Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемВиталий Яхно
2 Понятие публичной политики и институты- медиаторы. А.В.Стародубцев, А.Ю. Сунгуров Курс «Современная политическая наука» Лекция 11 А.В.Стародубцев, А.Ю. Сунгуров Курс «Современная политическая наука» Лекция 11
3 Структура лекции 1. Понятие публичной политики 2. Публичная политика в представлениях Бурдье и Хабермаса 3. Цикл принятия решений в публичной политике 4. Проблема взаимодействия иерархических и сетевых структур 1. Понятие публичной политики 2. Публичная политика в представлениях Бурдье и Хабермаса 3. Цикл принятия решений в публичной политике 4. Проблема взаимодействия иерархических и сетевых структур
4 1. Что такое «Публичная политика» (Public Policy)? Сам термин «публичная политика» как перевод Public Policy пока не является общепринятым в российском обществе Это относится и к термину «Public Administration» - его перевод на русский язык также еще не общепринят Иногда его переводят как «Общественное управление» или даже «Управление обществом» Сам термин «публичная политика» как перевод Public Policy пока не является общепринятым в российском обществе Это относится и к термину «Public Administration» - его перевод на русский язык также еще не общепринят Иногда его переводят как «Общественное управление» или даже «Управление обществом»
5 На самом деле в англоязычных странах это синоним Понятия «Государственное и муниципальное управление» Однако все же понимаемое, как Администрация, действующая в интересах общества и под его контролем, осознающая себя как производное от общества» Во многих регионах может рассматриваться пока как утопия. Понятия «Государственное и муниципальное управление» Однако все же понимаемое, как Администрация, действующая в интересах общества и под его контролем, осознающая себя как производное от общества» Во многих регионах может рассматриваться пока как утопия.
6 Определенная путаница возникает потому, что Слово «Public» у нас традиционно переводят на русский как «общественный», что неверно. В нашей стране традиционно выделялась государственная сфера и… все остальное – личность и общество. В странах Западной Европы раздел шел по другой линии – «private» и «public» И под «public» понимались как общество, так и государственная (и муниципальная) власть Т.е. все то, что не «private» - частное, личное Слово «Public» у нас традиционно переводят на русский как «общественный», что неверно. В нашей стране традиционно выделялась государственная сфера и… все остальное – личность и общество. В странах Западной Европы раздел шел по другой линии – «private» и «public» И под «public» понимались как общество, так и государственная (и муниципальная) власть Т.е. все то, что не «private» - частное, личное
7 Русскому слову «Политика» в английском языке Соответствуют: Politics – все связанное с борьбой за власть, и Policy – как программа решения тех или иных проблем, как программы деятельности той или иной власти Часто весь негатив, накопившийся против Politics мы переносим против Policy Соответствуют: Politics – все связанное с борьбой за власть, и Policy – как программа решения тех или иных проблем, как программы деятельности той или иной власти Часто весь негатив, накопившийся против Politics мы переносим против Policy
8 Критерии публичности власти Прозрачность Нацеленность на решение проблем населения Эффективность деятельности Наличие доверия населения к власти в целом и к ее отдельным ветвям и институтам Прозрачность Нацеленность на решение проблем населения Эффективность деятельности Наличие доверия населения к власти в целом и к ее отдельным ветвям и институтам
9 В тексте, подготовленном Кафедрой публичной политики ВШЭ дается такое определение: «Публичная политика предполагает соответствие государственной политики общественным нуждам, взаимодействие государственных и негосударственных структур на всех стадиях принятия, реализации, контроля и оценки результатов государственных программ, проектов и решений»
10 Кто же формирует публичную политику? Исполнительная власть Представительная власть Бизнес - элита (деловые круги) Политические партии Неправительственные организации СМИ Криминальные структуры (?) Международные организации Исполнительная власть Представительная власть Бизнес - элита (деловые круги) Политические партии Неправительственные организации СМИ Криминальные структуры (?) Международные организации
11 2. Шматко Н. Феномен публичной политики (2001) Публичная политика» есть симбиоз политического действия, научной рефлексии и акта масс-медийной коммуникации. Она осуществляется в порядке интервенции в сферу политики экспертов, аналитиков, специалистов в области социальных наук, «интеллектуалов», публицистов и журналистов. Совокупность социальных обстоятельств, выступающая условием возможности публичной политики, изменила само содержание понятия «политика». Все это позволяет говорить о публичной политике как ином состоянии поля политики Публичная политика» есть симбиоз политического действия, научной рефлексии и акта масс-медийной коммуникации. Она осуществляется в порядке интервенции в сферу политики экспертов, аналитиков, специалистов в области социальных наук, «интеллектуалов», публицистов и журналистов. Совокупность социальных обстоятельств, выступающая условием возможности публичной политики, изменила само содержание понятия «политика». Все это позволяет говорить о публичной политике как ином состоянии поля политики
12 Понятие «публичная политика» в обыденном восприятии тесно связана с активно политически функционирующей «демократической общественностью» (по Ю. Хабермасу). Задача публичной политики достижение консенсуса, т. е. общественного согласия по фиксированным проблемам. Для нее характерны сильная дифференциация форм политических практик и индивидуализация необъективированных практик в обыденном восприятии тесно связана с активно политически функционирующей «демократической общественностью» (по Ю. Хабермасу). Задача публичной политики достижение консенсуса, т. е. общественного согласия по фиксированным проблемам. Для нее характерны сильная дифференциация форм политических практик и индивидуализация необъективированных практик
13 Ю.Хабермас, 1990: « Мы можем различать коммуникативно порожденную и административно применяемую власть. В политической публичности встречаются и пересекаются два противодействующих процесса: процесс коммуникативного производства легитимной власти… и процесс достижения легитимации через политическую систему… Как осуществляются оба эти процесса, спонтанное формирование воли в автономных объединениях общественности (Öffentlichkeiten) и организованное достижение лояльности масс, и какой из них господствует над другим, это эмпирический вопрос» « Мы можем различать коммуникативно порожденную и административно применяемую власть. В политической публичности встречаются и пересекаются два противодействующих процесса: процесс коммуникативного производства легитимной власти… и процесс достижения легитимации через политическую систему… Как осуществляются оба эти процесса, спонтанное формирование воли в автономных объединениях общественности (Öffentlichkeiten) и организованное достижение лояльности масс, и какой из них господствует над другим, это эмпирический вопрос»
14 Агента публичной политики можно назвать «тройным агентом». В поле политики он представляет поле журналистики, в поле журналистики поле социальных наук и т. д. Он апеллирует как к политикам, ученым, журналистам, государственным деятелям (т. е. «заинтересованному меньшинству» профессионалов), так и к «гражданам вообще» или мобилизованным группам непрофессионалов можно назвать «тройным агентом». В поле политики он представляет поле журналистики, в поле журналистики поле социальных наук и т. д. Он апеллирует как к политикам, ученым, журналистам, государственным деятелям (т. е. «заинтересованному меньшинству» профессионалов), так и к «гражданам вообще» или мобилизованным группам непрофессионалов
15 Публичная политика существует, во-первых, как совокупность практических акций, превентивных мер (предупреждение преступности, наркомании, девиантного поведения…), контроля, регуляции, публичных обсуждений. Во-вторых, публичная политика это ансамбль категорий социальной перцепции, легитимных номинаций, социальных классификаций и иерархий, определений нормы и девиации, оценочных суждений., во-первых, как совокупность практических акций, превентивных мер (предупреждение преступности, наркомании, девиантного поведения…), контроля, регуляции, публичных обсуждений. Во-вторых, публичная политика это ансамбль категорий социальной перцепции, легитимных номинаций, социальных классификаций и иерархий, определений нормы и девиации, оценочных суждений.
16 В дифференцированных обществах (по П.Бурдье) социальное пространство конституируется ансамблем полей. Они имеют смысл подпространств, «...которые обязаны своей структурой неравному распределению отдельных видов капитала, и [социальное пространство] может восприниматься в форме структуры распределения различных видов капитала, функционирующей одновременно как инструменты и цели борьбы в различных полях» социальное пространство конституируется ансамблем полей. Они имеют смысл подпространств, «...которые обязаны своей структурой неравному распределению отдельных видов капитала, и [социальное пространство] может восприниматься в форме структуры распределения различных видов капитала, функционирующей одновременно как инструменты и цели борьбы в различных полях»
17 Представления П.Бурдье о социальном пространстве Социальная геометрия, по П. Бурдье: Самое широкое понятие «социальное пространство», т.е. «абстрактное пространство, конструированное ансамблем подпространств или полей (экономическое поле, интеллектуальное поле и др.), которые обязаны своей структурой неравному распределению видов капитала» Социальная геометрия, по П. Бурдье: Самое широкое понятие «социальное пространство», т.е. «абстрактное пространство, конструированное ансамблем подпространств или полей (экономическое поле, интеллектуальное поле и др.), которые обязаны своей структурой неравному распределению видов капитала»
18 Пространство состоит из социальных сфер Основными П. Бурдье считал экономику, культуру, политику и религию. Внутри сфер располагаются социальные поля «исторически сложившиеся пространства игры, со специфическими, свойственными только данному пространству, интересами, целями и ставками, с собственными законами функционирования Основными П. Бурдье считал экономику, культуру, политику и религию. Внутри сфер располагаются социальные поля «исторически сложившиеся пространства игры, со специфическими, свойственными только данному пространству, интересами, целями и ставками, с собственными законами функционирования
19 Поле специфическая система объективных связей между различными позициями, находящимися в альянсе или в конфликте. Поле структурное пространство позиций». Поля разнообразны, поскольку составляют разные подсистемы отношений. Поля могут быть юридическими, литературными, артистическими, научными и др. В каждом поле и свой вид капитала: экономический, культурный, символический (престиж, репутация, имя) между различными позициями, находящимися в альянсе или в конфликте. Поле структурное пространство позиций». Поля разнообразны, поскольку составляют разные подсистемы отношений. Поля могут быть юридическими, литературными, артистическими, научными и др. В каждом поле и свой вид капитала: экономический, культурный, символический (престиж, репутация, имя)
20 Символический капитал, это доверие, это власть, представленная тем, кто получил достаточно признания, чтобы быть в состоянии внушать признание». В этом случае носители капитала должны быть узнаны и признаны даже научный капитал зависит от узнавания и признания со стороны коллег-конкурентов внутри поля, а также за его пределами. это доверие, это власть, представленная тем, кто получил достаточно признания, чтобы быть в состоянии внушать признание». В этом случае носители капитала должны быть узнаны и признаны даже научный капитал зависит от узнавания и признания со стороны коллег-конкурентов внутри поля, а также за его пределами.
21 3. Цикл принятия (политических) решений Выявление проблемы Поиск Реше- ния Поиск Реше- ния Принятие решения Испол- нение решений Обсуждение и Лобби- рование Контроль, Мониторинг Общест- венное мнение
22 1. Выявление проблемы (инициирование) Задача 1 – доказать, что проблема есть Что она актуальна, по сравнению с другими проблемами и заслуживает Внесения в повестку дня – agenda Задача 2. Дать четкую и понятную как для власти, так и для общества формулировку проблемы. Задача 3. – Анализ проблемы (решалась ли она ранее, а если да, то почему не была решена и т.д.) Задача 1 – доказать, что проблема есть Что она актуальна, по сравнению с другими проблемами и заслуживает Внесения в повестку дня – agenda Задача 2. Дать четкую и понятную как для власти, так и для общества формулировку проблемы. Задача 3. – Анализ проблемы (решалась ли она ранее, а если да, то почему не была решена и т.д.)
23 2. Поиск решения, включая прогнозирование Задача 1. С учетом выполненного на первом этапе анализа проблемы Выявляются основные факторы и их причинно-следственные связи Производится сбор и анализ данных Формулируются варианты решений. Задача 2. Определение рисков, последствий – выгод и издержек, Связанных с выявленными вариантами решения проблемы Задача 1. С учетом выполненного на первом этапе анализа проблемы Выявляются основные факторы и их причинно-следственные связи Производится сбор и анализ данных Формулируются варианты решений. Задача 2. Определение рисков, последствий – выгод и издержек, Связанных с выявленными вариантами решения проблемы
24 2. Поиск решения Задача 2. Акцент на эмпирические, аналитические и прогностические методы выявления вероятности тех или иных результатов, а также побочных последствий решений Именно здесь – статистические измерения, математич. моделирование, Экспертные оценки, построение прогнозов и сценариев Важна также и нормативная оценка, но здесь мало корректных методик, поэтому эта оценка в основном переносится на следующий этап Задача 3. Сужение спектра альтернативных решений либо выбор одного, базового для публичного обсуждения Задача 2. Акцент на эмпирические, аналитические и прогностические методы выявления вероятности тех или иных результатов, а также побочных последствий решений Именно здесь – статистические измерения, математич. моделирование, Экспертные оценки, построение прогнозов и сценариев Важна также и нормативная оценка, но здесь мало корректных методик, поэтому эта оценка в основном переносится на следующий этап Задача 3. Сужение спектра альтернативных решений либо выбор одного, базового для публичного обсуждения
25 3. Публичное обсуждение и лоббирование решений Этот этап отсутствует в цикле Брунера и де Лиона, Однако он необходим и для проектов решений власти, если она хочет слушать мнение общества Он тем более необходим, если проект решения готовится структурами бизнеса и (или) гражданского общества Наличие публичных слушаний, например, узаконено в Законе РФ о МСУ Этот этап отсутствует в цикле Брунера и де Лиона, Однако он необходим и для проектов решений власти, если она хочет слушать мнение общества Он тем более необходим, если проект решения готовится структурами бизнеса и (или) гражданского общества Наличие публичных слушаний, например, узаконено в Законе РФ о МСУ
26 Общественные слушания проекта Концепции взаимодействия НКО и органов власти СПб,
27 В соответствии с поведенческим подходом Именно инкрементальные решения, допускающие возможность коррекции, имеют большие шансы на мобилизацию политической поддержки Эта коррекция и происходит в процессе общественных слушаний На этом этапе могут также определиться и наиболее «проходимые» политически варианты (вариант) решения проблемы Именно инкрементальные решения, допускающие возможность коррекции, имеют большие шансы на мобилизацию политической поддержки Эта коррекция и происходит в процессе общественных слушаний На этом этапе могут также определиться и наиболее «проходимые» политически варианты (вариант) решения проблемы
28 Наличие этой стадии Может также служить индикатором Насколько данный политический режим является демократическим (либо авторитарным) Именно на этом этапе в максимальной степени проявляется возможность развития «демократии участия» Однако есть опасность имитации общественного участия!!! Может также служить индикатором Насколько данный политический режим является демократическим (либо авторитарным) Именно на этом этапе в максимальной степени проявляется возможность развития «демократии участия» Однако есть опасность имитации общественного участия!!!
29 Об опыте подготовки и проведения Общественных слушаний по проектам городских и областных бюджетов См. материалы проекта СПб центра СТРАТЕГИЯ «Прозрачный бюджет» и книги Прикладной бюджетный анализ. – СПб, 2001, с. Общественное участие в бюджетном процессе на Северо-Западе России. – СПб: Норма, – 320 с. Общественное участие в бюджетном процессе: опыт и технологии. – СПб: Норма, – 220 с. Бюджетный процесс: анализ прозрачности и общественного участия. Сборник статей. – СПб: «ИК- Синтез», – 220 с. Общественных слушаний по проектам городских и областных бюджетов См. материалы проекта СПб центра СТРАТЕГИЯ «Прозрачный бюджет» и книги Прикладной бюджетный анализ. – СПб, 2001, с. Общественное участие в бюджетном процессе на Северо-Западе России. – СПб: Норма, – 320 с. Общественное участие в бюджетном процессе: опыт и технологии. – СПб: Норма, – 220 с. Бюджетный процесс: анализ прозрачности и общественного участия. Сборник статей. – СПб: «ИК- Синтез», – 220 с.
30 4. Принятие решения (Легитимация) Это ключевой момент в цикле принятие решений – т.к. оно должно быть «принято» - выбор между вариантами должен быть закреплен формальным образом, в виде юридического акта – закона, указа, распоряжения и т.д. Органом власти, на то уполномоченным Либо самим народом – выборы или референдум Это ключевой момент в цикле принятие решений – т.к. оно должно быть «принято» - выбор между вариантами должен быть закреплен формальным образом, в виде юридического акта – закона, указа, распоряжения и т.д. Органом власти, на то уполномоченным Либо самим народом – выборы или референдум
31 Легитимация – наиболее «политизированная» Из всех стадий принятия решения Конечно, часто она предопределена предшествующими расчетами и оценками Однако, выбор решения может зависеть и от субъективных и неартикулированных интересов, предпочтений, интуиции и настроения лиц, принимающих решения. Результатом этого этапа может стать и «Решение не принимать решения» Если риск изменения ситуации выше, чем риск бездействия Из всех стадий принятия решения Конечно, часто она предопределена предшествующими расчетами и оценками Однако, выбор решения может зависеть и от субъективных и неартикулированных интересов, предпочтений, интуиции и настроения лиц, принимающих решения. Результатом этого этапа может стать и «Решение не принимать решения» Если риск изменения ситуации выше, чем риск бездействия
32 5. Исполнение решений (имплементация) Фактические последствия могут сильно отклониться от прогностических оценок и ожиданий Эта фаза лишь недавно была осознана политологами как значимая фаза процесса принятия решений Со своими правилами, процедурами, методами и акторами Фактические последствия могут сильно отклониться от прогностических оценок и ожиданий Эта фаза лишь недавно была осознана политологами как значимая фаза процесса принятия решений Со своими правилами, процедурами, методами и акторами
33 Система мотивации Участников процесса реализации политического решения - индивидуальных или коллективных Один из важнейших объектов имплементационного анализа и управленческого манипулирования Важным может оказаться и система текущего контроля и мониторинга, в том числе и общественного. Участников процесса реализации политического решения - индивидуальных или коллективных Один из важнейших объектов имплементационного анализа и управленческого манипулирования Важным может оказаться и система текущего контроля и мониторинга, в том числе и общественного.
34 6. Контроль, мониторинг (оценивание) Фаза оценивания должны дать ответы на следующие ключевые вопросы: Каким образом можно оценить и замерить успех и эффективность решения? Кто уполномочен осуществить оценивание и в каких целях? Какие компоненты реализованного решения были успешны, а какие нет? Способствовала ли реализация решения поставленной цели и в какой степени? Фаза оценивания должны дать ответы на следующие ключевые вопросы: Каким образом можно оценить и замерить успех и эффективность решения? Кто уполномочен осуществить оценивание и в каких целях? Какие компоненты реализованного решения были успешны, а какие нет? Способствовала ли реализация решения поставленной цели и в какой степени?
35 Основные участники политического (policy) процесса Властные структуры Структуры гражданского общества (НКО различного вида) Научное и университетское сообщество
36 Участники и этапы процесса НКОВласть Эксперты 1. Выявл. проблемы ****** 2. Поиск решения ** *** 3. Выбор вариантов и лоббирование ***** 4. Принятие решения -***- 5. Исполнен. решения ***** 6. Контроль **
37 4. Проблема взаимодействия иерархических и сетевых структур Реальная проблема: Как обеспечить взаимодействия исполнительной власти, как сущностно иерархической системой, с такой сетевой структурой, как гражданское общество? Реальная проблема: Как обеспечить взаимодействия исполнительной власти, как сущностно иерархической системой, с такой сетевой структурой, как гражданское общество?
38 Иерархия: эволюция понятия «движение от значения структурированной совокупности субъектов, сакральным образом обеспечивающих стабильность общества благодаря наличию священного знания, через значение структурной совокупности субъектов, фиксирующих степень приближения последних к постижению божественного порядка, к значению социальной пирамиды, взаимоположение субъектов которой обусловлено некой четкой логикой»[1].[1] [1] Сергеев В.М., Сергеев К.В. // Полис, 2003, 3, с [1] «движение от значения структурированной совокупности субъектов, сакральным образом обеспечивающих стабильность общества благодаря наличию священного знания, через значение структурной совокупности субъектов, фиксирующих степень приближения последних к постижению божественного порядка, к значению социальной пирамиды, взаимоположение субъектов которой обусловлено некой четкой логикой»[1].[1] [1] Сергеев В.М., Сергеев К.В. // Полис, 2003, 3, с [1]
40 Сеть может быть определена как организация, не имеющая единого центра управления, основанная на разделяемых ценностях по отношению к выполняемым задачам. В отличие от сети личной взаимосвязи (древнейшего явления), используемое здесь понятие сопоставимо с сетью internet организация, не имеющая единого центра управления, основанная на разделяемых ценностях по отношению к выполняемым задачам. В отличие от сети личной взаимосвязи (древнейшего явления), используемое здесь понятие сопоставимо с сетью internet
41 Сетевые структуры
42 Выходом могут стать структуры-посредники или медиаторы между обществом и властью, например, институт Уполномоченного по правам человека, которые способны быть своеобразными адапторами иерархической и сетевой структур. Другим примером таких адапторов могут служить центры публичной политики, создаваемые изнутри гражданского общества структуры-посредники или медиаторы между обществом и властью, например, институт Уполномоченного по правам человека, которые способны быть своеобразными адапторами иерархической и сетевой структур. Другим примером таких адапторов могут служить центры публичной политики, создаваемые изнутри гражданского общества
43 Структура – Модератор для иерархических и сетевых структур
44 В этом контексте особый интерес могут вызывают Органы иерархических структур Являющиеся по своей сути «адапторами», посредниками для связи с сетевыми структурами гражданского общества Например, Отделы по связям с общественностью в МВД и УВД Вопрос – какие органы иерархий являются «адапторами» для связи с криминальными сетями? Органы иерархических структур Являющиеся по своей сути «адапторами», посредниками для связи с сетевыми структурами гражданского общества Например, Отделы по связям с общественностью в МВД и УВД Вопрос – какие органы иерархий являются «адапторами» для связи с криминальными сетями?
45 Участники публичного политического процесса Властные структуры Структуры гражданского общества (НКО различного вида) Партии Научное и университетск ое сообщество СМИ
46 Гипотеза: Консолидация как аналог «связности» А связность сама по себе не наступает! Необходимы институты – «связники», или иначе – посредники, медиаторы Между основными демократическими институтами В 90-е годы, занимаясь созданием основных институтов – мы об этом не знали и не думали А связность сама по себе не наступает! Необходимы институты – «связники», или иначе – посредники, медиаторы Между основными демократическими институтами В 90-е годы, занимаясь созданием основных институтов – мы об этом не знали и не думали
47 Возможные виды институтов-медиаторов 1. Между гражданами и властью – институт Омбудсмана, УПЧ, во Франции это – Медиатор Франции. В наших странах – еще и медиатор между исполнительной властью и гражданскими организациями. 1. Между гражданами и властью – институт Омбудсмана, УПЧ, во Франции это – Медиатор Франции. В наших странах – еще и медиатор между исполнительной властью и гражданскими организациями.
48 2. Между властью и общественными организациями Различные Общественные советы, общественные палаты, Общественно- консультативные советы и т.д. 3. Близкие к ним - экспертные советы, как медиаторы между органами власти и экспертным сообществом – и наукой 4. Фабрики мысли и центры публичной политики – как медиаторы между Различные Общественные советы, общественные палаты, Общественно- консультативные советы и т.д. 3. Близкие к ним - экспертные советы, как медиаторы между органами власти и экспертным сообществом – и наукой 4. Фабрики мысли и центры публичной политики – как медиаторы между
49 4. Фабрики мысли и центры публичной политики как медиаторы между Академическим сообществом и органами власти Или – между академическим сообществом – и структурами гражданского общества как медиаторы между Академическим сообществом и органами власти Или – между академическим сообществом – и структурами гражданского общества
50 Властные структуры НКО Жители Научное и университетск ое сообщество СМИ УПЧ Общ. советы Фабрики мысли ЦПП
51 Два типа Общественных палат Вариант 1. Инициативные, созданные «снизу», своеобразные «коалиции НКО» - для легитимного представления интересов. Вариант 2. Созданные «сверху», по примеру Общественной палаты РФ, формируемые «по согласованию» с главой региона Вариант 1. Инициативные, созданные «снизу», своеобразные «коалиции НКО» - для легитимного представления интересов. Вариант 2. Созданные «сверху», по примеру Общественной палаты РФ, формируемые «по согласованию» с главой региона
52 Общественные советы и палаты (варианты) Общественные организации, НКО Государство, исполнительная и иные власти 1.1.Иниц. Коалиции и Палаты 1.2. Палаты «при», самозапись Общ. Палата РФ и ее Аналоги 2.2. Консульт. и общ. Советы, 2.1.
53 История и эволюция Обществ. Палат, Комиссий по Правам Чел. и УПЧ Конст. Сов, 1993 Общ. Палаты При Пр. Общ. Пал. При Пред През. В суб. РФ Общ. Пал. При ППП в ФО Общ. Палата РФ Общ. Пал. суб. РФ Комиссия По Пр Чел В Советах Комисс ПЧ При Презид УПЧ в РФ и в СРФ Комиссии ПЧ в С.РФ Совет по ГО и ПЧ
54 5. Модели взаимодействия власти и структур гражданского общества
55 Прежде всего, можно выделить три варианта взаимодействия органов власти и гражданских структур: сотрудничество, отсутствие сотрудничества (игнорирование) и конфронтация. Сотрудничество может быть как партнерским, подразумевающим равенство (в определенном смысле) сторон и взаимодействии, построенном на доминировании, вплоть до полного подчинения одной из сторон. Ясно, что в реальных современных условиях такой доминирующей стороной может быть только государство.
56 А. Партнерское взаимодействие 1. Модель поддержки, или «модель садовника» 2. Партнерская модель 3. Модель влияния НКО на власть или «Модель Архитектора»
57 Б. Взаимодействие, основанное на доминировании власти 4. Патерналистская модель 5. Модель «Приводных ремней» В. Отсутствие взаимодействия (игнорирование) 6. Модель игнорирования
58 Г. Конфронтация 7. Модель «Борьбы с противником» 8. Модель гражданского неповиновения
59 1. Модель поддержки («модель садовника») Органы власти принимают эффективные меры по содействию развитию НКО, Путем упрощения процедуры их создания и регистрации, Предоставляя им помещения и иные ресурсы на льготных основаниях и т.д.
60 2. Партнерская модель государственные органы понимают важность существования независимых неправительственных организаций, не пытаются ими управлять, а участвуют в различных формах диалога с НКО, в виде «переговорных площадок» Совместной разработке проектов нормативных документов Проведение общественных слушаний и т.д.
61 3. Модель Архитектора Организации гражданского общества формируют публичную политику, предлагая повестку дня, а также решения определенных проблем НКО предлагают и реализуют реформы конкретных институтов государственной власти НКО участвуют в создании новых органов государственной власти НКО обучают и воспитывают чиновников государственной власти И т.д.
62 4. Патерналистская модель Государство разрешает определенную автономию неправительственных организаций и даже оказывает им избирательную поддержку при условии, что те не вмешиваются в дела власти, а также обеспечивают поддержку соответствующих кандидатов на выборах.
63 5. Модель «Приводных ремней» Наиболее ярко представлена в Советском Союзе в е годы, Партийно-государственный аппарат рассматривал все общественные организации исключительно как передаточные механизмы от партийного руководства к рядовым жителям страны, Ни о какой самостоятельности в этом случае и говорить не приходилось
64 6. Модель игнорирования Государство не замечает большинства НКО, не мешает, но и не помогает их деятельности НКО имеют независимые источники финансирования, часто – в виде зарубежных фондов
65 7. Модель «Борьбы с противником» Представители государства видят в лице независимых НКО, не желающих «встраиваться» в патерналистскую модель, опасность для собственной власти, стараются осложнить их деятельность или даже их закрывать В ответ и лидеры некоторых НКО начинают рассматривать себя как политическую оппозицию, причем непарламентскую
66 Диссидентский волк (Юлий Рыбаков) и семьдесят козлят в камуфляже. СПб., улица Маяковского, марш несогласных. (осень 2007 г.)
67 8. Модель гражданского сопротивления В условиях нарушения властью гражданских прав человека и политических свобод ряд общественных организаций и отдельных граждан избирает тактику гражданского неповиновения – участия в несанкционированных митингах, пикетах, других действиях, вызывающих репрессивные действия власти, переходя тем самым уже в фактически уже в плоскость политической борьбы.
68 И ситуация может измениться… Но надо ли нам это?
69 Модели взаимодействия и российская история В чистом виде эти модели практически не существуют За исключением модели «приводные ремни» в гг. Однако можно выделить периоды, когда одна из них преобладает Например, на федеральном уровне
70 Динамика выраженности моделей
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.