Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемАнна Чвирева
1 Фонетика как раздел лингвистики Урок русского языка 5 класс
2 Цели урока: Познакомить учащихся с понятиями: лингвистика и её разделы; фонетика как раздел лингвистики. Дать понятие о гласных и согласных звуках. Развивать умение транскрибировать слова, различать звуки речи. Формировать навык проверки написания орфограммы-буквы. Воспитывать внимательное отношение к слову, бережное отношение к русскому языку.
3 Лингвистика – наука о языке Перед вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовёт вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его. Н.В. Гоголь
4 Что изучает лингвистика? Лингвистика (языкознание, языковедение) – наука о языке. Языкознание учит правильно произносить слова и правильно употреблять их в речи.
5 Орфография Фонетика Графика Орфоэпия Лексика Морфология Пунктуация Синтаксис Текстоведение Культура речи Морфемика Разделы лингвистики
6 Работа с текстом Каждому школьнику хотелось бы понять, зачем нужно изучать лингвистику. Ведь малыш начинает говорить на родном языке, хотя ничего не знает о его строении и происхождении. Давно установлено, что знание научных сведений о языке помогает человеку, во-первых, научиться лучше понимать речь других людей – устную и письменную. Во-вторых, лингвистика даёт возможность овладеть секретами хорошей речи, самому научиться точно, ясно, грамотно и выразительно высказывать свои мысли и чувства. В- третьих, лингвистика обогащает кругозор человека, раскрывает тайны родного языка, рассказывает много удивительных историй о языке и речи.
7 Задания к тексту Выразительно прочитайте текст. Какова его основная мысль? Объясните, согласны ли вы с ней. Выпишите выделенные слова, обозначьте в них корень и объясните правописание. Расскажите, какие интересные сведения о русском языке вы узнали, изучая его в начальной школе.
8 Фонетика Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок… Н.В. Гоголь
9 Фонетика Фонéтика [н] – от греч. phōnē «звук». Фонетика изучает звуки речи. Звуки речи способны образовывать слова, с помощью которых называются предметы, явления окружающего мира. Как вы думаете, почему именно с фонетики начинается изучение любого языка?
10 Рассмотрите фотоколлаж. Какие звуки вы могли бы услышать, если бы фотографии ожили?
11 Транскрипция Транскрúпция – фонетическая запись. Транскрúпция транскибúровать. Основные знаки транскрипции: [ ] – границы транскрипции; [ ] – знак мягкости согласного звука: [пэт] – петь; [ ¯ ] – знак долготы звука. [ j] – мягкий звонкий согласный «йот»: [j гурт] – йогурт.
12 Докажите, что без знания фонетики невозможно научиться грамотно писать, читать, говорить. Как образуются звуки речи? Какие бывают звуки?
13 Какие органы человека участвуют в образовании звуков речи?
16 Гласные и согласные звуки Гласные звуки (6) – состоят только из голоса; могут быть ударными и безударными: [а], [о], [у], [и], [э], [ы]. Согласные звуки (36): Глухие – образуются только шумом; Звонкие – состоят из шума и голоса.
17 Твёрдые (звонкие): [б], [в], [г], [д], [з], [л], [м], [н], [р], [ж] Твёрдые (глухие): [п], [ф], [к], [т], [с], [х], [ц], [ш] Мягкие (звонкие) [б, ], [в, ], [г, ], [д, ], [з, ], [л, ], [м, ], [н, ], [р, ] Мягкие (глухие) [п, ], [ф, ], [к, ], [т, ], [с, ], [х, ], [ч, ], [щ, ] Согласные звуки
18 Непарные з в о н к и е: [л] – [л, ], [м] – [м, ], [н] – [н, ], [р] – [р, ], [j, ] Непарные г л у х и е: [х] – [х, ], [ц], [ч, ], [щ, ] Непарные т в ё р д ы е: [ж],[ш],[ц] Непарные м я г к и е: [ч, ], [щ, ], [j, ]
19 Задание Произнесите вслух звуки: [щ, ],[ц],[c],[з, ],[ж],[р],[к, ] Охарактеризуйте их по плану: Твёрдый или мягкий, парный или непарный; Звонкий или глухой, парный или непарный
20 Задание Спишите, покажите, какие звуки обозначают пропущенные буквы. Сравните произношение и написание слов, сделайте вывод. Делать д_бро, п_звать на сва_ьбу, но_ка ст_ла, _громная про_ьба, _кусный пиро_, св_ркающий сне_, к_лючий ё_, в_лшебная ска_ка.
21 Задания Определите, какой звук обозначает буква с в приведенных ниже словах: Сварить, ссора, сильный, бесчисленный, косьба, сжечь, расщедриться, сшить, сделать, счётчик.
22 Задания Прочитайте слова, определите, какими звуками они различаются. Затранскрибируйте все слова. стал – сталь, лук – люк, нос – нёс, чайка – майка, край – кран, мал – мял, удар – ударь
23 Задания Спишите, вставляя в слова пропущенные буквы, обозначьте корни этих слов. За морем ц_ревна есть, что не можно гла_ отвесть: Днём свет божий затмевает, Месяц под к_сой блестит, А во лбу зв_зда горит.
24 Проверка Задание: спишите, вставляя в слова пропущенные буквы, обозначьте корни этих слов. За морем царевна есть, что не можно глаз отвесть: Днём свет божий затмевает, Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит.
25 Задание Составьте и запишите предложения со следующими словами. В чём их особенность и на что обращает внимание следующая запись? [м, ич, ú] ˂ мячи? мечи? [аб, ижат, ] ˂ обижать? обежать? [ув, идат, ] ˂ увидать? увядать? [атвар, úт, ] ˂ отварить? отворить?
26 Домашнее задание Запишите слова с ударными гласными: [а], [о], [у], [и], [э], [ы]. Запишите буквами затранскрибированные слова. Объясните различия в их произношении и написании. [фс, о], [j, ош], [здат, ]. Затранскрибируйте слова: пять, ударь, окно, доход, цифры, уют.
27 Урок подготовила учитель русского языка и литературы МАОУ гимназии 1 г. Советска Анисимова Инесса Рудольфовна
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.