Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемКонстантин Пестерев
1 Защита интеллектуальной собственности 4. Правовая охрана средств индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции 1
2 Защита интеллектуальной собственности Товарные знаки, оформление и защита прав на товарный знак Действующее законодательство определяет товарный знак как обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей ( ст. 1477, гл. 75, ч.4 ГК РФ ).
3 Защита интеллектуальной собственности Товарные знаки, оформление и защита прав на товарный знак Чтобы быть признанным в качестве товарного знака, т. е. стать объектом правовой охраны, обозначение должно отвечать ряду условий. Прежде всего, товарным знаком признается условное обозначение, своего рода символ, который помещается на выпускаемой продукции, ее упаковке или сопроводительной документации и заменяет собой подчас длинное и сложное название ( наименование ) изготовителя товара. Поэтому не может считаться товарным знаком помещение на изделии полных сведений, касающихся изготовителя товара, а также указывающих на время, способ и место производства, на вид, качество и свойства товара, и т. п. Их заменяет легко воспринимаемое и запоминающееся условное обозначение.
4 Защита интеллектуальной собственности Товарные знаки, оформление и защита прав на товарный знак То или иное обозначение может быть признано товарным знаком лишь в том случае, если оно позволяет потребителю без особого труда узнать нужную ему продукцию и не спутать ее с аналогичной продукцией других производителей. Поэтому необходимым условием правовой охраны товарного знака является его новизна.
5 Защита интеллектуальной собственности Товарные знаки, оформление и защита прав на товарный знак С точки зрения действующего законодательства новыми будут считаться лишь такие условные обозначения товаров, которые по своему содержанию не являются тождественными или сходными до степени смешения: а)с товарными знаками, ранее зарегистрированными или заявленными на регистрацию в РФ на имя другого лица в отношении однородных товаров; б)с товарными знаками других лиц, охраняемыми без регистрации в силу международных договоров РФ, в частности так называемыми общеизвестными товарными знаками;
6 Защита интеллектуальной собственности Товарные знаки, оформление и защита прав на товарный знак в ) с фирменными наименованиями ( или их частью ), принадлежащими другим лицам, получившим право на эти наименования ранее поступления заявки на товарный знак в отношении однородных товаров ; г ) с наименованиями мест происхождения товаров, охраняемыми в РФ, кроме случаев, когда они включены как неохраняемый элемент в товарный знак, регистрируемый на имя лица, имеющего право на пользование таким наименованием.
7 Защита интеллектуальной собственности Товарные знаки, оформление и защита прав на товарный знак Российский закон, как и законы многих других стран, закрепляет принцип не абсолютной, а относительной новизны условных обозначений, заявляемых в качестве товарных знаков. Это, в частности, означает, что регистрация того или иного обозначения в качестве товарного знака в каких - либо других странах не препятствует признанию данного или сходного обозначения товарным знаком в РФ, если только иное не вытекает из международных соглашений, в которых участвует РФ.
8 Защита интеллектуальной собственности Товарные знаки, оформление и защита прав на товарный знак Признак новизны тесно связан с понятием приоритета. Новизна товарного знака определяется на дату приоритета, которая, в свою очередь, устанавливается по общему правилу по дню поступления правильно оформленной заявки на регистрацию товарного знака в РОСПАТЕНТ. Наряду с этим приоритет товарного знака может устанавливаться по дате подачи первой заявки на товарный знак в зарубежной стране - участнице Парижской конвенции по охране промышленной собственности ( конвенционный приоритет ), если в РОСПАТЕНТ заявка поступила в течение 6 месяцев с указанной даты.
9 Защита интеллектуальной собственности Товарные знаки, оформление и защита прав на товарный знак Приоритет товарного знака, помещенного на экспонатах официальных или официально признанных международных выставок, организованных на территории одной из стран - участниц Парижской конвенции по охране промышленной собственности ( выставочный приоритет ) может устанавливаться по дате начала открытого показа экспоната на выставке, если в РОСПАТЕНТ заявка на товарный знак поступила в течение 6 месяцев с указанной даты. Наконец, приоритет товарного знака может устанавливаться по дате международной регистрации товарного знака в соответствии с международными договорами РФ.
10 Защита интеллектуальной собственности Товарные знаки, оформление и защита прав на товарный знак Обозначение товара признается товарным знаком, знаком обслуживания или наименованием места происхождения товара лишь с момента его государственной регистрации. Регистрацией знаков занимается РОСПАТЕНТ, в компетенцию которого, среди прочего, входит принятие и рассмотрение заявок на товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров, а также выдача соответствующих правоподтверждающих документов.
11 Защита интеллектуальной собственности Товарные знаки, оформление и защита прав на товарный знак Факт регистрации обозначения имеет правоустанавливающее значение, поскольку с этого момента заявитель признается либо его единственным правомочным пользователем ( применительно к товарным знакам и знакам обслуживания ), либо приобретает право на его использование ( применительно к наименованиям мест происхождения товаров ).
12 Защита интеллектуальной собственности Товарные знаки, оформление и защита прав на товарный знак Основанием для регистрации, как товарных знаков, так и наименований мест происхождения товара служит заявка. Заявка представляется в одном экземпляре и должна относиться только к одному товарному знаку или наименованию места происхождения товара. Она составляется по установленной форме, представляется на русском языке и отражает ряд обязательных сведений.
13 Защита интеллектуальной собственности Товарные знаки, оформление и защита прав на товарный знак В частности, заявка на регистрацию товарного знака должна содержать : 1) Заявление о регистрации обозначения в качестве товарного знака с указанием заявителя, а также его местонахождения или местожительства ; заявляемое обозначение и его описание.
14 Защита интеллектуальной собственности Товарные знаки, оформление и защита прав на товарный знак Заявляемое обозначение представляется в виде фотографий или типографских оттисков форматом 8x8 см в количестве 5 экземпляров. Если на регистрацию в качестве товарного знака заявляется этикетка, то в качестве изображения заявляемого обозначения может быть представлена сама этикетка в натуральную величину. Фотографии и типографские оттиски заявляемого обозначения представляются в том цвете или цветовом сочетании, в котором испрашивается регистрация товарного знака.
15 Защита интеллектуальной собственности Товарные знаки, оформление и защита прав на товарный знак Описание обозначения раскрывает его смысл и показывает его составные части. Если словесное обозначение не имеет смыслового значения, то указывается способ его образования, например, начальные слоги нескольких слов, аббревиатура, вымышленное слово и т. п. Для изобразительных обозначений, носящих абстрактный характер, указывается, что оно собой символизирует. Применительно к словесным обозначениям, представленным не на русском языке, приводится транслитерация буквами русского алфавита и перевод на русский язык, если обозначение имеет смысловое значение ;
16 Защита интеллектуальной собственности Товарные знаки, оформление и защита прав на товарный знак 2) Перечень товаров и услуг, для которых испрашивается регистрация товарного знака, сгруппированных по классам Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков ( МКТУ ). Товары и услуги должны быть обозначены точными терминами, предпочтительно терминами алфавитного указателя МКТУ.
17 Защита интеллектуальной собственности Товарные знаки, оформление и защита прав на товарный знак Защита прав на товарный знак осуществляется в основном в юрисдикционной форме в рамках административной, гражданской и уголовно - правовой процедур. Административно - правовая защита нарушенных или оспариваемых прав сводится : 1) к возможности подачи возражения против регистрации товарного знака в Апелляционную палату РОСПАТЕНТА с правом последующего обжалования, принятого по возражению решения в Высшей патентной палате РФ и в суде ;
18 Защита интеллектуальной собственности Товарные знаки, оформление и защита прав на товарный знак 2) к обращению с заявлением о нарушении правил добросовестной конкуренции в федеральный антимонопольный орган ( территориальный орган ); 3) к подаче жалобы в вышестоящий орган организации - нарушителя, если таковой у последней имеется.
19 Защита интеллектуальной собственности Товарные знаки, оформление и защита прав на товарный знак Наиболее распространенным способом защиты, вытекающим из нарушения права на товарный знак, является требование о прекращении их дальнейшего использования. По смыслу закона данное требование может быть заявлено и в целях предотвращения готовящегося правонарушения, когда, например, незаконно маркированный чужим товарным знаком товар лишь готовится к реализации или ввозу на территорию охраны.
20 Защита интеллектуальной собственности Товарные знаки, оформление и защита прав на товарный знак К указанному способу защиты близко примыкает требование об удалении с товара или его упаковки незаконно используемого товарного знака или обозначения, сходного с ним до степени смешения, либо уничтожении изготовленных изображений товарного знака ( наименования места происхождения товара ) или обозначения, сходного с ним до степени смешения. Иногда, однако, сделать это невозможно без причинения существенного вреда самому товару. Представляется, что по смыслу закона в этом случае подлежит уничтожению ( переработке ) сам товар.
21 Защита интеллектуальной собственности Правовая охрана фирменных наименований Сущность права на фирму заключается в гарантированной юридическому лицу возможности выступать в гражданском обороте под собственным фирменным наименованием.
22 Защита интеллектуальной собственности Правовая охрана фирменных наименований Предоставлением такой возможности обеспечивается охраняемый законом интерес участника оборота в должной индивидуализации его деятельности на рынке товаров, работ и услуг. Потребность в такой индивидуализации диктуется рядом факторов и, прежде всего, жесткой конкурентной борьбой, которая ведется между однородными предприятиями. При этом любой участник оборота вправе рассчитывать на то, чтобы и в деловом мире, и среди потребителей, и в глазах общественного мнения его оценивали по реальным заслугам. Приобретая и осуществляя права и обязанности под своим фирменным наименованием, юридическое лицо реализует возможность на индивидуализацию своего участия в обороте.
23 Защита интеллектуальной собственности Правовая охрана фирменных наименований Конкретные формы реализации права на фирму достаточно многообразны. Под своим фирменным наименованием юридическое лицо совершает гражданско - правовые сделки и иные юридические действия, осуществляет личные неимущественные права, защищает свои нарушенные или оспариваемые права и т. д. Фирмовладелец вправе помещать свое фирменное наименование на вывесках, бланках, счетах, прейскурантах и т. п. Фирменное наименование может использоваться в разнообразных публикациях рекламного характера, объявлениях, аннотациях и т. п.
24 Защита интеллектуальной собственности Правовая охрана фирменных наименований Наряду с правом на совершение разнообразных действий по использованию фирменного наименования по своему усмотрению ( положительная сторона права на фирму ) фирмообладатель вправе требовать от всех третьих лиц воздержания от любых действий, связанных с неправомерным использованием принадлежащего ему фирменного наименования ( негативная сторона права на фирму ). Но фирма юридического лица может, в том числе и вопреки воле фирмовладельца, упоминаться любыми заинтересованными лицами, например, в публикациях, посвященных анализу рынка, различных рейтингах, обобщениях судебной практики и т. д.
25 Защита интеллектуальной собственности Правовая охрана фирменных наименований Право на фирму охраняется на всей территории РФ, а также в соответствии со ст. 8 Парижской конвенции по охране промышленной собственности во всех странах, являющихся участницами данной конвенции. Иными словами, рассматриваемое право имеет экстерриториальную сферу охраны, выходящую за рамки национальных границ. Данное положение имеет очень важное практическое значение. С одной стороны, оно означает, что фирменные наименования российских предприятий пользуются охраной во всех странах Парижского Союза, а с другой стороны, свидетельствует о том, что на территории России охраняются фирменные наименования любых иностранных предприятий, находящихся в странах - участницах Парижской конвенции.
26 Защита интеллектуальной собственности Правовая охрана фирменных наименований Под защитой права на фирменное наименование понимается реализация предусмотренных законом мер, с помощью которых фирмообладатель может обеспечить восстановление своих нарушенных прав, пресечь их нарушение и применить к нарушителю иные санкции.
27 Защита интеллектуальной собственности Правовая охрана фирменных наименований Формой защиты субъективного гражданского права на фирменное наименование обычно называют совокупность организационных мероприятий, обеспечивающих применение предусмотренных законом способов защиты. В юридической науке принято различать юрисдикционную и неюрисдикционную формы защиты субъективных прав.
28 Защита интеллектуальной собственности Правовая охрана фирменных наименований Понятием « юрисдикционная форма защиты » охватывается деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав. Ее суть выражается в том, что лицо, права и законные интересы которого нарушены неправомерными действиями, обращается за защитой к государственным или иным компетентным органам, которые уполномочены принять необходимые меры для восстановления нарушенного права и пресечения правонарушения.
29 Защита интеллектуальной собственности Правовая охрана фирменных наименований В рамках юрисдикционной формы защиты, в свою очередь, выделяются общий и специальный порядки защиты нарушенного права на фирменное наименование. По общему правилу, защита права на фирму осуществляется в судебном порядке. В соответствии с нормами действующего процессуального законодательства, споры, связанные с нарушением права на фирму, относятся к компетенции арбитражных судов. По соглашению сторон их спор может быть передан на разрешение третейского суда.
30 Защита интеллектуальной собственности Правовая охрана фирменных наименований В качестве средства судебной защиты права на фирму выступает иск, т. е. обращенное к суду требование об отправлении правосудия, с одной стороны, и обращенное к ответчику материально - правовое требование о прекращении нарушения права и восстановлении сферы потерпевшего - с другой. Судебный, или, как его еще называют, исковый порядок защиты права на фирму применяется во всех случаях, кроме тех, которые прямо указаны в законе.
31 Защита интеллектуальной собственности Правовая охрана фирменных наименований Специальным порядком защиты права на фирму, реализуемым в рамках юрисдикционной формы, следует признать его защиту в административном порядке. В рассматриваемой области предусмотрены достаточно широкие возможности для его применения. Так, фирмообладатель, считающий, что его исключительное право на фирму нарушено, вправе обратиться в федеральный антимонопольный орган ( территориальный орган ) с просьбой о принятии мер по защите его нарушенного права. Средством защиты в данном случае является не иск, а заявление, которое подается в письменном виде с приложением документов, свидетельствующих о нарушении прав на фирму.
32 Защита интеллектуальной собственности Правовая охрана фирменных наименований Федеральный антимонопольный орган ( территориальный орган ), установив факт нарушения, выдает нарушителю предписание о его прекращении, устранении его последствий и восстановлении первоначального положения. Указанное предписание является обязательным для исполнения в установленный в нем срок. В случае неисполнения предписания выдавший его орган вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о получении соответствующего решения суда. Кроме того, он может наложить на нарушителя штраф. К соответствующей административной ответственности в виде штрафа может быть привлечен и руководитель организации, уклоняющейся от выполнения предписания.
33 Защита интеллектуальной собственности Правовая охрана фирменных наименований Наряду с обращением за защитой нарушенного права на фирму в федеральный антимонопольный орган, административный порядок защиты применяется и в других случаях. Так, фирмовладелец, обнаруживший, что его фирма и ее часть незаконно использованы в товарном знаке, реализует свое право на защиту путем подачи возражения против регистрации товарного знака в Апелляционную палату РОСПАТЕНТА. Кроме того, обладатель права на фирму имеет возможность обратиться за защитой своего нарушенного права в вышестоящий орган ответчика, если таковой у последнего имеется. Средством защиты в данном случае является жалоба, порядок подачи и рассмотрения которой регламентирован административным законодательством.
34 Защита интеллектуальной собственности Правовая охрана фирменных наименований Неюрисдикционная форма защиты охватывает собой действия самих потерпевших по защите нарушенных или оспариваемых прав, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к государственным или иным компетентным органам. Разумеется, в данном случае имеются в виду лишь законные средства защиты, которые следует отличать от самоуправства, запрещенного действующим законодательством. В рассматриваемой области возможности применения неюрисдикционных средств защиты весьма узки. В качестве примера можно указать на возможность потерпевшего сделать публичное заявление о том, что конкретное юридическое лицо, пользующееся тождественным или сходным фирменным наименованием, не имеет к нему никакого отношения.
35 Защита интеллектуальной собственности Правовая охрана фирменных наименований Под способами защиты права на фирму, реализуемыми, как правило, в юрисдикционной форме, понимаются закрепленные законом материально - правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление ( признание ) нарушенного ( оспариваемого ) права на фирму и воздействие на правонарушителя.
36 Защита интеллектуальной собственности Правовая охрана фирменных наименований Среди всего спектра материально-правовых способов защиты субъективных гражданских прав, предусмотренных ГК РФ, в сфере защиты права на фирму могут быть применены требования о: а) признании права на фирму; б) восстановлении положения, существовавшего до нарушения права на фирму, и пресечение действий, нарушающих данное право или создающих угрозу его нарушения; в) признании недействительным акта государственного органа, в частности по регистрации товарного знака, в котором незаконно использовано фирменное наименование или его часть; г) возмещении причиненных убытков.
37 Защита интеллектуальной собственности Право на коммерческое обозначение Юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц.
38 Защита интеллектуальной собственности Право на коммерческое обозначение Коммерческое обозначение может использоваться правообладателем для индивидуализации одного или нескольких предприятий. Для индивидуализации одного предприятия не могут одновременно использоваться два и более коммерческих обозначения.
39 Защита интеллектуальной собственности Право на коммерческое обозначение Правообладателю принадлежит исключительное право использования коммерческого обозначения в качестве средства индивидуализации принадлежащего ему предприятия любым не противоречащим закону способом ( исключительное право на коммерческое обозначение ), в том числе путем указания коммерческого обозначения на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории.
40 Защита интеллектуальной собственности Право на коммерческое обозначение Не допускается использование коммерческого обозначения, способного ввести в заблуждение относительно принадлежности предприятия определенному лицу, в частности обозначения, сходного до степени смешения с фирменным наименованием, товарным знаком или защищенным исключительным правом коммерческим обозначением, принадлежащим другому лицу, у которого соответствующее исключительное право возникло ранее.
41 Защита интеллектуальной собственности Право на коммерческое обозначение Исключительное право на коммерческое обозначение может перейти к другому лицу ( в том числе по договору, в порядке универсального правопреемства и иным основаниям, установленным законом ) только в составе предприятия, для индивидуализации которого такое обозначение используется.
42 Защита интеллектуальной собственности Право на коммерческое обозначение Если коммерческое обозначение используется правообладателем для индивидуализации нескольких предприятий, переход к другому лицу исключительного права на коммерческое обозначение в составе одного из предприятий лишает правообладателя права использования этого коммерческого обозначения для индивидуализации остальных его предприятий.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.