Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемДарья Мирошникова
1 Библиография малых форм Малые формы библиографии – списки литературы, памятки, закладки, листовки, планы чтения и т.д. В библиотеках в последнее время приобрели популярность именно малые формы рекомендательной библиографии. Они оперативны, помогают своевременно донести до читателя информацию о новой литературе, писателях, учебных заведениях, обо всем, что интересно молодому пользователю. Такие пособия отличаются мобильностью, актуальностью, умением реагировать на различные ситуации, возникающие по ходу профессиональной деятельности как библиографа, так и пользователя библиотеки.
2 Библиография малых форм БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ЗАКЛАДКА – одна из малых форм рекомендательной библиографии, цель которой – пробудить читательский интерес к определенной книге, автору или теме. Библиографическая закладка представляет собой полосу бумаги разного размера (чаще узкую). На одной стороне закладки помещается название и изображение обложки книги, к которой она составлена (заглавная книга), а на обратной стороне содержится информация о других изданиях, близких к ней по тематике или жанру, которые имеются в фонде или список других произведений этого же автора.
3 Библиография малых форм Наряду с художественной литературой закладка может включать и научно-популярную литературу по этой же теме. Формат закладки: ширина – 5 – 8 см, высота – см. В закладке дается обычно до 10 названий. Здесь можно использовать не только индивидуальные, но и групповые аннотации, тексты, связывающие книги между собой.
4 Библиография малых форм ИНФОРМАЦИОННАЯ ЗАКЛАДКА отличается от библиографической отсутствием рекомендательного списка. Если информационная закладка посвящена молодому писателю, то она, как правило, содержит информацию об этом писателе, его фотографию, фото обложки его книги, небольшой отрывок из произведения. Желательно, чтобы в информационной закладке указывалось наличие данной книги в фонде библиотеки и/или ссылка на интернет-ресурс, с которого взята информация. Закладка близка к плану чтения, но, в отличие от него, отталкивается не от темы, а от конкретной книги.
5 Библиография малых форм БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ПАМЯТКА – малая форма библиографического пособия, предназначенная для помощи читателям в первоначальном знакомстве с книгами о деятельности какого-либо лица или об общественно значимом событии. Памятка рекомендует читателю минимум литературы, связанной с памятной датой, узким вопросом.
6 Библиография малых форм Цель памятки, посвященной определенной личности, – познакомить читателя с основными произведениями определенного лица (писателя, деятеля искусства и др.) и помочь в изучении его жизни и творчества. Для памятки отбираются наиболее ценные издания его произведений, имеющиеся в библиотеке, а также литература, посвященная его жизни и творчеству. Наряду с моно изданиями рекомендуются также главы из книг, вступительные статьи, очерки, материалы из журналов и сборников, посвященные данному лицу.
7 Библиография малых форм Разделы памятки следуют друг за другом в определенном порядке: предисловие (или введение) с краткой биографической справкой (необходимые фактические сведения и информация об истории создания произведений); обзор основных произведений; список основных изданий и публикаций (если в библиотеке одно и то же произведение представлено в разных изданиях, то выбирают одно, более новое издание или издание, оснащенное научно-справочным аппаратом); краткий список литературы о жизни и творчестве (сначала приводят библиографические описания книг, характеризующих жизнь и творчество в целом, а затем литературу об отдельных периодах и конкретных произведениях).
8 Библиография малых форм Библиографическую памятку можно использовать для первоначального ознакомления с темой, творчеством автора, но не для углубленного изучения. Часто библиотекари оформляют памятки в виде буклета, т.е. издания в виде одного листа печатного материала, сфальцованного любым способом в два или более сгибов.
9 Библиография малых форм ПЛАН ЧТЕНИЯ составляется в том случае, когда читателю в целях самообразования, расширения общекультурного или профессионального кругозора необходимо изучить определенный вопрос. Библиотека предлагает ему помощь в организации рационального чтения: в ходе беседы с читателем выясняется, что и в каком объеме его интересует, какие книги или статьи он уже прочитал. Выявляется литература, отбирается нужное количество книг и статей (обычно не более пяти-семи наименований), которые и составляют «обязательный минимум». Читателю разъясняется, почему нужно изучать литературу именно в предложенном порядке, а не иначе, с какими произведениями важно познакомиться в самом начале, с какими позже, на что следует обратить особое внимание. Наиболее распространенными и простыми библиографическими списками являются списки-закладки «С чего начать» и «Что читать дальше».
10 Библиография малых форм БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК – это библиографическое пособие, состоящее из совокупности библиографических записей небольшого объема, с простой структурой, понятной пользователю, не имеет справочного аппарата. Библиографический список включает сведения о произведениях, как правило, по узкой, конкретной теме или вопросу.
11 Библиография малых форм Список-закладка «С чего начать». Он составляется в тех случаях, когда читателю нужна помощь в самостоятельном изучении интересующего его вопроса. В отличие от обычного списка литературы, список «С чего начать» рекомендует первые книги для чтения, близкие по содержанию и степени доступности (3 – 5 названий), которые дают лишь самые основные сведения по теме. Этот вид пособия рассчитан на читателей-неспециалистов, главным образом, молодежь. Литературу из такого списка можно читать по выбору. Также пишут небольшой вступительный текст и аннотации. Текст содержит краткую характеристику темы, раскрывает ее значение.
12 Библиография малых форм Таким образом, списки «С чего начать» не ставят перед читателем задачи обязательного чтения всех произведений подряд. Они сочетают оперативность и краткость информации о литературе с элементами рекомендации, популяризации книг по наиболее интересным темам краеведения.
13 Библиография малых форм Список-закладка «Что читать дальше…». Он позволяет читателю расширить, углубить знания об интересующих его вещах. Здесь может оказать помощь небольшой список, который оформляется как закладка в определенную книгу (роман, повесть, мемуары) на ту или иную тему. Формат закладки: ширина – 5 – 8 см, высота – см. В закладке дается обычно до 10 названий. Помимо произведений художественной литературы, в нее можно включать и научно- популярные книги. Здесь можно использовать не только индивидуальные, но и групповые аннотации, тексты, связывающие книги между собой.
14 Библиография малых форм Списки «Что читать дальше» не предусматривают соблюдения определенной последовательности в чтении произведений. Они предоставляют читателю возможность выбора (взять те книги, которые его больше интересуют). При оформлении закладки на лицевой стороне (или на обложке) приводят библиографическое описание заглавного произведения, могут дать здесь же краткую аннотацию. Но чаще всего для связи с другими произведениями служит текст, который помещается в основной части пособия. Готовая закладка тиражируется и вкладывается в ту книгу, к которой она составлена.
15 Литература Азарова, О. Мир познается в игре : [о библиогр. пособиях-игрушках для детей // Библиотека. – – 9. – С. 49–50. Библиографическая продукция [Электронный ресурс] : методико-библиогр. пособие / Муницип. учреждение культуры «ЦБС» ЦГБ им. М. Горького ; СИО // http: // cbs-bataysk. ru. Емельянова, Г.И. От игры к рекомендательному указателю / Г. И. Емельянова // Мир библиографии. – – 5. – С. 24–29. Рыбина Е. Ф. Библиография литературы для детей и юношества : учеб. пособие. – М. : Либерия, – 216 с. Составление библиографических пособий [Электронный ресурс] : метод. рек. / ЯОУНБ им. Н. А. Некрасова, ИБО ; сост. А.В. Журавлева. – Ярославль, – 25 с. – См. : http: // www. rlib. yar. ru. Составление библиографических пособий малых форм [Электронный ресурс] : метод. рек. / МКУК «Межпоселенческая ЦБС Никольского муницип. р-на» ЦРБ им. Г. Н. Потанина. Метод. отдел // niklib.ru/files/metod_rekomend.niklib.ru/files/metod_rekomend Томашёва, Е.Н. Библиографическая модель детского чтения [Текст]: новый формат: [о библиографических пособиях для детей] /Елена Николаевна Томашёва// Библиотечное дело. – – 13. – С. 14–19. Исполнитель : Н. Курбатова
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.