Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемФилипп Ромадинов
1 ГИА-9 Сжатие текста в задании С1 Хохлова М.С., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 2043 В работе использованы материалы Геро И.К., методиста ГБОУ МЦ СОУО г. Москвы
2 Сжатие текста Содержательная Языковая Содержательная Языковая обработка обработка обработка обработка Проверяются предметные и учебные умения: извлечение умения: умение лаконично, главной информации текста свернуто передать извлеченную информацию на письме
3 Содержательная обработка информации текста Основные аналитические умения: - - умение выделять микротемы; - - умение определять главное в каждой микротеме; - - умение определять функционально-содержательные особенности текста; - - умение определять структурно-композиционные особенности текста; - - умение соблюдать логику текста; - - умение выделять ключевые слова, цепочку мыслей, действий, композицию.
4 Основные приемы содержательной обработки текста - - разделение информации на главную (та, без которой не был бы ясен авторский замысел) и второстепенную (повторы, подробности, детали, примеры), исключение несущественной и второстепенной информации; - - свертывание исходной информации за счет обобщения (перевод частного в общее) и упрощения.
5 Языковая обработка информации текста Основные продуктивные речевые умения: - - умение сжато и адекватно передавать на письме информацию каждой микротемы исходного текста; - - умение лаконично излагать основную информацию, пользуясь необходимыми языковыми средствами; - - умение сохранять функционально-содержательные особенности прослушанного текста; - - умение сохранять структурно-композиционные особенности текста; - - умение строить связное изложение в соответствии с логикой автора текста.
6 Основные приемы языковой компрессии текста - - исключение (второстепенной информации, повторов, подробностей, деталей) - - обобщение (единичных явлений и фактов) - - упрощение (синтаксических конструкций)
7 Исключение второстепенной информации: - - отдельных слов, словосочетаний, фрагментов предложений, вводных и уточняющих конструкций; - - одного или нескольких предложений; - - одного или нескольких синонимов в ряду однородных членов; - - поясняющих конструкций (например, однородных членов при обобщающем слове или простых предложений в составе бессоюзного сложного предложения, поясняющих, раскрывающих содержание первой части)
8 Обобщение: (этот прием может использоваться только в определенных случаях) - - содержания - - замена ряда однородных членов обобщающим словом)
9 Упрощение синтаксических структур: - - замена придаточного определительного синонимичным определением; - - замена придаточного обстоятельственного синонимичным деепричастным оборотом; - - сокращение количества частей сложного предложения; - - слияние двух предложений в одно.
10 Исключение второстепенной информации 1. Исключение отдельных слов, словосочетаний, фрагментов предложений, вводных и уточняющих конструкций. а) Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым всё ясно, - безнадёжные люди. (По В.И. Курбатову) б) Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются и не способны совершить открытие. Люди, которым всё ясно, - безнадёжные люди.
11 2. Исключение одного или нескольких предложений. а) Взаимоотношения подростков и родителей – тема для научно-популярных психологических и педагогических статей банальная. Кажется, что все, что можно сказать, написать по этому поводу, неоднократно написано и сказано и уже знакомо всем, как говорится, до зубной боли. Поэтому, вновь приступая к ней, невольно испытываешь чувство некоторой неловкости. (По А. Прихожан) б) Взаимоотношения подростков и родителей – тема для научно-популярных психологических и педагогических статей банальная. Поэтому, вновь приступая к ней, невольно испытываешь чувство некоторой неловкости.
12 3. Исключение одного или нескольких синонимов в ряду однородных членов. а) Попечителем одной из школ под Серпуховом был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами. (По Е. Киселёвой) б) Попечителем одной из школ под Серпуховом был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с ясными лицами.
13 4. Удаление из текста поясняющих конструкций, например ряда однородных членов при обобщающем слове или ряда простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих, раскрывающих содержание первой части. а) Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть ещё одна важная сфера воспитания – воспитание души. (Ю.М. Лотман) б) Воспитание имеет много аспектов. Но есть одна важная сфера воспитания – воспитание души.
14 Обобщение единичных явлений и фактов 1. Обобщение содержания: а) Жизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца, обсуждением выставок, разговорами на темы искусства. У Серовых часто собирались не только живописцы, но и музыканты, скульпторы, артисты, поэты. Среди них актёры Москвин, Комиссаров, Добронравов, художники Ефимов, Кончаловский, Яковлев, Крымов, музыканты Нейгауз, Рихтер, поэт Пастернак. (По Г. Арбузову) б) Жизнь семьи Серовых была пронизана творческой атмосферой.
15 2. Замена ряда однородных членов обобщающим словом: 1) а) Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами. (С. Газарян) б) Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает.
16 2) а) Поэтов и писателей того времени волнуют эти проблемы. Но ни Пушкин, ни Языков, ни Жуковский не могут ещё дать ответ на тревожный вопрос, который связан с будущим страны: Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? (По Ю.М. Лотману) б) Поэтов и писателей того времени волнуют эти проблемы. Но никто не может ещё дать ответ на тревожный вопрос, который связан с будущим страны: Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? И где опустишь ты копыта?
17 Упрощение синтаксических структур 1. Замена придаточного определительного синонимичным определением. а) Автомодели, которые снабжены электродвигателями, принимают участие в настоящих спортивных соревнованиях. Конфигурация трассы, на которой проходят соревнования, включает в себя скоростные участки, профилированные повороты, трамплины и горки. (Из периодической печати) б) Автомодели с электродвигателями принимают участие в настоящих спортивных соревнованиях. Конфигурация трассы соревнований включает в себя скоростные участки, профилированные повороты, трамплины и горки.
18 2. Замена придаточного обстоятельственного деепричастным оборотом. а) Когда анализируешь события, относящиеся к прошлому, помни о будущем. Когда говоришь о том, что есть и будет, не забывай о том, что было. (С. Соловьёв) б) Анализируя события, относящиеся к прошлому, помни о будущем. Говоря о том, что есть и будет, не забывай о том, что было.
19 3. Сокращение количества структурных частей сложного предложения. а) Не стоит думать, что нравственные потрясения, которые открывают новое содержание в жизни, переживают лишь великие люди и знаменитые литературные герои, ведь это далеко не так. (Из периодической печати) б) Не стоит думать, что нравственные потрясения, открывающие новое содержание в жизни, переживают лишь великие люди и знаменитые литературные герои.
20 4. Слияние двух предложений в одно. а) Домашнее чтение вслух очень сближает. Когда вся семья вместе несколько вечеров подряд читает одну книгу, это невольно влечёт за собой обмен мыслями. Если это книга большая и её читают долго, она превращается в друга семьи, её герои оживают и входят в наш дом. (По С. Львову) б) Домашнее чтение вслух очень сближает, поскольку это невольно влечёт за собой обмен мыслями. Если это книга большая и её читают долго, она превращается в друга семьи, её герои оживают и входят в наш дом.
21 Все эти и другие приёмы сжатия текста могут применяться как по отдельности, так и в комплексе. Пример комплексного применения приёмов сжатия (одновременная замена придаточного обстоятельственного деепричастным оборотом и замена согласованного определения, выраженного причастным оборотом, нераспространённым несогласованным определением; замена придаточных дополнениями; замена слова с отрицанием лексическим синонимом): а) Когда анализируешь события, относящиеся к прошлому, помни о будущем. Когда говоришь о том, что есть и будет, не забывай о том, что было. (С. Соловьёв) б) Анализируя события прошлого, помни о будущем. Говоря о настоящем и будущем, помни о прошлом.
22 Домашнее задание Используя полученную на уроке информацию, сократите предложенный текст. По возможности, используйте все три приема сжатия текста. Используя полученную на уроке информацию, сократите предложенный текст. По возможности, используйте все три приема сжатия текста.
23 Скрипучая дверь В новую избу навесили хорошую Дверь. Красивую Дверь. И все ее хвалили, потому что Дверь легко открывалась и плотно закрывалась, не пропускала зимнюю стужу. Вообще Дверь не в чем было упрекнуть, и о ней перестали говорить. Зато в избе очень много разговаривали о рамах. И как о них можно было не говорить, когда они были плохими. Они с трудом открывались и закрывались. Набухали. Пропускали холод. Рамам уделялось много внимания, и это обозлило завистливую Дверь. - Вот вы как, - сказала она, - я покажу вам, как не замечать меня, - и стала коробиться, кривиться, скрипеть. Ее подстругивали, выпрямляли, утепляли. Нянчились с ней сколько могли. Ее петли часто смазывали маслом, а она не унималась, скрипела. Скрипела с таким остервенением, что это стало невыносимым для окружающих. Тогда ее сняли с петель и выбросили в дровяник. На ее место навесили другую. Обычную сосновую дверь, которая честно служит в избе до сих пор, зная, что легко открываться и плотно закрываться вовсе не какие-то особенные достоинства, а ее дверные обязанности. Выброшенная же в дровяник Дверь вскоре поняла, что вне избы и без избы она ничего собой не представляет. Ровным счетом ничего. Даже скрипеть не может вне избы. Такова печальная история одной зазнавшейся Двери, которая осталась в одиночестве. Е.Пермяк (198 слов)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.