Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемАнатолий Лесин
1 Теория и методика осуществления мониторинга качества образования Практическое занятие 1. Требования ФГОС. Метапредметные результаты
2 Для того чтобы построить грамотный мониторинг, необходимо иметь представление об образовательных результатах на каждом из двух этапов: 1 этап. (5–6-е классы, 10–12 лет) 2 этап (7–9-й классы, 12–15 лет) – период наибольшей социальной активности и самоопределения в рамках основной школы.
3 Метапредметные образовательные результаты на переходном этапе (5–6-е классы) Для объективной оценки важна фиксация не любой спонтанной активности, а инициатива в выборе способа действия. Ребенок сам должен проявить инициативу поиска формы (способа) культурного действования. Поэтому предметом оценки являются разные виды инициатив: инициатива в опробовании найденных средств и способов в рамках предмета, инициатива в отношении собственного совершенствования (само оснащенность, освоение и отработка средств, тренировка), инициатива за рамками предмета, выступление с коммуникативной инициативой – как действовать и как взаимодействовать. Инициативность диагностируется в условиях учебной коммуникации.
4 Объект - оценка - диагностика Оценка метапредметных образовательных результатов инициатива в выборе способа действия предмет оценки- разные виды инициатив диагностика Инициативности: в условиях учебной коммуникации инициатива в опробовании найденных средств и способов в рамках предмета, инициатива в отношении собственного совершенствования инициатива за рамками предмета, выступление с коммуникативной инициативой – как действовать и как взаимодействовать.
5 Объект - оценка - диагностика Оценка метапредметных образовательных результатов Уровни самостоятельности предмет оценки- Самостоятельность Диагностика самостоятельности: контексте осуществления деятельности уровней самостоятельности: вообще не могу сделать, могу сделать только вместе с другими (детьми, взрослым), могу сделать индивидуально. уровни самостоятельности: вообще не могу сделать, могу сделать только вместе с другими (детьми, взрослым), могу сделать индивидуально. в контексте осуществления деятельности
6 Объект - оценка - диагностика Оценка метапредметных образовательных результатов Ответственность предмет оценки- Ответственность Диагностика ответственности: контексте осуществления деятельности уровней самостоятельности: вообще не могу сделать, могу сделать только вместе с другими (детьми, взрослым), могу сделать индивидуально. выбор пространства предъявления результата: проба или демонстрация на оценку, продуктивность действия (отличие проекта от прожекта). в условиях безотметочного обучения
7 При правильной организации образовательного процесса по окончании первого этапа (5–6-й классы) младшие подростки смогут продемонстрировать: – контрольно-оценочную самостоятельность как основу учебной компетентности (индивидуализацию контрольно-оценочных действий); – способность действовать в «позиции взрослого» через умение организовывать работу в разновозрастной группе с младшими школьниками; – использование действия моделирования для опробования культурных предметных средств и способов действий в новых, нестандартных ситуациях; – владение основами учебного проектирования через решение проектных задач как прообраз будущей проектной деятельности старших подростков; – ведение письменной дискуссии с одноклассниками как формы индивидуального участия в совместном поиске новых способов решения учебных задач и как средство работы с собственной точкой зрения; – способы работы с культурными текстами, излагающими разные позиции по вопросам в той или иной области знания.
8 1 этап. Общий результат: у обучающихся должны быть сформированы предпосылки для индивидуализации учебной деятельности: умение работать с текстом, письменно выражать свое мнение, умение работать в позиции «взрослого».
9 Классификация метапредметных образовательных результатов (основная школа, 2 этап)) Метапредметные образовательные результаты Учебная грамотность Информационная грамотность Коммуникативная грамотность
10 Метапредметные результаты на этапе самоопределения (7–9-е классы) Учебной грамотностью обладает человек, способный к постановке и решению задач, новых для него лично. Информационной грамотностью обладает человек, который при решении новых задач может адекватно использовать тексты в широком понимании (т.е. не только словесные) и современные технологии их хранения. Коммуникативной грамотностью обладает человек, способный ставить и решать определенные типы задач социального, организационного взаимодействия: определять цели взаимодействия, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы взаимодействия партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, оценивать успешность взаимодействия, быть готовым к осмысленному изменению собственного поведения.
11 В учебной грамотности выделяются две группы умений: организация своей деятельности, включающая следующие индикаторы: – планирование решения задачи; выбор метода для решения, определение необходимых ресурсов; – выполнение требуемой последовательности действий по инструкции; при необходимости уточнение формулировки задачи, получение недостающих дополнительных данных и новых способов решения; – выполнение текущего контроля и оценки своей деятельности; умение сравнивать характеристики запланированного и полученного продукта, оценивать продукт своей деятельности на основе заданных критериев; видение сильных и слабых сторон способа действия и полученного результата; умение воспринимать и использовать критику и рекомендации других; умение совершенствовать способы и результаты решения конкретной задачи. умение учиться, включающее следующие индикаторы: – рефлексивные умения – способность определять, каких именно знаний и умений учащемуся (группе учащихся) недостает для действий в новой ситуации; – поисковые умения – способность находить и осваивать недостающие знания и умения в ходе решения задачи.
12 организация своей деятельности умение учиться учебная грамотность
13 В информационной грамотности выделяются две группы умений: для получения информации надо уметь: – планировать поиск информации, формулировать поисковые запросы, выбирать способы получения информации; обращаться к поисковым системам интернета, интернет-сайтам, справочной литературе, видео- и аудиозаписям и т.д.; проводить самостоятельные наблюдения и эксперименты и описывать в различных формах их результаты; – анализировать текст (сообщение), выделять из него существенную информацию, которая необходима для решения поставленной задачи, находить причинно-следственные связи; отсеивать лишние данные; – оценивать правдоподобность сообщения, выявлять установку автора, сопоставлять ее с собственной позицией; выявлять различие точек зрения по одному и тому же вопросу в разных информационных источниках; – сопоставлять данные, представленные в разных формах (описательный текст, рисунки, схемы, диаграммы, графики, таблицы); преобразовывать данные из одних форм представления в другие. для создания, представления и передачи сообщения надо уметь: – формулировать и обосновывать выводы на основе проведенного анализа информационных источников, данных наблюдения или эксперимента; – планировать создание сообщения, определять его структуру, выбирать наиболее эффективную, содержательную форму или сочетание форм представления (текст, рисунок, схема, анимация, фотография, видео- аудиозапись, компьютерная презентация); – выбирать инструменты для создания сообщения в соответствии с его пред-полагаемой формой (аудио-, фото-, видеоаппаратура, компьютеры с соответствующим программным обеспечением, мультимедиа-проекторы и т.п.); иметь навыки работы с указанными инструментами.
14 В коммуникативной грамотности, сопровождающей совместные действия, выделяются две группы умений: для непосредственного взаимодействия с другими людьми надо уметь: – осознавать и формулировать цели совместной деятельности, роли, позиции и цели участников, учитывать различия и противоречия в них; – планировать взаимодействие; – оценивать ход взаимодействия, степень достижения промежуточных и конечных результатов; – разрешать интеллектуальные и эмоциональные конфликты, достигать компромиссов в ситуации неизбежного конфликта; – привлекать других людей к совместной постановке целей и их достижению; – понимать и принимать позицию другого человека, оказывать ему необходимую помощь в достижении его целей; – оценивать свои и чужие действия в соответствии с их целями, задачами, возможностями, нормами общественной жизни; для взаимодействия, опосредствованного письменными текстами, надо уметь: – строить адресное развернутое высказывание, удерживающее предметную логику, учитывающее разнообразие возможных точек зрения по данному вопросу; – читать и осмысливать культурные тексты разного уровня сложности с разными стилевыми и иными особенностями; – оценивать свои возможности в понимании и создании культурных текстов, искать и осваивать недостающие для этого средства.
15 Отметим, что компетентное обращение с письменным текстом является составной частью как информационной, так и коммуникативной грамотности. Таким образом, исходя из выделенных двух этапов подростковой школы и описанных результатов, основными точками мониторинга определены следующие: начало 5-го класса – «тест готовности»; начало 7-го класса – промежуточная диагностика; 9-й класс – государственная итоговая аттестация («тест достижений»); начало 10-го класса – «тест готовности».
16 Домашнее задание к Пр. з 2 Выполните задание 7.2. Напишите комментарии к заданию. Какие умения проверяются в задании 7.2.? Назовите возможные ошибки в решении
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.