Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемРуслан Штыркин
1 Обеспечение качества образования в соответствии с ФГОС. Начальное общее образование 2012 Проектирование учебного процесса: Особенности учебных заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий
2 2 Круг обсуждаемых вопросов 1. Смысл введения нового стандарта. Планируемые результаты и система оценки – новые механизмы обеспечения качества образования. 2. Что означает переход в системе оценки к модели «обеспечение качества образования» в практике работе учителя. Алгоритм проектирования учебного процесса 3. Особенности учебных заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий
3 3 Смысл введения стандарта Планируемые результаты и система оценки – новые механизмы обеспечения качества образования Круг учебных задач, устанавливаемых требованиями ФГОС и планируемыми результатами 1
4 4 Ориентация системы образования на достижение качественно новых результатов образования посредством реализации парадигмы деятельностного развития ВАЖНЕЙШИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРИЕНТАЦИЯ НА РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬ- НОСТНОГО ПОДХОДА НОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КАК ЭЛЕМЕНТ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ: ПЕРЕХОД ОТ МОДЕЛИ «КОНТРОЛЯ» К МОДЕЛИ «ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА» Смысл введения ФГОС
5 5 Планируемые результаты как механизм реализации требований ФГОС Планируемые результаты как механизм реализации требований ФГОС ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТА ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Портрет выпускника Ведущие целевые установки ООП или требования к результатам ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС СИСТЕМА ОЦЕНКИ достижения планируемых результатов Учащиеся ОУ, педагоги Система образования В том числе - инфраструктура ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ
6 6 Овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач личностные: самоопределение смыслообразование морально-этическая ориентация метапредметные: саморегуляция коммуникация познавательная деятельность предметные: освоение систематических знаний, преобразование, применение и самостоятельное пополнение знаний В чем проявляется достижение планируемых результатов? В чем проявляется достижение планируемых результатов?
7 7 Россия : Стандарт, 2010 … включают : Приобретение знаний Сотрудничество Решение проблем и инновационность Использование ИКТ для обучения Развернутая коммуникация Самостоятельное планирование своей работы учащимися, мониторинг индивидуального прогресса в учении Навыки 21 го века Планируемые результаты: Круг решаемых учебных задач Планируемые результаты: Круг решаемых учебных задач Технологии Личностно- центрирован- ное обучение Создание учебных ситуаций, Дифференциция требований, Индивидуализа- ция обучения Интеграция Интеграция ИКТ в учебный процесс ИКТ - инструмент деятельности Расширение границ учебного процесса … классы задач : Освоение системы знаний Освоение системы знаний Приобретение и интеграция знаний Сотрудничество Решение творческих и поисковых проблем Использование ИКТ для обучения Коммуникация Самоорганизация и саморегуляция Личностный смысл учения и рефлексия Ценностно-смысловые установки
8 8 Что означает переход к модели «обеспечение качества образования» в практике работы учителя. Алгоритм проектирования учебного процесса. Некоторые примеры. 2
9 9 Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить?ценности образования Чему учить?обновление содержания Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности Реализация деятельностного подхода – важнейшая особенность нового стандарта
10 10 Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Основное средство в руках учителя – УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ и УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ Практика работы учителя: ориентация на парадигму деятельностного развития Практика работы учителя: ориентация на парадигму деятельностного развития
11 11 Задания для формирования и оценки достижения планируемых результатов Задания для формирования и оценки достижения планируемых результатов метапредметныеустные, письменные, практические, метапредметные; для индивидуального, парного или коллективного выполнения; репродуктивные и продуктивные, в том числе – направленные на разрешение проблем для проектной и исследовательской деятельности; для стандартизированных работ и для текущей (формирующей и диагностической) оценки позволяющие оценивать достижение планируемого результата как на базовом, так и на повышенном уровне; допускающие возможность использования справочной литературы, допускающие возможность адаптации к индивидуальным особенностям учащихся.
12 12 Доработка и/или пополнение системы обучающих заданий Ц ЕННОСТНО - СМЫСЛОВЫЕ УСТАНОВКИ – - не обязательно для каждой темы С ОТРУДНИЧЕСТВО, Р АЗРЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ, С АМОРЕГУЛЯЦИЯ – хотя бы одно задание (например, проектного типа) для каждой темы РЕФЛЕКСИЯ, КОММУНИКАЦИЯ, ИКТ, САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПОПОЛНЕНИЕ И ИНТЕГРАЦИЯ ЗНАНИЙ – до 30% - 40% учебных заданий для каждой теме Некоторые ориентиры и рекомендации (к шагу 3) Некоторые ориентиры и рекомендации (к шагу 3)
13 13 3 Особенности учебных заданий, направленных на формирование и оценку универсальных учебных действий
14 14 Содержанием формируемого и(или) планируемых результатов: составом учебных действий учебным материалом Форматом задания Критериальной частью оценки выполнения задания Чем определяются особенности учебного задания? Чем определяются особенности учебного задания? Чем определяются особенности учебного задания? Чем определяются особенности учебного задания?
15 характеристика задания мотивационная часть Содержание: условие (информационная часть) вопрос (командная часть) инструкция по выполнению (ответная часть) образец/описание ответа критерии оценки методический комментарий (организационная часть) время выполнения задания Компоненты учебного задания
16 Представь, что ты гуляешь на улице, тебя просили вернуться через час, а часов у тебя нет. Прочитай предложенные ниже варианты обращений. Заполни таблицу: укажи знаком правильно ли построено обращение – допущены ли в нем ошибки или таких ошибок нет. Устно исправь допущенные ошибки. Русский язык. Развитие речи. Планируемый результат: оценивать правильность/уместность выбора языковых и неязыковых средств в разных ситуациях общения ТЕКСТ ЗАДАНИЯ
17 3-1 Особенности учебных заданий, направленных на формирование ценностно-смысловых установок
18 18 Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам Группа 8: ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ УСТАНОВКИ (ЛР: 1, 3, 6, 7, 8, 10) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравствен- ной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям
19 19 Наличие или отсутствие ценностно- смысловых установок в учебном процессе проявляется, главным образом, в ценностно-эмоциональном компоненте: в наличии позитивного или негативного отношения к существующим и известным ребенку нормам; в принятии или неприятии этих норм Когнитивный компонент (знание ребенком норм) и поведенческий компонент (его поведение) имеют важное, но не определяющее значение Ценностно-смысловые установки: анализ состава учебных действий Ценностно-смысловые установки: анализ состава учебных действий
20 20 Учебный материал Предметы родная история, история России ОМ, Лит. чт. и др. другие культуры ИЯ, Лит. чт., Иск. и др. семейные ценности ОМ, Лит. чт. и др. школьные ценности ОМ, Лит. чт. и др. эстетические ценности Лит. чт., ИЗО, Муз. и др. безопасный, здоровый образ жизни ОМ, Техн, Физ-ра и др. ценности труда Техн. и др. сохранность природы, материальных и духовных ценностей ОМ, Техн, Лит. Чт., ИЗО, Муз. и др. Ценностно-смысловые установки: анализ содержания учебного материала Ценностно-смысловые установки: анализ содержания учебного материала + ситуации сотрудничества, диалога на всех предметах
21 21 «Правильное» задание дает возможность: выразить свою позицию/ценностное суждение разделив предложенные формулировки или противопоставив им свою; оценив степень своего согласия/несогласия с предложенными формулировками; прямо сформулировав свою позицию; аргументировать (пояснить, прокомментировать) свою позицию, оценку и/или свой выбор. Ценностно-смысловые установки: модель и форматы задания Ценностно-смысловые установки: модель и форматы задания
22 22 Задание. В библиотеке проводил- ся опрос «Чтение в твоей жизни». Рядом приведены некоторые высказывания детей. Чью точку зрения ты разделяешь? Отметь одно или несколько высказываний, которые ты разделяешь. Объясни устно, почему ты выбрал именно это (эти) высказывания. Если среди приведенных высказываний нет ни одного, с которым ты со- гласен, выскажи своё мнение. Ценностно-смысловые установки: формат задания (выбор ответа +аргументация) Хорошо читать – очень важно, это пригодится мне в будущем. Поэтому я стараюсь, но иногда мне трудно дочитать книгу до конца. СВЕТА Я читаю только для того, чтобы получить нужную мне информацию, мои самые любимые книги – энциклопедические словари МИША
23 23 М.Нестеров. Видение отроку Варфоломею З.Серебрякова. За завтраком К.Сомов. Арлекин и дама А.Пластов. Сенокос Д.Жилинский. У моря. Семья В.Попков. Шинель отца Б.Кустодиев. Купчиха за чаем В.Васнецов. Гусляры Задание. Рассмотри предложенные тебе восемь незнакомых репродукций. Выбери из них три, которые, по твоему мнению, в большей степени отражают важные для любого человека вещи. Напиши, почему ты так думаешь. Ценностно-смысловые установки: формат задания (свободный ответ +аргументация)
24 Особенности учебных заданий, направленных на формирование личностного смысла учения и начальных форм рефлексии
25 25 Формирование познавательной – и в незначительной мере личностной – рефлексии у младших школьников связаны преимущественно с действиями контроля и оценки Личностный смысл учения и начальные формы рефлексии: анализ состава учебных действий Личностный смысл учения и начальные формы рефлексии: анализ состава учебных действий
26 26 «Правильное» задание требует: самооценки на основе соотнесения результата с пониманием учебной задачи; и(или) с критериями оценки; и(или) со способами выполнения; выявления позитивных и негативных факторов, повлиявших на выполнение; в идеале – постановки новых личных учебных задач. Личностный смысл учения и рефлексия: модели и формат заданий Личностный смысл учения и рефлексия: модели и формат заданий
27 27 Пример предметного задания (для работы в группе). Обсудите с одноклассниками, какую сцену из му- зыкального спектакля вы будете инсценировать. Вспомните и напойте музыкальные темы главных действующих лиц. Распределите роли. Предложи- те оформление спектакля (костюмы, декорации и др.). Исполните эту сцену с помощью и/или под руководством учителя. Оцените исполнение. Удалось ли вам осуществить задуманное? Благодаря чему удалось или почему не удалось? Личностный смысл учения и рефлексия: примеры заданий Личностный смысл учения и рефлексия: примеры заданий
28 28 Пример метапредметного задания (для индивидуального выполнения). Заполните лист самооценки. Личностный смысл учения и рефлексия: примеры заданий Личностный смысл учения и рефлексия: примеры заданий
29 Особенности учебных заданий, направленных на формирование способности к самоорганизации и саморегуляции
30 30 Формирование способности к самоорганизации и саморегуляции у младших школьников связано преимущественно с действиями по организации и мониторингу собственной деятельности Самоорганизация и саморегуляция: анализ состава учебных действий Самоорганизация и саморегуляция: анализ состава учебных действий
31 31 «Правильное» задание наделяет учащихся функциями самостоятельно: планировать выполнения задания: обязанности и/или виды выполняемых работ; время; информационные ресурсы; отслеживать и контролировать продвижение в выполнении задания; качество его выполнения. т.е. задание должно быть многошаговым, рассчитанным на длительное время выполнения; включать критерии оценки или четкие требования к выполнению. Самоорганизация и саморегуляция: модели и формат заданий Самоорганизация и саморегуляция: модели и формат заданий
32 32 Пример предметного задания Прими участие в конкурсе на лучшую сказку. (Критерии оценки прилагаются.) Для участия в конкурсе тебе необходимо не только представить к нужному сроку написанную тобой самостоятельно или в соавторстве с друзьями сказку, но и заранее подготовить план работ по ее созданию. Ты можешь воспользоваться советами «Сочини сказку». Самоорганизация и саморегуляция: примеры заданий Самоорганизация и саморегуляция: примеры заданий
33 33 1) Перечитай свои любимые сказки. Определи, как они обычно начинаются и как заканчиваются? 2) Выбери и запиши имена положительных и отрицательных героев твоей сказки. 3) Придумай сюжет сказки: какие приключения будут происходить с твоими героями, какие им встретятся трудности и испытания, что им поможет справиться с этими трудностями – их знания, дружба, их сила и выносливость, или может быть, какая-нибудь волшебная вещь? 4) Обсуди с одноклассниками, друзьями или взрослыми придуманный тобой сюжет и, если нужно, дополни или исправь его. 5) Придумай, как будут выглядеть и говорить твои герои. Нарисуй их или подбери иллюстрации. Составь для каждого из них небольшой словарик, отражающий особенности их речи, который ты будешь использовать, когда станешь писать текст сказки. 6) Напиши начерно текст сказки и прочитай его одноклассникам, друзьям или взрослым. Если нужно, дополни или исправь его. 7) Придумай заголовок и набери текст сказки на компьютере или перепиши начисто. Вставь в текст иллюстрации. Проверь. Исправь ошибки. 8) Оформи созданную тобой сказку. Самоорганизация и саморегуляция: советы к заданию «Сочини сказку» Самоорганизация и саморегуляция: советы к заданию «Сочини сказку»
34 34 Пример метапредметного задания (для группового выполнения). В ходе работы заполняйте лист продвижения по заданию. Самоорганизация и саморегуляция примеры заданий Самоорганизация и саморегуляция примеры заданий
35 Особенности учебных заданий, направленных на формирование готовности и способности к сотрудничеству
36 36 Формирование способности к сотрудничеству у младших школьников связано преимущественно с выполнением ими совместных действий Сотрудничество: анализ состава учебных действий Сотрудничество: анализ состава учебных действий
37 37 «Правильное» задание – всегда групповое или парное, оно требует совместной работы учащихся с одноклассниками, взрослыми или учащимися других классов, в том числе – принятия согласованных решений, например: о важных особенностях или требованиях к проекту/дизайну/…; о способах выполнения задания; о распределении обязанностей, координации усилий; разделения ответственности за конечный результат, осуществление взаимного контроля; создания общего продукта из взаимосвязанных частей Сотрудничество: модели и формат заданий Сотрудничество: модели и формат заданий
38 38 Для костюмированного бала надо изготовить карнавальные маски. Найдите с помощью поисковой системы Интернета совет, как изготовить карнавальную маску. Обсудите в группе, какую маску лучше выбрать и почему? По результатам обсуждения подготовьте и представьте классу небольшую (не более чем на 3-4 слайда) групповую презентацию о том, какую маску вы выбрали и почему, как ее можно изготовить. При создании презентации предусмотрите возможность выступления с коротким устным сообщением каждого участника вашей группы. Сотрудничество: пример задания Сотрудничество: пример задания
39 39 Оцени СОТРУДНИЧЕСТВО в вашей группе Задание. Внимательно прочитай приведенные утверждения. Отметь знаком, насколько ты согласен с данным утверждением. Утверждение Полностью согласен Согласен Частично согласен Не согласен Я в полной мере участвую в выполнении всех заданий Если я не согласен с чем-то, то не спорю, а предлагаю другое решение Я с уважением отношусь к мнению участников группы, даже если я с ними не согласен Я стараюсь услышать то, что кто-то хочет предложить, а не ищу ошибки в сказанном
40 Особенности учебных заданий, направленных на формирование коммуникативных умений
41 41 Формирование коммуникативных умений связано преимущественно с ситуациями очного, заочного и(или) виртуального общения, предполагающими вступление в диалог Коммуникация: анализ состава учебных действий Коммуникация: анализ состава учебных действий
42 42 Коммуникация: модели и формат заданий Коммуникация: модели и формат заданий «Правильное» задание требует участия в диалоге, создания собственного высказывания или текста, для которого заданы, или известны заранее, или определены учащимися самостоятельно, основные параметры : коммуникативная задача (КТО, КОМУ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ, ЗАЧЕМ говорит или пишет); тема и предмет (ЧТО говорит или пишет); формат: жанр, объем, структура, особенности построения … (КАК говорит или пишет);
43 43 Коммуникация: пример задания Коммуникация: пример задания Эта фотография сделана в путешествии по тундре Представь, что ты тоже путешествовал по тундре. Расскажи другу о том, что ты увидел во время своей поездки. В своем рассказе обязательно укажи: – какие растения можно встретить в тундре; – какие животные там обитают – чем занимаются жители тундры.
44 Особенности учебных заданий, направленных на формирование способности к разрешению проблем / проблемных ситуаций
45 45 Разрешение проблем: модели и формат заданий Разрешение проблем: модели и формат заданий «Правильное» задание предполагает наличие: проблемы (новой, ранее незнакомой, неожиданной), требующей самостоятельного принятия решения; как правило: нового взгляда на известный объект ; создания нового объекта, отвечающего заданным требованиям; «устранения неполадок»; ситуации неопределенности, требующей поиска приемлемого решения и (или) выбора одного из возможных альтернативных решений; воплощения принятого решения на практике
46 46 Разрешение проблемы: пример задания Разрешение проблемы: пример задания Учитель предложил вам подготовить подарки для ветеранов – полезные в жизни или хозяйстве изделия. Обсудите и наметьте порядок работ. Подбе- рите необходимые материалы и инструменты. Изготовьте свои изделия. Расскажите о том, что вы делали: какие идеи возникали, и как искали изделия; какие проблемы возникали во время работы, и как вы их решали; достигнут ли результат, который вы планировали
47 Особенности учебных заданий, направленных на формирование способности к самостоятельному пополнению и интеграции знаний
48 48 Формирование способности к самостоятельному пополнению и переносу знаний связаны преимущественно с выполнением логических операций, действий по аналогии в новой ситуации и оценочных действий с опорой на базовые предметные и общенаучные понятия и закономерности Самостостоятельное приобретение и интеграция знаний: анализ состава учебных действий Самостостоятельное приобретение и интеграция знаний: анализ состава учебных действий
49 49 Самостоятельное пополнение и интеграция знаний: модели и формат заданий Самостоятельное пополнение и интеграция знаний: модели и формат заданий «Правильное» задание требует продвижения от воспроизведения известного образца к получению нового знания или более глубокому пониманию известного на основе: исследования/преобразования известного; использования познавательных и оценочных действий; использования содержания/идей/методов других областей знания
50 50 Самостоятельное приобретение и интеграция знаний: пример задания Самостоятельное приобретение и интеграция знаний: пример задания Задание (для работы в паре) Придумайте каждый свою задачу о четверо- класснике. Задача должна решаться в два действия. Запишите условие и вопрос задачи – каждый на своём листе. Обменяйтесь листами с соседом по парте и решите на черновике задачу соседа. Обсудите придуманные вами задачи и их решения; если нужно, измените условия ваших задач и решите их снова.
51 Особенности учебных заданий, направленных на формирование способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития
52 52 Формирование способности к использованию ИКТ в образовательных целях связаны преимущественно с использованием учащимися ИКТ как инструмента своей текущей учебной деятельности, направленной на решение разнообразного круга учебных задач, включая формирова- ние собственной ИКТ-компетентности Использование ИКТ для обучения и развития: анализ состава учебных действий Использование ИКТ для обучения и развития: анализ состава учебных действий
53 53 Использование ИКТ для обучения и развития: модели и формат заданий Использование ИКТ для обучения и развития: модели и формат заданий «Правильное» задание требует такого использования ИКТ, которое способствует: приобретению новых знаний на основе поиска и обработки информации; формированию всех ключевых навыков (сотрудничества, коммуникации, саморе- гуляции, рефлексии и т.д.) достижению более сложных ИКТ-навыков; выполнению ранее недоступных на уроке действий, операций
54 54 Использование ИКТ для обучения и развития: пример задания Использование ИКТ для обучения и развития: пример задания Конкурс на лучший рассказ (для работы в парах) Художник и писатель сочиняли рассказ, но всё перепута- ли, помогите им закончить рассказ. Вы можете выбрать героев своего рассказа и место собы- тий. Помещая своих героев на выбранные картинки, восстанови- вите последовательность событий в рассказе. Затем по этим картинкам вы составите связный рассказ и расскажете его соседу по парте. А ваши соседи будут слушать рассказы и записывать их на диктофон. Потом вы поменяетесь ролями. Когда все закончат составлять и записывать свои расска- зы, мы приступим к конкурсу. Сегодня на уроке прослушаем несколько рассказов, остальные послушаем на следующих уроках, а потом выберем лучшие рассказы. Обратите внимание на песочные часы. Вы должны уло- житься в отведенное время.
55 55 При анализе заданий использована методика кодировки (оценки) учебных заданий, разработанная в Стэнфордском исследовательском институте (SRI International, США, Калифорния) и апробированная в России в г.г. в рамках международного сравнительного исследования инновационной практики обучения (ITL)
56 56 Спасибо за внимание! Копотева Г.Л. Копотева Г.Л. 8(499) (499)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.