Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемАнна Родина
1 Урок 1 5 класс Учитель: Чистякова Е.Е.
2 Ответьте на вопросы Как назывались в начальной школе уроки, на которых вы учились читать? Чему учились, что делали на этих уроках?
3 Слово литература пришло к нам из языка древних римлян из латинского языка. В переводе оно означает написанное. Запишем в тетрадях: Литература (лат.) «написанное»
4 4 Мы с вами будем изучать художественную литературу, которая рассказывает нам о жизни человека и природы, о чувствах, мыслях и желаниях многих поколений людей.
5 Читать, т. е. составлять из букв слова, из слов предложения, вы уже научились. Теперь мы будем главное внимание уделять тому, что хотел сказать нам с вами автор тот, кто создал литературное произведение. Мы будем узнавать о жизни писателей, о тех временах, в которые они жили, о том, как развивалась человеческая мысль и как люди учились выражать свои чувства словами.
6 Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому В древности на Руси книги называли реками, «напояющими вселенную». Пока будет стоять Россия, люди будут помнить великого князя Ярослава Мудрого, который любил читать книги, собрал прекрасную библиотеку и организовал особые школы для переписчиков книг
7 7 Много сделал для русских людей первопечатник Иван Федоров, который в 1564 году выпустил первую русскую печатную книгу «Апостол». Любовь и уважение к книге передавались из поколения в поколение.
8 «Апостол»
9 9 Александр Сергеевич Пушкин писал: «Чтение вот лучшее учение». Как вы понимаете эти слова?
10 Сначала люди изучали мир только с помощью наблюдений и опытов, знания передавали из уст в уста. Потом научились записывать самые важные мысли. Книги хранят в себе факты, размышления и открытия, которые накопило человечество за тысячелетия своего существования. Из научных книг мы получаем знания о законах природы и мира. Из художественной литературы мы узнаем о людях, их чувствах и переживаниях, учимся горевать и радоваться вместе с ними. Чтение лучший способ стать образованным человеком.
11 Что вы знаете о книгах в Древней Руси? Благодаря кому «учительное» книжное слово стало доступно каждому?
12 В Древней Руси книги были очень дорогими. Их писали на пергаменте от руки. Простые люди не могли купить себе книгу. Иван Федоров устроил первую в России типографию и в 1564 г. выпустил первую русскую печатную книгу «Апостол». Благодаря труду Ивана Федорова и его учеников книга стала доступна широкому кругу читателей.
13 Рассмотрим вместе иллюстрации в учебнике (с. 4). Что на них изображено? На иллюстрациях воспроизведены страницы из книги «Апостол», созданной в 1564 г. Это первая книга, изданная на Руси типографским способом на бумаге с помощью типографского станка. Создал ее первопечатник Иван Федоров на первом в стране Печатном дворе в Москве, недалеко от Кремля. Левая страница разворота книги украшена миниатюрой, на которой изображен один из апостолов, пишущий Евангелие. Правая страница сверху тоже украшена миниатюрой с растительным орнаментом, который в старину назывался «травы размётные». Верхняя строка, выполненная киноварью (красным цветом), обращение к Богу с просьбой благословить «сие писание». Эта строка написана причудливым шрифтом, в котором некоторые буквы высокие, другие маленькие, третьи вообще вынесены на верх строки (так называемые титло)
14 На нижней странице после миниатюры и строки, выполненной киноварью, мы видим тщательно прорисованную буквицу, изображающую букву С (с нее начинается слово старец). Буквы в строках написаны почерком, который называется устав (в отличие от менее понятного полуустава и часто неразборчивой скорописи). В строках нет заглавных букв, редко встречаются привычные нам точки внизу строки. Часто мы видим точки в середине строки. Это говорит о том, что во времена Ивана Федорова не было привычной нам разбивки на предложения (хотя уже появилась разбивка на слова, в отличие от более ранних текстов). Некоторые буквы нам понятны, некоторые непривычны, так как сейчас, после реформы алфавита, мы ими не пользуемся.
15 Как вы думаете, много ли было в старину книг не в княжеских, а, например, в купеческих или крестьянских семьях? Как относились к книгам? Мы уже знаем, что выражение уметь читать имеет два значения. Первое уметь складывать из букв слова и читать текст. Как вы понимаете второе значение этого выражения? Уметь читать значит внимательно следить за мыслью автора, сопереживать его героям, стараться понять главное, что хотел сказать нам писатель своим произведением.
16 Как вы понимаете, что такое доверительный разговор между автором и читателем? Когда он происходит?
17 Доверие это уверенность в искренности и правильности слов собеседника. Доверительный разговор это разговор искренний, честный, открытый. Доверительный разговор происходит, когда читатель ищет ответы на те вопросы, которые поднимает автор, или находит в книге ответы на собственные вопросы, когда читатель увлекается и наслаждается чтением.
19 Домашнее задание Стр Чтение статьи. Вопросы и задания: 4. Обогащайте свою речь: 1. Запишите и выучите 3-5 пословиц об учении
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.