о т звуков и слогов к целому слову. Обучение грамоте проводится одновременно с усвоением произношения звуков.
23 Специфика работы над диктантом Полезны диктанты с предварительным проговариванием материала. Полезны диктанты с предварительным проговариванием материала. Ребенок должен знать тему диктуемого текста. Ребенок должен знать тему диктуемого текста. Заранее нужно познакомить слабослышащего учащегося с трудными словами. Заранее нужно познакомить слабослышащего учащегося с трудными словами. Если текст диктанта труден, то его желательно адаптировать. Если текст диктанта труден, то его желательно адаптировать.
24 Работа над изложением Прежде, чем обучающийся начнет знакомиться с текстом, необходимо провести словарную работу; Прежде, чем обучающийся начнет знакомиться с текстом, необходимо провести словарную работу; заранее познакомить с трудными грамматическими конструкциями текста; заранее познакомить с трудными грамматическими конструкциями текста; текст изложения дается для прочтения «Про себя»; текст изложения дается для прочтения «Про себя»; затем прослушать текст со всеми (дать образец чтения); затем прослушать текст со всеми (дать образец чтения); словарная работа проводится с подбором синонимов; словарная работа проводится с подбором синонимов; если ученик испытывает трудности в понимании текста, то необходимо дать ему наводящие вопросы; если ученик испытывает трудности в понимании текста, то необходимо дать ему наводящие вопросы; обязательна работа по правописанию; обязательна работа по правописанию; пересказ текста по плану или, для детей с тяжелой степенью тугоухости, с опорой на ключевые слова и вопросы. пересказ текста по плану или, для детей с тяжелой степенью тугоухости, с опорой на ключевые слова и вопросы.
25 Рекомендации педагогам, работающим со слабослышащими детьми Учитель должен говорить голосом нормальной громкости, четко и внятно. Учитель должен говорить голосом нормальной громкости, четко и внятно. Новые слова проговаривать медленнее. Новые слова проговаривать медленнее. Лицо говорящего должно быть освещено и находиться на уровне глаз ребенка. Лицо говорящего должно быть освещено и находиться на уровне глаз ребенка. Фразы должны быть лаконичны и знакомы. Фразы должны быть лаконичны и знакомы. Речь учителя должна быть эмоционально окрашена. Речь учителя должна быть эмоционально окрашена. Нельзя ходить по классу во время объяснения материала. Нельзя ходить по классу во время объяснения материала.
26 За годы обучения у воспитанников формируются навыки слухового внимания, вырабатывается внятное, членораздельное произношение, интонированная, эмоционально окрашенная речь для полной коммуникации и социальной адаптации в обществе. Результаты работы по развитию речи:
27 Спасибо за внимание. Желаем успехов!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.