Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемФедор Майков
1 МИР ШКОЛЬНЫХ ПРОЗВИЩ Выполнила: Таскаева Раиса, ученица 6 класса МКОУ Бергульской ООШ Руководитель: Халява П.Г., учитель русского языка.
2 Меня зовут Алиса, и я… - Довольно дурацкое имя!- нетерпеливо перебил её Шалтай. - Что оно означает? - Разве имя должно что-нибудь означать? - спросила озадаченная Алиса. - Вне всякого сомнения,- фыркнул Шалтай- Болтай. - Лично моё имя указывает на ту форму, которая мне присуща. Потрясающая форма! А с таким именем, как у тебя, можно оказаться какой хочешь формы, даже самой уродливой. Л.Кэрролл «Алиса в Зазеркалье»
3 Ономастика Топонимия (осмысливает названия географических объектов) Астрономия (рассматривает названия небесных тел) Антропонимика (изучает личные человеческие имена) Зоонимия (изучает клички животных)
4 Антропонимик а Патронимы Родовые имена Криптонимы Прозвища Псевдоним Антропоним литературных произведений Антропоним героев фольклора и мифов
5 Актуальность : прозвища широко распространены среди школьников, однако их происхождение, особенности мало изучены и недостаточно представлены в каких- либо изданиях; возникновение прозвищ – это явление, присутствующее повсюду, и знакомство с этим явлением поможет расширить знания о лексическом составе языка и углубить знания по русскому языку в целом; исследование прозвищ школьников позволяет связать лингвистические знания с жизнью, повышает наблюдательность и учит находить интересное и неисследованное рядом с собой; работа по теме позволяет выяснить отношение школьников к прозвищам, и, следовательно, выявить проблемы, возникающие в процессе общения детей при употреблении прозвищ.
6 Область исследования: имена собственные как слой лексики, тесно связанный с жизнью каждого человека. Объект исследования: система прозвищ, существующая в школьной среде. База исследования: учащиеся 2-9 классов.
7 Цель исследования: Изучить наличие прозвищ и особенности их происхождения у школьников 2- 9 классов, проанализировать отношение школьников к прозвищам. Гипотеза: Существует мнение, что прозвище – категория вечная, оно существует всегда и повсюду, особенно широко прозвища распространены среди школьников. Так ли это? Задачи: изучить научно-популярную литературу по данной теме; провести анкетирование с целью изучения особенностей и происхождения прозвищ; выявить, все ли школьники в подростковом периоде имеют прозвища; составить картотеку школьных прозвищ; проанализировать отношение школьников к прозвищам; подобрать психологические рекомендации ребятам, не принимающим свое прозвище.
8 Э ТАПЫ ПРОЕКТА 1 этап декабрь изучение научно-популярной литературы, подбор теоретического материала 2 этап январь проведение анкетирования, обработка результатов 3 этап февраль написание научно-исследовательской работы
9 М ЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ : метод сбора информации (изучение научно- популярной литературы, наблюдение); анкетирование; анализ; сравнение; статистические исследования (подсчет, вычисления).
10 Н ОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ : Новизна исследования заключается в том, что вопросы коммуникации в малых социальных группах мало изучены.
11 C ОБСТВЕННОЕ ИМЯ своеобразный социальный знак словесный талисман дается без участия носителя Из истории собственного имени Вот несколько древних русских имён - характеристик: - по внешности человека : Мал, Бел, Косой, Кудряш, Черныш; - по черте человеческого характера : Добр, Умник, Храбр, Молчан, Дурак, Горд; - по месту в семье : Первый, Второй, Друган, Третьяк, Меньшак; - по профессии : Кожемяка, Селянин, Воин и другие.
12 И МЕНА – МЕТАФОРЫ Кроме имён, которые в прямом смысле могли быть названы характеристиками, наши предки использовали ещё так называемые имена - метафоры, то есть прозвища, рисующие облик или характер человека иносказательно, путём сравнения его с каким-то другим предметом. Так в качестве личных имён стали использовать названия птиц, животных, растений и различных предметов: Волк, Медведь, Жук, Орёл, Щука, Дуб, Берёза и другие.
13 И МЕНА - ТАЛИСМАНЫ Слепая вера в некую сверхъестественную силу человеческого слова породила ещё одну разновидность метафорических имён – имена - талисманы, имена с «хитринкой». Наши предки очень боялись «злых духов», «злого слова», «сглаза» и других напастей, и поэтому родители специально давали своим хорошим детям «плохие» имена, такие как Дурак, Урод, Негодяй, Олух, Трус. Им казалось, что «плохое» имя, как шапка- невидимка, прикроет их ребёнка и спасёт от «порчи».
14 Ч ТО ТАКОЕ ПРОЗВИЩЕ ? Прозвище – название, данное человеку по какой-нибудь характерной его черте, свойству. (Словарь под редакцией С.И.Ожегова)
15 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОЗВИЩ Личными именами наших предков до Х века служили различные признаки людей, их действия, а также предметы внешнего мира : Завьял - вялый, Балуш – баловник, Яруха – злой, Батура – упрямец. После крещения Руси в Х веке среди русских и других восточных славян церковью вводятся личные имена в честь православных святых: Александр, Петр (греч.), Виктор, Марина, Татьяна (лат.); Святослав, Любовь (слав.) После принятия христианства имена «дохристианские» стали даваться как прозвища за внешний вид, физические недостатки, определенные качества, по месту жительства, из- за суеверий : прозвища поселка Решетиха: Карсаки, Пирожок, Бублик.
16 Ч ЕМ ЖЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ПРОЗВИЩЕ ОТ ИМЕНИ ? С рождения Известно всем Разные периоды жизни Известно узкому кругу лиц Желаемые черты личности Разные внешние данные Реальные свойства и качества человека Прозвище Имя Связь имени и человека приблизительна Особый смысл
17 О СОБЕННОСТИ ПРОЗВИЩ, КАК ЯЗЫКОВОГО ЯВЛЕНИЯ Прозвища- важная часть мира детей. Они изобретаются детьми для детей и становятся образцом тонкой и изощрённой системой. Функции, которые они выполняют при этом: - выдвижение лидеров микросообщества, - выделение из группы отвергнутых людей, - различение детей с одинаковыми именами, - подчеркивание преемственности по родовой линии, - поддразнивание и унижение, - проявление симпатии.
18 Г РУППЫ ПРОЗВИЩНЫХ НАИМЕНОВАНИЙ прозвища, относящиеся к жителям некоторых населенных пунктов в целом – Карсаки; «семейные» прозвища – Бублик, Пирожок, Четверок; «личные» прозвища 3 группы прозвищ По внешнему признаку - Мелкий По различным (чаще отрицательным) свойствам характера, поведения, внутренних качеств – Злюка, Вредина По особенностям речи – Шепелявый, Немой По месту прежнего местожительства – Ильина Гора По прозвищу кого-либо из родственников - Бублик Прозвища конкретная оценочная характеристика лица
19 Ш КОЛЬНЫЕ ПРОЗВИЩА Прозвища - чрезвычайно важная часть мира детей. Они изобретаются детьми для детей и существуют во всех школах, во всех классах, городах и селах. Иногда прозвище настолько прочно закрепляется за человеком, что его вообще перестают называть по имени. Есть довольно популярные прозвища – Плакса, Ябеда, Мелкий, Серый.
20 С ЕМАНТИКА И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРОЗВИЩ 1) прозвища, образованные от фамилии носителей прозвищ: Петух(Петухов), Пшёнка(Пшеничный),Прошка(Прохоров). 2) прозвища, образованные от личных имён носителей прозвищ: Артемон(Артём), Натусик(Наташа), Толян(Анатолий), Кириешка(Кирилл). 3) прозвища, образованные по внешним качествам человека: Пончик (по фигуре), Мелкий(по росту), Френкис(большая голова), Пушкин(кудрявый).
21 4) прозвища, связанные с возрастом человека: Малой(самый младший по возрасту). 5) прозвища, связанные с особенностями характера, поведения, привычкам человека: Ботаник(отличник), Училка(любит указывать),Стрекоза(подвижная). 6) прозвища, в основу которых положены поступки, а также какие-то события в жизни человека: Гипс(постоянно получает травмы), Мастер(умеет всё делать).
22 С ТРУКТУРНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МОДЕЛИ ПРОЗВИЩ БЫЛИ РАСПРЕДЕЛЕНЫ ПО СЛЕДУЮЩИМ ТИПАМ : Типы прозвищ Прозвища Основа – существительное.Чебурек, Дракон, Валенок, Ботаник, Обезьяна,Булка, Кактус, Ушастик. Основа – прилагательное. Мелкий, Косой, Ушастый. Словосочетание.Лилипут- Чёрный. Прозвища, образованные по фонетическим признакам. Кириешка(Кирилл), Масяня(Максим),Дэн(Денис ). Созвучие с начальным вариантом фамилии. Пшёнка(Пшеничный), Прошка( Прохоров).
23 КЛАССИФИКАЦИЯ ШКОЛЬНЫХ ПРОЗВИЩ УЧАЩИХСЯ Если раньше прозвища давались по имени или профессии предка и передавались по наследству, то теперь большинство прозвищ дается школьникам от их фамилий и имен, например, Прошка(Прохоров Евгений), Кончик(Андрей Конов), Кисель(Киселёва Людмила). На втором месте находятся прозвища, данные школьникам по их внешнему виду: Толстый, Френкис. Следующее место занимают прозвища, данные по поступкам, чертам характера и в зависимости от случая: Гарик, Валя, Get-fan. Часть ребят выбрала себе прозвища - ники, используемые в интернет – общении : cafe, Niki, Kenny, dj Mix Прозвища создаются школьниками очень активно, что объясняется психологическими свойствами детей переходного возраста – стремлением к необычному, новому.
24 З АСОРЯЮТ ЛИ ПРОЗВИЩА ЯЗЫК ? Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Одно бесспорно: прозвища способны воздействовать на человека. Любое существо, и человек не исключение, представляет собой принимающую и излучающую антенну. Каждое слово, в том числе и прозвище, слышат не только наши уши, видят не только наши глаза, но и вся наша личность несет в себе отпечаток услышанного и увиденного. Поэтому, придумывая прозвище, произнося его, каждому надо помнить, «как слово наше отзовется».
25 Н АЛИЧИЕ ПРОЗВИЩ
26 Н УЖНЫ ЛИ ПРОЗВИЩА ?
27 О БИДНО ЛИ ВАМ, КОГДА ВАС ЗОВУТ НЕ ПО ИМЕНИ ?
28 У ПОТРЕБЛЯЕТЕ ЛИ ВЫ ПРОЗВИЩА ?
29 К АКИЕ ПРОЗВИЩА ЗВУЧАТ В ВАШЕМ КЛАССЕ ?
30 Я СЧИТАЮ, ЧТО ПРОЗВИЩА – ЭТО …
32 С ОВЕТЫ ПСИХОЛОГА Не поддавайся эмоциям, не обращай внимания на обидные слова Научись отвечать обидчику так, чтобы у него больше не возникало желания к тебе приставать Подойди к обидчику и спроси, почему он так говорит о тебе Никогда не обижай другого, не наделяй его прозвищем, ведь и ты можешь оказаться на его месте
33 П ОДВЕДЕМ ИТОГ : Прозвище человека - нечто большее, чем просто средство общения. Прозвище может возникнуть как в результате долгого наблюдения над человеком, так и мгновенно, по воле случая, когда метко сказанное слово подхватывается остальными. Как и многие другие социальные явления, система прозвищ, является не только формой солидарности, но и, например поддразнивания и унижения. Одно и то же прозвище может служить проявлением симпатии и быть средством оскорбления. Придумывает прозвища некто, кому детским сообществом разрешено присваивать прозвища. Попытки всех остальных оканчиваются неудачей. Проанализировав наши школьные прозвища, выяснив причину их появления, я бы хотела помочь ребятам не реагировать на них болезненно и обратиться при необходимости к советам психолога.
34 Г ОВОРЯ О МЕТКОСТИ НАРОДНОГО ЯЗЫКА, НЕЛЬЗЯ НЕ ВСПОМНИТЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА Н ИКОЛАЯ В АСИЛЬЕВИЧА Г ОГОЛЯ : « Выражается сильно российский народ! И если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство, утащит он его с собой и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света. И как уж потом ни хитри и ни облагораживай свое прозвище, хоть заставь пишущих людишек выводить его за наемную плату от древнекняжеского рода, ничто не поможет: каркнет само за себя во все воронье горло, и скажет ясно, откуда вылетела птица. И нечего прибавить уже потом, какой у тебя нос или губы, - одной чертой обрисован ты уже весь с ног до головы».
35 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.