Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемАлла Сусанина
2 Местное самоуправление система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории.
3 В Древней Руси среди политических институтов особое место занимали вечевые собрания, которые не только решали важнейшие вопросы местного и государственного значения, но и реально обеспечивали участие широких слоев населения в управлении отдельными землями. В Х-Х1 веках происходил бурный рост крупных для того времени городов и многочисленных «становищ», «погостов», порубежных крепостей. Города с развитием государственности стали выполнять не только управленческие, но и политические функции. В них находилась резиденция князя и его администрация, суд, формировалось ополчение и велись дипломатические переговоры. При князе создавался совет, состоящий из бояр, который выполнял роль коллегиально-совещательного органа.
5 Наряду с вечевым самоуправлением на Руси издревле существовала как форма народного общежития, основанная на самоуправленческих началах, крестьянская община. Крестьянская община самостоятельно осуществляла сбор податей и платежей. В крупных общинах созывались два вида сходов - большие (как правило, дважды в год) и малые (при необходимости). По существовавшему традиционно обычаю и законодательству в них участвовало все население. На принятие решение схода сильное воздействие оказывало мнение старейшин.
8 XIV-XVI век. Низшей административной единицей была волость, во главе которой стоял сотник или староста, волость владела землей. Волость «раскладывала» государственные подати и повинности. Центром волостного управления была волостная канцелярия – казна. Там же решались мелкие судебные дела. Волости состояли из крестьянских деревень. Интересы князя в волости представлял дворский. Крестьяне платили натуральный оброк, отбывали барщину. Налоги начислялись на крестьянский двор, а не на землю. Представителем княжеской власти был так называемый наместник - кормленщик. Он собирал подати, совершал имущественные сделки, закреплял исход происходивших в его присутствии судебных разбирательств, но мало занимался вопросами благосостояния населения на вверенной территории.
10 Значительный вклад в развитие местного самоуправления внес указ Ивана IV под названием «Приговор царской о кормлениях и о службах» ( гг.). Речь фактически шла о проведении земской реформы. Было отменено кормление. В уездах и волостях люди получили право выбирать «излюбленных голов» (старост) и «лучших людей» - земских судей, целовальников. Делопроизводство вел выборный земский дьяк. В своей работе они опирались на выборных от крестьянской общины - сотских, десятских, пятидесятских. Все земские выборные избирались на неопределенный срок, но могли быть переизбраны.
13 17 век В XVII в. на большинстве территорий России существовали две формы «самоуправления» - губная и земская. Каждым округом - «губой» - управляли губной староста и его помощники - целовальники. В их ведении находились тюрьмы и тюремные служители, палачи, выборные от населения сотские и десятские. Свободное население выбирало губного старосту из дворян и детей боярских, целовальников - из черносошных крестьян или посадских. В е гг. XVII в. формируется тип местных приказных учреждений, получивших название воеводских изб (приказных, съезжих). Личный состав съезжих изб разделялся на временную и постоянную части. Первая была представлена воеводами, дьяками, иногда подьячими с приписью, присылавшимися в город на года. Вторая состояла из местных подьячих, постоянно работавших в приказных избах.
15 Местное самоуправление при Петре I Крупнейшим звеном административной реформы было создание губерний. 18 декабря 1708 г. царь издал Указ «Об учреждении губерний и о росписи к ним городов». Россия была разделена на 8 губерний. Губернии управлялись назначаемыми царем губернаторами, генерал- губернаторами. Губернии состояли из губернского города (административного центра) и приписанных к нему городов. Каждый город имел свой уезд. В гг. Петр I провел вторую административную реформу. Существовавшие к этому времени 11 губерний были разделены на 45 провинций, которые стали основными единицами губерний. Уезды объединялись в провинции, провинции - в губернии. В других городах России учреждались земские избы с выборными бурмистрами. Вновь созданные учреждения требовали огромных средств. И уже в 30-е г. от многого пришлось отказаться. Вернулись к прежней системе уездного деления. К 1727 г. Россия подразделялась на 14 губерний, 47 провинций и 250 уездов. Един ственным органом управления и юстиции в губернии остался губернатор, в провинциях и уездах - воевода.
16 Местное самоуправление при Екатерине II При Екатерине II число губерний было увеличено до 51. Столичные губернии и крупные регионы теперь возглавлялись крупными сановниками и ответственными перед царицей наместниками. Они наделялись чрезвычайными полномочиями. Губернии управлялись губернаторами, назначаемыми Сенатом, и губернскими правлениями. Все должностные лица и учреждения регионов (губерний) подразделялись на три группы:административно-полицейская (включала губернатора, губернское правление и Приказ общественного призрения),финансово-хозяйственные, судебные - палаты уголовного и палата гражданского суда. Выборы в Общую городскую думу проходили один раз в три года. Председательствовал в Общей городской думе городской голова. Общая дума избирала из своего состава Шестигласную думу, которая вела непосредственную работу по заведованию текущими городскими делами.
17 Местное самоуправление при Александре II Развитию местного самоуправления в дореволюционной России положили начало земская (1864) и городская (1870) реформы Александра II. Положением о Земских учреждениях 1864 года создавались выборные губернские и уездные земские собрания, которые заведовали местными хозяйственными делами. Городовое положение 1870 года определяло и устанавливало организацию городского самоуправления,городские думы и управы в качестве органов городского самоуправления. Реформы Александра II поставили органы местного самоуправления под контроль правительственных чиновников.
19 Советский период После Октябрьской революции 1917 года в основу организации власти был положен принцип единства системы советов как органов государственной власти. Местное самоуправление отвергалось е годы характеризуются принятием: - закона СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства» (1990 год); - закона РСФСР «О местном самоуправлении» (1991 год). Законы 1990 и 1991 гг. позволили: - разграничить полномочия между местными советами и администрациями; - ввести судебные и некоторые иные гарантии осуществления местного самоуправления
20 1993 год – поэтапная конституционная реформа 1) деятельность местных советов прекращается; 2) распорядительные полномочия передаются местным администрациям; 3) выборы новых представительных органов местного самоуправления откладываются на 1994 год. Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года закрепила местное самоуправление и его самостоятельность, в том числе при определении структуры органов местного самоуправления.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.