Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемИнна Цубатова
1 1 Проектирование урока на системно-деятельностной основе
2 «Качество системы образования не может быть выше уровня работающих в ней учителей» Роль хорошего учителя в системе образования больше, чем сумма всех других факторов, вместе взятых Доклад Мак Кинзи: «Уроки анализа лучших образовательных систем мира»
3 3 Грамотность(17 лет) Грамотность (13 лет) Грамотность (9 лет) Линей- ный индекс Расходы на одного учащегося ($ 2004) Соотношение Ученики-учитель Source:National Centre for Education Statistics, NEAP, Hanushek (1998) 3. Мак Кинзи: уроки анализа лучших школьных систем мира
4 4 *входит в 20% лучших учителей ** входит в 20% худших учителей Source:Sanders & Rivers Cumulative and Residual Effects on Future Student Academic Achievement Учащийся у некачественно работающего учителя** 37 th процентиль Учащийся у качественно работающего учителя* 90 th процентиль 50 th процентиль 0 th процентиль 100 th процентиль Результаты учащихся 8 лет 11 лет Два учащихся с одинаковыми результатами с одинаковыми результатами 3. Мак Кинзи: уроки анализа лучших школьных систем мира
5 Стандарт как совокупность трех систем требований организация и содержание планируемые и достигаемые результаты ресурсы и условия реализуемые результаты К структуре основных образовательных программ К результатам освоения основных образовательных программ К условиям реализации основных образовательных программ
6 6 Требования к структуре основной образовательной программы ТРЕБОВАНИЯ Планируемыерезультаты ПрограммаздоровогообразажизниУчебныйплан ПрограммаРазвития УУДПрограммадуховно-нравственноговоспитания ПрограммыпопредметамПрограммакоррекционнойработы Системаоценки
7 7 ЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; Самоидентификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Ценностная и морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако- символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, Установления аналогий, подведения под понятие Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Предметные и метапредметные действия с учебным материалом Требования к результатам освоения основной образовательной программы
8 Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить?ценностиобразования Чему учить?обновлениесодержания Системно-деятельностный подход Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий формирование универсальных способов действий
9 Cистемно-деятельностный подход предполагает : - воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;
10 Cистемно-деятельностный подход - ·переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
11 Cистемно-деятельностный подход -·ориентацию на достижение цели и основного результата образования развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
12 Cистемно-деятельностный подход -·признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
13 Cистемно-деятельностный подход -·учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
14 Cистемно-деятельностный подход -·обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;
15 Cистемно-деятельностный подход -·разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
16 Урок как педагогическая система Урок – это целостная система, в которой выделяются три уровня: содержательно-целевой (цель содержание ) уровень педагогического инструментария и форм ( методы средства ) уровень результативности и оценки ( оценка результат) Ц С М С О Р
17 Основные результаты начального общего образования (Р) формирование опорной системы знаний, уни- версальных и специфических для предмета способов действий, обеспечивающих возмож- ность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться (УУД в широком смысле) – способности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта (личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД)
18 - это полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, включая: 1)познавательные и учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка) Учебная деятельность – ведущая деятельность детей от 7 до 11 лет! 18 Достижение умения учиться
19 Ведущая деятельность как характеристика возраста (А.Н. Леонтьев, д.Б. Эльконин) в младенчестве – непосредственное эмоциональное общение; в раннем возрасте – предметная деятельность; в дошкольном возрасте – игра; в младшем школьном возрасте – учение; в подростковом возрасте – общение; в юношеском возрасте – профессиональное учение.
20 Признаки ведущей деятельности внутри ведущей деятельности возникают и дифференцируются другие, новые виды деятельности (А.Н. Леонтьев); в процессе ведущей деятельности формируются или перестраиваются отдельные психические процессы (А.Н. Леонтьев); от ведущей деятельности зависят основные личностные новообразования ребенка (А.Н. Леонтьев); в ведущей деятельности наиболее полно представлены типичные для данного периода развития отношения ребенка со взрослым (Д.Б. Эльконин); ведущая деятельность связывает ребенка с теми элементами окружающей действительности, которые в данный период являются источником его психического развития (Д.Б. Эльконин).
21 Типичные способы постановки целей урока (Ц) через изучаемое содержание («изучить закон перестановки множителей», «изучить правило написания…»). Нет ответа на вопрос – достигнута ли цель? через деятельность учителя («ознакомить учащихся с правилом обозначения мягкости согласного на письме с помощью ь», «продемонстрировать приемы чтения условных обозначений на географической карте»). Реальные результаты обучения не предусмотрены. через внутренние процессы интеллектуального, эмоционального, личностного и т.п. развития ученика («формировать умение анализировать наблюдаемые явления»; «развивать умение выразительного чтения»,«формировать интерес…») Нет ориентиров, по которым можно судить о достижении цели. через учебную деятельность учащихся («цель урока – решение задач на встречное движение») Выпадает важнейший момент – ожидаемый результат обучения, его следствия. через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся
22 Урок – место, где формируется ведущая деятельность Что должно произойти на уроке? Должны формироваться все компоненты учебной деятельности! 22
23 Для учебной деятельности характерно: ее направляет и побуждает потребность в самоизменении, в развитии действующего субъекта; эта потребность реализуется в решении учебных задач, при котором происходит усвоение общих способов действий с предметами и основ понятийного знания (а не разрозненных определений, фактов, формул и т.п.); решение учебных задач осуществляется специфическими учебными действиями (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка); учебная деятельность требует особенной формы ее осуществления – учебного сотрудничества детей и взрослых в форме дискуссий, побуждающих ее участников к пониманию и координации разных точек зрения, к обоснованию и проверке своих гипотез и выводов.
24 Учебная задача возникает, когда в ходе практического действования (понимания, мышления) обнаруживается разрыв в практическом действовании (понимании, мышлении), который может быть преодолен отыскиванием нового способа действования (понимания, мышления); отличается от любой другой задачи тем, что она направлена на получение особого результата, результат ее самоизменение; характеризуется тем, что новый способ действования (понимания, мышления) является общим способом решения целого класса конкретно- практических задач. 24
25 Что означает «поставить и решить учебную задачу» для ученика? 1) обнаружить свое незнание, неумение, неспособность справиться с некоторой задачей (в широком смысле этого слова); 2) понять причины собственных затруднений; 3) изменить условие решаемой задачи так, чтобы обнаружить некое существенное отношение исследуемого предмета, не учитываемое ранее при осуществлении действия; 4)зафиксировать обнаруженное существенное отношение (принцип) в общем виде (в модели); 5)исследовать свойства найденного отношения, преобразуя не сам предмет, а его модель; 6)рассмотреть разнообразные частные случаи, подходя к ним как к вариантам найденного общего способа, определяя границы применимости этого способа (для каких случаев он годится, для каких – нет); 7)обнаружить и зафиксировать, как изменились свои знания и умения в ходе решения учебной задачи.
26 Что означает «поставить и решить учебную задачу» для учителя? 1.осмыслить, какое новое понятие (общий способ действия) должны открыть и освоить дети; 2. разобраться в материале, на котором нужно поставить УЗ (как предлагает автор учебника поставить УЗ); 3. продумать и зафиксировать свои организационные действия – что нужно сделать для того, чтобы дети обнаружили свое незнание…); 4. реализовать свой проект в классе; 5. соотнести свой проект и его реализацию. 26
27 Виды учебных задач Учебная задача - направлена на нахождение общего способа решения большого круга частных задач. Конкретно-практическая задача - ориентирована на применение (отработку) уже освоенных способов действий (знаний, умений) в известной школьникам ситуации, как правило, внутри конкретного учебного предмета. Теоретическая (олимпиадная) задача - задача, не имеющая готового формального решения. Проектная задача – через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. 27
28 упрощенное понимание сущности и технологии реализации системно-деятельностного подхода; ранее сложившаяся методика проведения урока становится препятствием в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы; принципиальная новизна вопросов инструментально- методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных); отсутствие опыта разработки разделов основной образовательной программы начального образования (БУПа, части, формируемой участниками образовательного процесса; программы отдельных учебных предметов, курсов) и др. 28 Основные затруднения учителей на этапе введения ФГОС
29 ограниченность времени для формирования готовности значительного контингента работников образования к введению ФГОС; сложность планирования и организации повышения квалификации большого объема работников образования (персонификация); сложность синхронизации подготовки всех субъектов образовательного процесса к введению ФГОС (учитель, психолог, руководитель ОУ и т.д.) в процессе повышения квалификации; дефицит кадрового обеспечения системы методического обеспечения введения ФГОС на уровне муниципалитетов; дефицит информационно-методического и нормативно-методического обеспечения учителя к введению в ФГОС. 29 Проблемы системы повышения квалификации работников образования на этапе введения ФГОС
30 обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования; принятие идеологии ФГОС общего образования; освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы, условиям ее реализации и оценке итогов образовательной деятельности обучающихся; овладение учебно-методическими и информационно- методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС. 30 Ожидаемый результат повышения квалификации – это профессиональная готовность работников образования к реализации ФГОС
31 31 Критерии готовности ОУ к введению стандарта -разработана и утверждена основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения; -нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и т.п.); -приведены в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения; -определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования; - разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ;
32 32 Критерии готовности ОУ к введению стандарта - определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся (например, модель взаимодействия с учреждениями(ем) дополнительного образования детей); - разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС; -осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов (возможно поэтапно по мере введения ФГОС начального общего образования); - обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.