Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЯн Фаминицын
1 «Дидактическая игра как средство формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста» Воспитатель МАДОУ детский сад 22 г.Туймазы Зарифуллина Резеда Баязитовна
2 Зарубежные и отечественные педагоги Ф. Фребель, М. Монтессори, А.В. Запорожец, Н.П. Сакулина считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
3 Отечественные психологи А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Н.Н.Поддъяков утверждали, что нужно учить видеть, учить воспринимать предметы и объекты нас окружающие, развивать целенаправленное восприятие, развивать умение направлять свое внимание на те, или иные стороны, выделять в предметах и явлениях самые существенные, характерные признаки и свойства.
4 Противоречие заключается между задачей формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей дошкольного возраста и недостаточно выявленными педагогическими условиями, обеспечивающими успешность её решения. Отсюда вытекает проблема – какие необходимо создать условия для эффективного использования дидактических игр как средства формирования представлений о сенсорных эталонах цвета.
5 Цель исследования: создание и экспериментальная проверка условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста.
6 Объект: процесс формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста. Предмет: условия формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста.
7 Гипотеза: формирование представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста будет успешным если: - будет подобран комплекс дидактических игр; - созданы условия для эффективного использования дидактических игр по формированию представлений о сенсорных эталонах цвета.
8 Задачи: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования. 2. Выявить уровень сформированности представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста. 3. Подобрать и апробировать комплекс дидактических игр по формированию представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста. 4. Выделить и экспериментально проверить условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста.
9 Методы: теоретический анализ, изучение и анализ педагогического опыта, педагогический эксперимент, наблюдение.
10 Теоретическая значимость заключается в выявлении сущности, задач, содержания, путей осуществления сенсорного воспитания. Практическая значимость заключается во внедрении и апробировании условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста.
11 Изучив проблему формирования представлений о сенсорных эталонах цвета, проанализировав научно- педагогическую литературу по этой проблеме и поставив перед собой задачи, целью дальнейшей работы стало - выявить уровень влияния дидактических игр на формирование представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста.
12 констатирующий этап: выявление уровня сформированности представлений о сенсорных эталонах цвета; формирующий этап: велась экспериментальная работа по апробации и внедрению элементов системы дидактических игр по формированию представлений о сенсорных эталонах цвета; контрольный этап: выявление изменений в степени сформированности у детей представлений о сенсорных эталонах цвета.
13 В ходе констатирующего этапа эксперимента опиралась на методику Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной по изучению восприятия цвета, а также наблюдения за детьми во время занятий по изобразительной деятельности.
14 Критериями оценки сформированности восприятия цвета является знание детьми сенсорных эталонов цвета, которое проявляется по следующим показателям: умение соотносить цвета с образцом, умение располагать цвета в соответствии с образцом, умение находить цвета и оттенки по называнию взрослым, самостоятельное называние детьми сенсорных эталонов цвета.
15 Знание цветов и оттенков детьми лет выбрано согласно программе М.А. Васильевой, в которой указано, что дети второй младшей группы должны знать не менее пяти-шести цветов (белый, черный, красный, синий, зеленый, желтый), а также младших дошкольников знакомят с оттенками (серого, розового, голубого). Выбор дополнительных цветов (фиолетового и оранжевого) опирается на исследования Л.А. Венгера, который считает, что после подготовительного этапа, начинается знакомство детей с цветовыми эталонами – образцами хроматических и ахроматических цветов, применяются все семь цветов спектра, белый и черный.
16 Эксперимент проводился индивидуально с детьми 3-4 лет и состоял из 4 серий. Каждая серия включала 3 подсерии, различающиеся по содержанию материала (основные, дополнительные цвета и их оттенки).
17 Наблюдения показали, что большинство детей различают основные цвета, но затрудняются в основном в размещении цветов по образцу; в выборе основных цветов, дополнительных и их оттенков; возникают сложности при выборе отдельного цвета из нескольких цветов.
18 Создание предметно – развивающей среды
19 «ПОДБЕРИ НИТОЧКУ» Цель игры : учить детей подбирать ниточку к шарику соответствующего цвета.
20 «ЗАКРОЙ ОКОШКО» Цель игры : учить детей соотносить объекты по сходству цвета, « закрывая » окошки домиков.
21 «РАЗЛОЖИ КАРАНДАШИ ПО СТАКАНЧИКАМ» Цель игры : учить детей группировать предметы по цвету ( раскладывать карандаши в соответствующие по цвету стаканчики ).
22 ЛОТО «ИЗУЧАЕМ ЦВЕТА» Цель игры : учить детей группировать картинки в соответствии с их цветом.
23 «ЦВЕТНЫЕ» СТИХИ Читаем « цветной » стишок и просим детей найти на картинке предметы того цвета, о котором прочитали.
24 «ПОСАДИ БАБОЧКУ НА ЦВЕТОК» Цель игры : учить детей соотносить объекты по сходству цвета, выкладывая бабочку на соответствующий цветок.
25 Картотеки
26 При отборе комплекса дидактических игр руководствовались принципами: доступности, последовательности, систематичности, учитывались индивидуальные особенности детей.
27 Игра «Собери капельки в стакан»
29 Игра «Помоги зайчикам спрятаться от лисы»
30 Игра «Собери листочки»
32 Игра «Машины и гаражи»
34 Игра «Погрузка товара в машину»
36 Игра «Подбери по цвету»
37 Игра «Подбери домик к крыше»
38 Игра «Поезд»
40 Игра «Подбери по цвету и по форме»
41 Игра «Собери картинки по цвету»
43 Цель контрольного этапа: выявить изменения в степени сформированности у детей представлений о сенсорных эталонах цвета. Контрольное тестирование проводилось по той же методике, что и на констатирующем этапе эксперимента.
44 Итог: большинство детей стали лучше -распределять цвета по наглядному образцу, - выбирают основные, дополнительные цвета и оттенки по называнию их взрослым, - достаточно хорошо называют цвета самостоятельно.
45 Таким образом, данные полученные в результате проведения исследовательской работы, подтвердили эффективность создаваемых нами педагогических условий по формированию сенсорных эталонов цвета у детей младшего дошкольного возраста через организацию системы дидактических игр по данной проблеме.
46 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.