Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемМихаил Вьюниченко
2 Язык как важнейшее средство человеческого общения. Функции языка как его сущностные характеристики. Различные классификации функций языка. Типология языковых ситуаций. Языковая ситуация в стране изучаемого языка. Виды билингвизма. Сознательное воздействие общества на функционирование, развитие и взаимообогащение языков. Понятие языковой политики. Актуальные проблемы языковой политики на современном этапе. Многонациональное государство и проблема второго языка. Проблема выбора государственного языка и языка межнационального общения. Опыт языкового строительства: США, Европейские государства, Россия.
3 Как научный объект язык рассматривается в разных аспектах: как он устроен, в каком соотношении находятся его элементы (структурно-системные отношения), как влияет на язык внешняя среда, почему язык изменяется, развивается, каковы функции языка и формы его существования.
4 Любой язык мира выступает как средство общения людей. И то, что язык есть средство общения, коммуникации, как раз и является основным его свойством.
5 язык гонгов – народы Конго, деревянных и костяных свистков (язык свистов «сильбо гомера») – индейцы, язык пороха – китайцы, воздушных змей – китайцы, дым костра – индейцы, окрашивание горного ручья – горные племена, язык мельницы – голландцы, язык флажков – на море, язык жестов – глухонемые.
6 созданы на основе перекодирования естественной речи. Язык оказывается универсальной знаковой матрицей, на которой можно вторично построить практически неограниченное число самых разнообразных информационных систем.
7 Только языковой же знак однозначно раскрывается в пределах конкретных единиц в определенных условиях. Язык как система не допускает произвольных толкований, и основой его существования является адекватность мыслительного языкового процесса отражаемому миру. Все виды предметов, созданных человеком в качестве материальных или эстетических ценностей, первоначально существуют как мыслительное представление автора, а при восприятии их фиксируется определенная мысль в форме языковых выражений.
8 исключая язык, характеризуются вторичностью, неоднозначностью, громоздкостью, нерасчлененностью эмоционального и рационального компонентов.
9 Сущность языка заключается в его функционировании в качестве основного и наиболее совершенного средства общения людей: 1. язык передает универсальную информацию; 2. используется во всех сферах жизни; 3. язык - это основное средство хранения опыта.
10 есть прежде всего сообщение некоторой мысли, воссоздающее материальный мир в его вторичном проявлении, в идеальном воплощении. обусловлено прежде всего общественным характером сознания человека и социальным статусом индивида. Речевой коммуникативный акт регулируется поэтому социально-психологическими мотивами деятельности человека.
11 1. Физиологическая организация человека. Теория И.П. Павлова о первой и второй сигнальных системах. Окружающая действительность (предмет) ощущение впечатление представление понятие слово (вторая сигнальная система).
12 Ощущения, впечатления, представления окружающей среды - это первая сигнальная система действительности, общая у нас с животными. Гул летящего самолета, жар костра, вкус яблока, мчащийся автомобиль.
13 связана с абстрактным мышлением, образованием понятий и словом. Огромное преимущество человека над животными заключается в возможности иметь понятия, которые образовались при помощи слова: «...Слово составило вторую, специально нашу, сигнальную систему действительности, будучи сигналом первых сигналов» (И.П. Павлов).
14 (охота, собирательство, рыболовство) Постепенно расширялся кругозор человека, это способствовало сплочению членов общества. Стали частыми случаи взаимной поддержки, совместной деятельности, т.е. у формировавшихся людей появилась потребность что-то сказать друг другу.
15 Таким образом, третье необходимое условие для возникновения членораздельной речи и языка – наличие общества, коллектива, ведь только в коллективе у человека появляется потребность говорения, общения.
16 1. Одни ученые считают, что жизнь ребенка повторяет стадии в развитии человека, поэтому в основе человеческого языка лежит некий единый биологический язык, который потом развивается различно под влиянием языка взрослых. (мама, папа, баба). 2. Другие ученые: Язык передается по наследству, как цвет глаз, волос. Каждой расе свойствен свой язык.
17 1. Язык - необходимое условие существования и развития человеческого общества. 2. Язык - явление материальное. 3. Язык обладает способностью отражать и выражать общественное сознание.
18 Язык обслуживает общество абсолютно во всех сферах человеческой деятельности. Язык является единственным универсальным средством отражения и выражения общественного сознания в его полном объеме.
19 Пражский лингвистический кружок (Матезиус, Трубецкой, Якобсон, Карцевский, Травничек, Гавранек и др.), две важнейшие функции языка: коммуникативная (в узком смысле это функция сообщения/усвоения мысли), связанная с означаемой стороной знака (что сказано). поэтическая (функция оформления выражаемой мысли), реализующаяся в означаемом (как сказано).
20 адресант (тот, кто производит текст), адресат (тот, кто принимает текст), референт (то, о чем говорится в тексте), канал связи между коммуникантами, код, служащий для составления текста, и, наконец, само сообщение.
21 Адресант - функция выражения, или экспрессивная. Адресат – функция усвоения, или конативная. Референт - передача знания (референтивная, или когнитивная, функция). Канал связи - контактоустанавливающая (фатическая) функция (Привет! Здравствуйте!). Код – метаязыковая функция. Сообщение – поэтическая функция.
22 Компонеты коммуникативной ситуации Функции языка Адресант (производящий речь) Экспрессивная (выражения) Адресат (воспринимающий речь) Конативная (усвоения) Референт Референтивная Канал связи Контактоустанавливающая Код Метаязыковая Сообщение Поэтическая
23 Алексей Алексеевич Леонтьев считает целесообразным отделять функции языка от функций речи.
24 Язык – достояние коллектива, он включает общепринятые единицы и нормы их использования. Речь – деятельность индивида, его манера использовать общепринятое. К функциям языка в концепции А.А. Леонтьева отнесены те параметры речевой деятельности, которые выступают как обязательные, характеризуют любую ситуацию вербального взаимодействия, а функциями речи названы необязательные, факультативные параметры.
25 ФУНКЦИИ ЯЗЫКАФУНКЦИИ РЕЧИ регулятивная познавательная национально- культурная магическая диакритическая (сжатие информации) эстетическая и др.
26 Универсальность предполагает три возможных варианта данной функции: а) индивидуально-регулятивный, связанный с целенаправленным и ситуативно обусловленным воздействием на поведение одного или нескольких человек; б) коллективно-регулятивный, реализуемый в условиях массовой коммуникации (ораторская речь, радио, газета); в) саморегулятивный, необходимый для планирования собственного поведения.
27 Каждая культура членит мир по-своему, а язык фиксирует эти различия благодаря внутренней форме словарных единиц, нередко разнящейся от языка к языку. Так, в русском языке понедельник – день после выходного (у наших предков словом « неделя » называлось воскресенье), а у англичан и французов понедельник – лунный день.
28 это национальный по своему характеру, данным народом общественно обработанный словарный состав и грамматический строй, выражающийся в определенных правилах построения слов и сочетания слов в предложения.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.