Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемНиколай Яськин
1 Русская философская мысль с 11 по 20 век Гаража НВ
2 Особенности русской философской мысли: -Связана с религией -Только в 19 веке можно говорить о самостоятельности и независимости от влияния Запада -Малый интерес к вопросам теории познания.Нелюбовь к чистой теории и отвлеченности,публицистичность философии. -Антропоцентризм русских философских исканий. -
3 Особенности русской философской мысли -Русская философия не теоцентрична,хотя и глубоко религиозна -В центре философских размышлений человек,его судьба,смысл и цель истории -Доминирует моральная установка -Напряженное внимание к социальным проблемам,мысль глубоко исторична.
4 Этапы развития философии
5 Истоки философии в Киевской Руси-митрополит Иларион-11 век «Слово о законе и благодати» благодати» Философия совпадает с религией.Учение о смене ветхозаветной истории эпохой благодати-это божественный дар,но это возлагает на человека Большую нравственную ответственность. Русская земля влюбилась в мировой процесс.
6 Общественную мысль развивали и первые князья-Владимир Мономах «Поучение» -продолжил обоснование включения русской земли в общемировой процесс,а также изложил взгляды об основных правилах жизнедеятельности человека,политического деятеля.
7 Итог развития философии Киевской Руси -Мир-творение Бога -Человеческая история-арена борьбы Божественной благодати с кознями дьявола -Человек-двойственное существо-тленное тело и бессмертная душа -мысли о сильной княжеской власти -о причастности Руси к всемирному развитию -о моральных нормах и принципах
8 Московская Русь-Филофей-н.16 века-игумен Псковского монастыря «Москва-Третий Рим»- наследница исторической роли Византии Все христианские царства сошлись в одно.Россия- центр истинной веры-православия.
9 17 век-начало постепенного обособления философии от богословия Появилась Славяно-греко-латинская академия-вводились самостоятельные философские курсы.Братья Лихуды реже обращались к сочинениям отцов церкви,зато охотно цитировали Аристотеля,Фому Аквинского.Стремление представить более широкий взгляд на мир,знакомили не только с системой Птолемея,но и Коперника.
10 17 век-Юрий Крижанич-идея славянского единства,постепенный отход философии от богословия Главный труд-»Политика» Выдвигал программу преобразования Московского государства.Он впервые политику назвал наукой. Политика-королевская мудрость,началом которой он считает познание самого себя-это 1 правило мудрости. Суть политической мудрости но выразил 10 положениях:
11 Суть политической мудрости: 2-познать природные условия страны,чем она бедна 3-познать свое житие,чем оно бедно и чем славно 4-познать чем мы сильнее и чем слабее других народов 5-познать отечественное правление и законы,что плохо а что хорошо 6-познать силу и слабость страны,кто соседи,что опасно,а что безопасно
12 Суть политической мудрости 7-познать способ использования своего богатства и его сохранения,направлять умы и руки подданных к приумножению народного блага 8-Скрывать от других народов свои тайны,соблюдать достоинство и славу народную. 9-уметь различать разные советы,полезны ли они для нашего государства.
13 Крижанич В политической философии сформировался взгляд на светскую власть,высшее назначение которой – сохранение единственного истинного православного христианства. Искусство власти – в утверждении идеала «Москва- Третий Рим» Авторы 17 века размышляют над проблемами управления государством.
14 18 век-век больших перемен. Труды Прокоповича, Татищева, Посошкова, Кантемира, Ломоносова
15 Феофан Прокопович-руководитель Святейшего синода Один из первых философов – деистов-сторонников учения,согласно которому природа созданная Богом,затем сама начала свое развитие. Познавать природу должны практические науки,развитие которых нужно всячески поощрять.
16 Василий Николаевич Татищев- историк и публицист Основой общественных изменений считал человеческий разум-это характерно для философов Просвещения. Считал,что эпоха Петра-время зрелости истории,проявлением которой служит изобретательство,создание свободных от веры наук,распространение полезных книг.
17 Антиох Дмитриевич Кантемир- поэт,дипломат-деист Вплотную подошел к философским вопросам.Его занимали проблемы нравственности. «Я в своем хотении волен и тем подобен Богу» Человек полностью ответственен за свои поступки. Он перевел на русский Плптона,Аристотеля,Декарта, Локка,Монтескье.
18 Михаил Васильевич Ломоносов- деист В центре развития философской мысли стал Московский университет.Здесь был создан философский факультет.Этому факультету отводилась роль начальной 2-хгодичной ступени,обязательной для всех студентов университета.
19 Вывод по 18 веку На смену христианской-православной философии приходит деизм,в котором признается существование Бога как мирового разума,сконструировавшего природу и давшего ей законы и движение,не отвергается дальнейшее вмешательство Бога в самостоятельное движение природы и не допускается иных путей к познанию,кроме разума человека.
20 19 век.У истоков философии нового времени стоял Петр Аркадьевич Чаадаев,автор»Философских писем» Построил систему,которая сочетала глубокую религиозность и установку на самоценность человеческой личности. Задумался о пути России,о ее отсталости.Отлучении от всемирного воспитания рода человеческого
21 Чаадаев Осуществление истории есть реализация Божественной воли.Именно Запад избран Провидением для осуществления своих целей.Отсюда европоцентризм Чаадаева,его симпатии к католицизму. В первых философских письмах Россия показана страной отсталой,стоящей на обочине цивилизованного мира.Православие оторвало нас от цивилизации. Позже он утверждает,Россия имеет свою историческую миссию: «Мы признаны решить большую часть социальных проблем,ответить на важные вопросы,которые занимают человечество».Чаадаев стоял у истоков западничества- одно из ведущих идейно-мировоззренческих направлений 19 века.
22 Западники 19 в- Герцен,Кавелин,Грановский и др. Западники считали,что у России такой же путь развития,как у Запада. Идеал видели в английской ограниченной монархии. Путь развития –реформы сверху. Тимофей Николаевич Грановский
23 Славянофилы-Хомяков,Киреевский,Аксаковы и др Славянофилы отстаивали идею самобытности России,ее принципиальное отличие от Западной Европы.Любые попытки направить по западному пути рассматривали как навязывание чужих ценностей.Опорой должна быть община,православие и монархия.
24 Владимир Сергеевич Соловьев Начал свою деятельность как просвещенный славянофил Позже ведущей категории его философии стала идея единства:смыслом всего живого на Земле является стремление к соединению с Божественным логосом-идея софийности. Три силы,три культуры олицетворяют историю:мусульманский Восток,западная цивилизация и славянский мир.
26 Выводы по 19 веку Таким образом,русская мысль 19 века распадается на несколько автономных,но тесно взаимодействующих направлений.Сланянофилы тяготели к идее целостности и коллективизма.Западники критиковали православие,выступали за превосходство индивидуального начала над коллективным.В конце века появилась новая философия «положительного всеединства»- «Богочеловечество»
27 Выводы Своеобразие русской философии проявилось в ее тесной связи с художественной культурой,идеями русских писателей Толстого и Достоевского.Они осмысляли такие проблемы,как отчуждение человека,его свобода и ответственность.
28 20 век-продолжение споров о цивилизационном пути развития России В начале 20 века целая плеяда отечественных философов:Бердяев,Булгаков,Флорен ский,Розанов,Шпет и др. Оформились различные философские течения-материалистическая марксистская философия(Ленин),религиозный экзистенционализм(Бердяев),русский космизм (Циолковский)
29 Евразийство-возникло в 20-е годы (созвучно нашему времени) Россия есть Евразия,третий,средний материк,это особый исторический и этнографический мир.Эпоха господства Запада должна смениться временем лидерства Евразии.Эта теория близка славянофилам.
30 Бердяев Но Бердяев увидел не гармоническое единство различных начал,а столкновение и противоборство восточных и западных элементов.Культурный раскол общества(традиционная культура низших классов и европейская-высших слоев).Колебания во внутренней политике-смена реформ контрреформами.Противоречия во внешней политике-от союза с Западом до противостояния ему).Историческая судьба русского народа- несчастная и страдальческая.
31 Советский период в философии Догматический марксистский формационный подход. Наше общество, как и другие страны и народы,движется по пути социализма и коммунизма.Противопоставлять нас другим странам бессмысленно,т.к. все идут одной дорогой.Мы своим созидательным путем прокладываем дорогу в будущее всему человечеству.
32 80-90-е годы Ликвидация марксистской идеологической монополии,восстановление плюрализма,усиление внимания к цивилизационному подходу к развитию- выявлению особенностей в культурно- духовной сфере. Но вновь возникли споры о цивилизационной принадлежности России.
33 Сегодня: 1. Россия должна быть отнесена к группе стран с традиционными ценностями-высокая степень централизации государственной власти,более низкий по сравнению с Западом уровень экономического развития,отсутствие надежных гарантий прав и свобод личности,в том числе и права частной собственности,приоритет государственных и общественных ценностей над личными,отсутствие зрелого гражданского общества.
34 Сегодня 2. Россия представляет собой вариант западной цивилизации «догоняющего типа».Ссылки на определяющую роль промышленного производства в экономике,высокий уровень образованности населения.ценность в обществе науки и научного знания. 3. Третий путь развития.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.