Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемКсения Новикова
1 Понятие о фонеме
2 Выделяются перцептивная и сигнификативная функции звуков речи. Перцептивная функция обеспечивается акустическими и артикуляционными свойствами звуков речи в определенных произносительных условиях. Сигнификативная функция звуков – это свойство различать значимые элементы языка.
3 В языковом сознании откладывается, накапливается, систематизируется лишь то, что не зависит в произношении звука от конкретных условий речевого акта. Это психический образ звука, освобожденный от условий единичного акта речи.
4 Поэтому многообразие произносимых в речи звуков группируется в каждом языке в ограниченное и исчисляемое количество основных звуковых единиц (научный конструкт) – фонем.
5 Звуки объединяются по функциональной общности, и в этом случае они образуют фонемы. Колокол – колокола (колъкъл – кълъкΛла), сад – сады – садовод (сад – сады – съдΛвот). В приведенных примерах [о], [ъ] – разновидности фонемы [о]; [а], [Λ], [ъ] – разновидности фонемы [а].
6 Понятие звука и фонемы не совпадает. Фонема – это минимальная единица звукового строя языка, служащая для смыслоразличения значимых единиц языка (морфем, слов). Каждая фонема объединяет множество звуков, реализующих ее.
7 Признак минимальности означает, что фонема не членится на более мелкие языковые единицы. Однако в ее структуре выделяется несколько признаков: [д] – звонкость, твердость, взрыв юность, неназальность, нелабиальность, передеязычность.
8 Различительные, или дифференциальные признаки звонкость [д] противопоставлена глухости в [т] – дом – том, твердость [d] – дома – в [ď] – одёжка, дёргать, взрыв юность фрикативности – дал – зал, неназальность нахальности – дам – нам, билатеральность латеральности – дама – лама, передеязычность заднеязычности – док – бок. Сравним еще: суд – зуд, шар – жар, куст – густ, слой – злой.
9 Языки различаются на фонетическом уровне именно различным набором существенных для них фонологических противопоставлений. В двух языках какие-то звуки артикуляционно могут весьма походить друг на друга, но их положение в системе при этом будет различно, т. е. они будут входить в разные фонологические противопоставления.
10 Фонема «беднее» звука в том смысле, что она означает совокупность существенных признаков и служит идеальным эталоном, контролирующим звуковое разнообразие и варьирование в речи. Такое контролирование необходимо для того, чтобы не нарушалось понимание высказывания, поэтому говорят, что фонемы – это смыслоразличительные единицы.
11 Фонема – термин, определяющий вариационную зону звука, колебания в пределах которой не отражаются на понимании произнесенного.
12 Неразличительные, или интегральные признаки Они не могут противопоставляться в одной и той же позиции и не являются самостоятельными смыслоразличителями, например, признак взрыв насти у [г]: нет фонемы, однозначно противопоставленной по этому признаку – нет фрикативных и носовых согласных того же места образования, но не взрывных. Поэтому [г] и [γ] не выполняют смыслоразличительной функции город – ворот, говорю –говорю.
13 В структуру фонемы входят как смыслоразличительные, так и интегральные признаки, без которых фонема не может быть реализована. Содержание, отличающее одну фонему от другой, – это совокупность смыслоразличительных признаков.
14 При овладении вторым языком студент должен прежде всего усвоить различие фонемных областей, чтобы артикулирование отдельных звуков сознательно связывалось им с выражением определенного смысла.
15 Фонемы имеют два способа существования – в системе и в тексте. В связи с этим различаются фонологическая парадигматика и синтагматика. Центральное понятие парадигматики – оппозиция фонем, синтагматики – позиция.
16 Фонемы выделяются в составе слогов, тактов и фраз и, следовательно, попадают в разные произносительные условия, они называются позициями. Распределение фонем по этим произносительным условиям называется дистрибуцией (от лат. distributio – распределение): играть – подыграть, ищет – подыскивать.
17 Cильные и слабые позиции Их определение зависит и оттого, какую функцию выполняет фонема – перцептивную или сигнификативную. Перцептивная функция сильная позиция: мал – мил, согласные не влияют на произнесение гласных (ср. ал, ил). Перцептивная функция слабая позиция: мыл – мил, где [и] может быть только после мягких согласных, а [ы] только после твердых. Не различающиеся в перцептивно слабой позиции фонемы называются вариациями одной фонемы. Вариации не затрагивают смысла.
18 Сигнификативная функция сильная позиция: лак – мак, тук – так. Сигнификативная функция слабая позиция: воды – вода – водяной, сад – сады – садовод (воды – вода – въдиной, сад – сады - съдΛвот ), луг – лук (лук – лук), плод – плот (плот – плот). Не различающиеся в слабых позициях разные фонемы называются вариантами.
19 Омофония вариантов фонем (греч. ομόσ – один и тот же, одинаковый, равный; согласный, единодушный и φωνή – звук) прут- пруд, рок – рог, леса – лиса, поля – паля (из пистолета), φωνή (звук) – φονή (убийство).
20 Конститутивные и комбинаторные признаки Конститутивные – определяющие реализацию фонем в зависимости от их места в структуре более крупной фонетической единицы. Комбинаторные – определяющие реализацию фонем в зависимости от их непосредственного фонетического окружения: гласные после твердых и мягких согласных.
21 Л.В. Щерба возглавил Ленинградскую фонологическую школу (Л.Р. Зиндер, М.И. Матусевич, С.И. Бернштейн, А.Н. Гвоздев и др.) и создал свою оригинальную концепцию («Русские гласные в качественном и количественном отношении»)
22 Фонема – это минимальный элемент общих акустических представлений данного языка, способный ассоциироваться в этом языке со смысловыми представлениями – звукотип (Л.В. Щерба). Фонемы могут совпадать со значимыми частями слова и таким образом выполнять определенную грамматическую функцию: пил, бил; корова, вода.
23 Учение об оттенках фонем и о типичном оттенке фонем Оттенки – реально произносимые различные звуки, инвариантом которых является фонема. Среди оттенков есть самый типичный: он произносится в изолированном виде, и только он один осознается как речевой элемент: [мат], [м'ат'], [мат'], [м'ат].
24 Фонемы участвуют в образовании звукового облика значимой единицы (морфемы, слова) (Л.В. Щерба). Фонема – минимальная единица языка, которая обеспечивает использование физиологических и акустических явлений (языковой материи) для образования значимых единиц языка. Отсюда интерес к материальным свойствам языковых единиц, к исследованию в области экспериментальной фонетики, к разработке новых методов анализа речи.
25 Представители ЛФШ считали, что система фонем любого языка отражает реальную организацию звуковых единиц. Владение этой системой позволяет каждому носителю языка порождать и воспринимать любое речевое сообщение.
26 Фонетические характеристики звуков подчиняются их функциональным свойствам. Сат – сада – чередование фонем (по МФШ – вариации); сад – саду – аллофонические изменения (по МФШ – вариации). В словах типа рок – рог, коз – кос не различаются морфемы, т.к. состав фонем одинаков (по МФШ – варианты разных фонем).
27 Активно изучались следующие вопросы различительные признаки фонем, подробное фонетическое описание разных фонологических систем, процедуры выделения и отождествления аллофонов – оттенков одной фонемы, определение фонемного состава слова, звуковой облик слова, разные стили речи, теория слога, фонологическая интерпретация звуковых явлений в языках слогового строя, теории интонации.
28 МОСКОВСКАЯ ФОНОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА (МФШ) Основателями школы были Основателями школы были Р.И.Аванесов (1902–1982), П.С.Кузнецов, А.А.Реформатский, В.Н.Сидоров (1899–1968), А.М.Сухотин (1888–1942).
29 Значительный вклад в концепцию школы внесли мало публиковавшиеся Значительный вклад в концепцию школы внесли мало публиковавшиеся В.Н. Сидоров и А.М. Сухотин. По взглядам к МФШ были близки Г.О.Винокур и А.И.Смирницкий.
30 В конце 1940-х годов от МФШ отошел В конце 1940-х годов от МФШ отошел Р.И. Аванесов, предложивший концепцию, сформулированную им позже в книге Фонетика современного русского литературного языка (1956). Р.И. Аванесов, предложивший концепцию, сформулированную им позже в книге Фонетика современного русского литературного языка (1956). Идеи МФШ нашли продолжение в работах фонологов следующего поколения, в основном учеников основателей школы (М.В.Панов, Вал. Вас. Иванов, В.К. Журавлев и др.). Идеи МФШ нашли продолжение в работах фонологов следующего поколения, в основном учеников основателей школы (М.В.Панов, Вал. Вас. Иванов, В.К. Журавлев и др.).
31 На формирование школы повлияли также фонологические идеи Н.Ф.Яковлева, ученика Бодуэна де Куртенэ и лингвистов Пражского лингвистического кружка, особенно Н.С. Трубецкого и Р.О. Якобсона. Н.Ф. Яковлев: «Руководящим принципом систематики звуковых явлений служила для меня теория фонем, предложенная проф. И.А. Бодуэном де Куртенэ и развитая проф. Л.В. Щербой, хотя я не согласен с необходимостью того психологического обоснования этой теории, какое предлагается в указанных работах» // Принципы феноменологии. Вопросы языкознания. – М., – 6.
32 Идеи Московской фонологической школы нашли применение в теории письма, создании алфавитов, практической транскрипции, диалектологии, лингвистической географии, преподавании неродного языка.
33 Расхождения между МФШ и ЛФШ 1. ЛФШ – установка на «автономность фонетики»: фонема – звукотип, а не единица, различающая смыслы морфемы. Звукотип возникает на основе абстрагирования различительных компонентов реальных материальных звуков, исследуется собственно вещество звука, а не семиотическая функция языковой материи. Не допускается морфематический аспект фонологии. Отсюда чередования типа бегу – бежишь и [дуб] – [дубъ] одинаково квалифицируются как мена фонем.
34 2. МФШ, ЛФШ: Количество фонем в данном языке на данном этапе его существования конечно.
35 3. Вопрос об оппозициях дифференциальных и интегральных признаках фонем проблема нейтрализации фонем гиперфонема Проблема оппозиций занимает большое место в теории МФШ и в работах Н.С. Трубецкого: поскольку существует разграничение вариантов и вариаций, следует различать позиции, в которых они возникают. ЛФШ уделяет этой проблеме мало внимания, поскольку исходно речь идет не об оппозициях, а о мене фонем типа мел – мель, рван – рвань и пр. А.А. Реформатский: примирение школ невозможно, хотя такая попытка была предпринята С.К. Шаумяном.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.