Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемkatusha1971.ucoz.ru
1 Региональный этап Всероссийского экспресс- конкурса « УЧЕБНИК ИЗ СЕМЕЙНОЙ БИБЛИОТЕКИ » УЛЬЯНОВА ЕКАТЕРИНА ВИКТОРОВНА, заместитель директора по научно-методической работе МОУ СОШ 1 города Кирсанова Тамбовской области
4 Хочу поделиться своим видением современных учебников как учитель начальных классов. У меня дома хранится очень много учебников – это видно из той коллекции, которую я только что представила. В школьные годы я по некоторым училась сама, остальные же остались от других членов семьи. Может, это воспоминания о детстве, как самом светлом периоде в жизни любого человека. Но я хочу отметить и много позитивного, с моей точки зрения, для того времени. Хочу поделиться своим видением современных учебников как учитель начальных классов. У меня дома хранится очень много учебников – это видно из той коллекции, которую я только что представила. В школьные годы я по некоторым училась сама, остальные же остались от других членов семьи. Может, это воспоминания о детстве, как самом светлом периоде в жизни любого человека. Но я хочу отметить и много позитивного, с моей точки зрения, для того времени.
5 Взять хотя бы учебник «Родная речь. 2 класс», изданный прекрасным коллективом авторов: Васильевой М.С., Горбушиной Л.А., Никитиной Е.И., Омороковой М.И. (издательство «Просвещение», 1975 год). Взять хотя бы учебник «Родная речь. 2 класс», изданный прекрасным коллективом авторов: Васильевой М.С., Горбушиной Л.А., Никитиной Е.И., Омороковой М.И. (издательство «Просвещение», 1975 год).
7 Ведь чтение – это ступенька, которая ведет школьника в литературу, в мир чувств, в мир отношений людей. Идеи, положенные в основу программы по чтению, нашли свое отражение в названиях отдельных тем и раскрылись в содержании произведений. Ведь чтение – это ступенька, которая ведет школьника в литературу, в мир чувств, в мир отношений людей. Идеи, положенные в основу программы по чтению, нашли свое отражение в названиях отдельных тем и раскрылись в содержании произведений.
8 Через все содержание этого учебника проходила тема – «Наша Родина – Союз Советских Социалистических Республик». Каждая конкретная тема программы («Жизнь и дела октябрят», «Советская Армия на страже Родины», «Славные дела женщин нашей страны», «За мир и дружбу» и др.) знакомила детей с какой-то определенной страницей нашей Родины, с жизнью и трудом нашего народа. Об этом свидетельствовали рассказы Б. Рябикина «Самый главный завод», С. Баруздина «Волга-кормилица», В. Бороздина «В космосе женщина», Н. Забилы «Мечты о будущем» и др. А по телевидению в это время показывали «Высоту» и «Журбиных». Через все содержание этого учебника проходила тема – «Наша Родина – Союз Советских Социалистических Республик». Каждая конкретная тема программы («Жизнь и дела октябрят», «Советская Армия на страже Родины», «Славные дела женщин нашей страны», «За мир и дружбу» и др.) знакомила детей с какой-то определенной страницей нашей Родины, с жизнью и трудом нашего народа. Об этом свидетельствовали рассказы Б. Рябикина «Самый главный завод», С. Баруздина «Волга-кормилица», В. Бороздина «В космосе женщина», Н. Забилы «Мечты о будущем» и др. А по телевидению в это время показывали «Высоту» и «Журбиных».
9 Дети знакомились с трудом взрослых, начинали осознавать значение труда в жизни людей, в жизни общества, сами приобретали некоторые трудовые навыки. Эти рассказы и фильмы помогали детям увидеть прекрасное в жизни, знакомили с мастерством писателей, учили отличать хорошее от плохого. Сейчас, к сожалению, негде прочитать о труде наших родителей, а эти фильмы стали уже «немодные». Дети знакомились с трудом взрослых, начинали осознавать значение труда в жизни людей, в жизни общества, сами приобретали некоторые трудовые навыки. Эти рассказы и фильмы помогали детям увидеть прекрасное в жизни, знакомили с мастерством писателей, учили отличать хорошее от плохого. Сейчас, к сожалению, негде прочитать о труде наших родителей, а эти фильмы стали уже «немодные».
10 Второклассники впервые на уроках чтения встречались с историческими фактами и явлениями, историческими персонажами. Что-то они видели в кино или по телевизору, о чем-то слышали или читали. Мы знали всех пионеров-героев поименно, зачитывались «Молодой гвардией» А. Фадеева, хотели быть похожими на детей военной поры, играли в «разведчиков». (Недавно мой сын- четвероклассник попросил объяснить значение слова «партизан», я с трудом смогла это сделать. Это и неудивительно – современные дети мало знают о Великой Отечественной войне, у них другие интересы и «герои времени»). Второклассники впервые на уроках чтения встречались с историческими фактами и явлениями, историческими персонажами. Что-то они видели в кино или по телевизору, о чем-то слышали или читали. Мы знали всех пионеров-героев поименно, зачитывались «Молодой гвардией» А. Фадеева, хотели быть похожими на детей военной поры, играли в «разведчиков». (Недавно мой сын- четвероклассник попросил объяснить значение слова «партизан», я с трудом смогла это сделать. Это и неудивительно – современные дети мало знают о Великой Отечественной войне, у них другие интересы и «герои времени»).
11 Оправдывал себя и сезонный принцип расположения учебного материала. Если на календаре появлялось красное число – вот вам и рассказ по соответствующей теме. Все программные темы (23 Февраля, 8 Марта, 1 Мая) были точно приурочены к этим датам. Все было ясно и понятно. Я же до сих пор не могу прийти в себя, когда на уроках чтения осенью читают стихи о весне и наоборот. Оправдывал себя и сезонный принцип расположения учебного материала. Если на календаре появлялось красное число – вот вам и рассказ по соответствующей теме. Все программные темы (23 Февраля, 8 Марта, 1 Мая) были точно приурочены к этим датам. Все было ясно и понятно. Я же до сих пор не могу прийти в себя, когда на уроках чтения осенью читают стихи о весне и наоборот.
12 Другая тема, которая содействовала воспитанию нравственных, гражданских чувств, - «Что такое хорошо и что такое плохо». В рассказах этой темы (Л. Воронкова «Что сказала бы мама», А. Гайдар «Совесть», Л. Пантелеев «Честное слово», Н. Носов «Огурцы» и др.) не было прямого ответа на данный вопрос. Дети сами должны были сделать правильный вывод. Эти произведения давали возможность воспитывать у них умение правильно оценивать свои поступки и поступки других людей, активно участвовать в жизни коллектива. Они начинали больше ценить дружбу, осознавали необходимость быть полезными людям. Другая тема, которая содействовала воспитанию нравственных, гражданских чувств, - «Что такое хорошо и что такое плохо». В рассказах этой темы (Л. Воронкова «Что сказала бы мама», А. Гайдар «Совесть», Л. Пантелеев «Честное слово», Н. Носов «Огурцы» и др.) не было прямого ответа на данный вопрос. Дети сами должны были сделать правильный вывод. Эти произведения давали возможность воспитывать у них умение правильно оценивать свои поступки и поступки других людей, активно участвовать в жизни коллектива. Они начинали больше ценить дружбу, осознавали необходимость быть полезными людям.
13 В современных учебниках по чтению уже не встретишь рассказов А. Кононова, С. Алексеева, Ю. Дмитриева и др. А жаль! Произошла «переоценка ценностей». Вся история вывернута наизнанку. В современных учебниках по чтению уже не встретишь рассказов А. Кононова, С. Алексеева, Ю. Дмитриева и др. А жаль! Произошла «переоценка ценностей». Вся история вывернута наизнанку.
14 И мне хочется закончить свои размышления словами поэта Эдуарда Асадова: И мне хочется закончить свои размышления словами поэта Эдуарда Асадова: А, может,… то, что мы недавно отрицали, А, может,… то, что мы недавно отрицали, Свергали и ругательски ругали, Свергали и ругательски ругали, Вновь нынче с благодарностью вернуть?! Вновь нынче с благодарностью вернуть?!
15 БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2025 MyShared Inc.
All rights reserved.