Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемМаргарита Прозоровская
1 Семинарское занятие. Рекомендации классному руководителю по работе с «трудными» подростками. МБОУ «СОШ Ишхой-Юртовского сельского поселения» Социальный педагог: Эльдарова Ровзан Саламуевна г
2 Рекомендации классному руководителю по работе с «трудными» подростками. Кто-то, когда-то, должен ответить, Высветив правду, истину вскрыв, Что же такое – трудные дети? Вечный вопрос и больной как нарыв. Вот он сидит перед нами, глядите, Сжался пружиной, отчаялся он, Словно стена без дверей и без окон. Вот они, главные истины эти: Поздно заметили… поздно учли… Нет! Не рождаются трудные дети! Просто им вовремя не помогли. (С. Давидович)
3 Предлагаю Вашему вниманию некоторые документы, которые могут помочь классному руководителю в работе с "трудными" детьми: Центральное место в воспитательном процессе всегда традиционно отводится классному руководителю, его задачей становится координация работы всех элементов воспитательной системы, установление взаимосвязи между действиями учителей-предметников, социального педагога, психолога, врача, коллективом учащихся и воспитанником. Именно поэтому от качества работы классного руководителя зависит успешность реализации всех воспитательных задач, пути решения которых лежат в организации благоприятной атмосферы и стиля взаимоотношений, в создании педагогических ситуаций, требующих от детей соответствующего поведения, в формировании познавательной и воспитательной урочной и внеурочной творческой деятельности. Делом классного руководителя остается и непосредственное участие в организации занятости школьников в период каникул, освоение новых технологий и методик образования учащихся.
4 В своей работе классные руководители, педагоги должны руководствоваться: 1. Законом РФ «Об образовании», 2. Конвенцией ООН «О правах ребенка», 3. Семейным кодексом РФ: глава 11 ст.54,56,57 (права несовершеннолетних детей), глава 12 ст. 63,64 (права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей), 4. Ф.З. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» 120 от г., 5. «Методическими рекомендациями об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных учреждений» (Приказ МО РФ 21 от г. 6. Приказами и рекомендательными письмами министерства образования Чеченской Республики, локальными актами ОУ.
5 Главное направление в работе классного руководителя: -это забота об укреплении положения детей в классном коллективе, организация помощи «трудным» в выполнении общественных поручений; - формулирование положительного «Я»; -создание обстановки успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности; - анализ каждого этапа результата деятельности ученика, его достижений, поощрение положительных изменений. Ведущая деятельность школьника – учебно-познавательная: систематические прогулы, стойкая неуспеваемость по нескольким предметам вызывают нарушение системы самооценки подростка, повышенную тревожность и, как следствие, конфликтность и агрессию.
6 Контроль за успеваемостью со стороны классного руководителя и родителей позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения дополнительных занятий и индивидуальной работы с такими учащимися, снять «синдром неудачника». Контроль посещаемости занятий является следующим важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений. Необходимо учитывать, что у ученика, прогулявшего хотя бы один день занятий, если не принять к нему своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные прогулы. Такого подростка легко вовлечь в наркоманию и преступную деятельность.
7 Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся, особенно из детей «группы риска», в занятия спортом, кружковую работу, привлечение к участию в соревнованиях, конкурсах, мероприятиях - важнейшие направления воспитательной деятельности, способствующие развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения, значительно ограничивают риск мотивации на асоциальное поведение. Пропаганда здорового образа жизни должна исходить из потребностей детей и их естественного природного потенциала. Исследования ученых показали, что современные дети испытывают потребность в знаниях о здоровье и здоровом образе жизни.
8 В среднем возрасте девиантное поведение стимулируется не только отставанием в психическом развитии, но и недостаточным жизненным опытом. Подростки копируют поведение взрослых, несамостоятельны, преждевременно взрослеют. К недостаткам поведения относятся: грубость, невыдержанность, драчливость, заносчивость, негативное отношение к учебе, конфликты с окружающими.
9 На данном этапе необходимо: подчеркивать взрослость подростка, его ответственность за себя и за свою деятельность; учить различать истинную и ложную красоту человека; воспитывать невосприимчивость к отрицательному поступку; формировать чувство коллективизма и предупреждать эгоистичность, вырабатывая адекватную самооценку; правильно подобрать поручение в классе с учетом интересов ребенка и сообщества сверстников; создавать "ситуации успеха" в учебном процессе; организовать оценочную деятельность, предупреждение невротических расстройств и патологических влечений.
10 Старшие подростки, взрослея, тянутся к самостоятельности. Но социального опыта, многих практических умений, необходимых сил и способностей у них еще нет. Назревает конфликт между пониманием норм поведения и их выполнением, чувствами и разумом, планами и возможностями. Классному руководителю необходимо организовать: -общение в микро-группах ближайшего окружения; -деятельность, направленную на самопознание и самоопределение учащихся, формирование потребности в постоянном самовоспитании, активное приобщение к труду для личных и общественных целей.
11 Алгоритм действий в отношении учащихся, пропускающих занятия по неуважительной причине Направление деятельности Ответственные лица 1. Сбор информации об учащихся, отсутствующих в школе. Внесение записи в общешкольную тетрадь контроля посещаемости Учителя-предметники (после 1-го урока), социальный педагог 2. Установление причины неявки ученика на занятия: беседа с одноклассниками; разговор с родителями, посещение семьи Классный руководитель 3. Индивидуальная работа с ребенком по выявлению проблем в организации его жизнедеятельности: беседа; тестирование; классификация проблем; рекомендации классному руководителю, самому учащемуся и его родителям Психолог
12 4. Организация деятельности по решению проблем ребенка: установление доверительных отношений с родителями, ознакомление их с уставом школы, заключение договора между родителями и образовательным учреждением; индивидуальная работа с учащимися (вовлечение во внеучебную деятельность, систему дополнительного образования); постановка на внутришкольный учет, совместная деятельность с общественными организациями (родительский комитет, совет школы, совет профилактики, КДН и др.) Заместитель директора по воспитательной работе, классный руководитель, педагоги дополнительного образования Социальный педагог, классный руководитель 5. Отслеживание результатов работы: ведение документации (списки учащихся, индивидуальные карточки, социальный паспорт семьи, общешкольная тетрадь контроля посещаемости и др.); разработка локальных актов (правила поведения учащихся и др.); отчет ответственных лиц о проделанной работе и полученных результатах Согласно функциональным обязанностям: классный руководитель; заместитель директора по воспитательной работе; социальный педагог 6. Система материального и морального стимулирования деятельности педагогических кадров Директор образовательного учреждения 7.Изучение, обобщение, трансляция результативного опыта воспитательной и профилактической работы Заместитель директора по воспитательной работе 8. Корректировка деятельности по результатам итогов диагностики Администрация образовательного учреждения
13 Система работы классного руководителя с «трудными» учащимися На первом этапе работы с «трудными» подростками педагогическая диагностика помогает выяснить причины возникновения трудновоспитуемости, воспитательные возможности семьи и школы, неблагоприятные условия, типичное и своеобразное в духовном мире подростка, уровень его педагогической запущенности, положительные качества, на которые следует опираться в перевоспитании.
14 Второй этап связан с процессом перевоспитания, который предполагает использование методов воспитания и перевоспитания. Каждый метод перевоспитания при определенных условиях вступает во взаимосвязь с соответствующими методами воспитания: переубеждение эффективно при работе классного руководителя по формированию убеждений, перекручивание связано с приучением к деятельности, «реконструкция» характера – с критикой и самокритикой в коллективе. На третьем этапе индивидуальной работы на основе установленного уровня воспитанности учащегося классный руководитель проектирует развитие ценностной ориентации, личностных свойств и качеств школьника. Проектирование развития личности основывается на сравнение наличного уровня воспитанности учащегося с идеальным и осуществляется в процессе составления дифференцированных и индивидуальных программ воспитания и самовоспитания подростка. Работа с личностью отдельного учащегося предполагает также знание воспитателем уровня воспитанности всего класса, так как личность ярче всего проявляется в коллективных отношениях, в общей деятельности.
15 На четвертом этапе продолжается индивидуальная воспитательная работа, позволяющая определить систему воспитательных воздействий с учетом уровня развития конкретного ученика, его возможностей, способностей, особенностей характера, содержания личностных отношений и потребностей. Для данного этапа характерно использование общих методов воспитания, хотя выбор и система их относительно конкретной личности согласуются с ее индивидуальными особенностями и программой ее развития. Вместе с тем широко применяются методы индивидуального педагогического воздействия: требование, перспектива, общественное мнение, оценка и самооценка, поощрение и наказание. Заключительным, пятым этапом индивидуальной работы с трудными подростками является корректирование. Коррекция – это способ педагогического воздействия на личность, способствующий исправлению ее развития, закреплению позитивных или преодолению негативных качеств. Корректирование дает возможность уточнить или пересмотреть коллективные или групповые воспитательные программы, характеристики школьников, а также используется при выборе методов и форм деятельности. Оно завершает индивидуализацию воспитательного процесса и опирается на его результаты. Наиболее эффективными методами и приемами корректирования являются наблюдение и самонаблюдение, анализ и оценка, самооценка и переоценка, контроль и самоконтроль. Все эти методы и приемы используются в комплексе с учетом результатов индивидуальной работы с учащимися.
16 Таким образом, схема процесса следующая:
17 7 правил известного психотерапевта В.Леви Важно помнить: 1. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. 2. Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте. Никакой профилактики, никаких наказаний на всякий случай. 3. За один проступок – одно наказание. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно, за все проступки сразу. 4. Недопустимо запоздалое наказание. Иные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, которые были обнаружены спустя полгода или год после их совершения. Они забывают, что даже законом учитывается срок давности преступления. Уже сам факт обнаружения проступка ребенка в большинстве случаев – достаточное наказание. 5. Ребенок не должен бояться наказания. Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, не гнева даже, а огорчения родителей. Если отношения с ребенком нормальны, то их огорчение для него – наказание. 6. Не унижайте ребенка. Какой бы была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства. Если ребенок особо самолюбив или считает, что именно в данном случае он прав, а вы несправедливы, наказание вызывает у него отрицательную реакцию. 7. Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его проступках – больше ни слова.
18 ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НА ПОСТАНОВКУ НА ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ УЧЕТ Фамилия______________________ имя ___________________отчество _________________ Обучающегося______ класса ___________________ год рождения За ___________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ а также по представлению _______________________________________________________ (ПДН ОВД, КДН, органов социальной защиты, опеки (попечительства) _____________________________________________________________________ считаем необходимым ____________________________________ обучающегося___ класса (Ф.И.О.) поставить на внутришкольный учет обучающихся, находящихся в социально опасном положении. Заместитель директора по воспитательной работе____________________________________ Классный руководитель (воспитатель, социальный педагог)___________________________ «_______» «____________» 2014 год.
19 ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НА СНЯТИЕ С ВНУТРИШКОЛЬНОГО УЧЕТА Фамилия______________________ имя ___________________отчество _________________ Обучающегося______ класса ___________________ год рождения состоящего на внутришкольном учете _____________________________________________ _________________________________________________________________________ (дата постановки, основание, причины) В ходе проведения воспитательно-профилактических мероприятий: _________________________________________________________________________ с учетом мнения _______________________________________________________________ (ПДН ОВД, КДН, органов социальной защиты, опеки и попечительства) считаем необходимым________________________ обучающегося__________ класса с (Ф.И.О.) внутришкольного учета снять. Заместитель директора по воспитательной работе ___________________________________ Классный руководитель (воспитатель, социальный педагог)___________________________ «_____» « _____________» 2014 год.
20 УЧЕТНАЯ КАРТОЧКА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, НАХОДЯЩЕГОСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ 1. МБОУ «СОШ Ишхой-Юртовского с/п» 2. Класс___________ 3. Фамилия_________________________ имя____________ отчество____________________ 4. Дата рождения _______________ 5. Место фактического проживания _______________________________________________ (почтовый адрес)_______________________________________________________________ 5. Место регистрации ___________________________________________________________ 6. Социальный статус семьи: _____________________________________________________ (полноценная, многодетная, одинокая мать/отец, малообеспеченная опекунская)
21 7. Сведения о родителях: Мать: фамилия___________________ имя_______________ отчество ___________________ Место работы __________________________________________________________________ Отец: фамилия ___________________ имя_______________ отчество ___________________ Место работы __________________________________________________________________ Опекун: фамилия _________________ имя______________ отчество ___________________ Место работы_____________________________________________________________ 8. В семье также проживают______________________________________________________ (братья, сестры, бабушка, дедушка и т.д.) 9. Состоит на учете_____________________________________________________________ (ПДН ОВД, КДН, причины, дата постановки) 10. Основания и дата постановки на внутришкольный учет ___________________________________________________________________ (причины, по представлению, дата решения Совета профилактики) 11. Снят с внутришкольного учета_________________________________________________ (основание, по представлению, дата решения Совета профилактики)
22 Заповеди классного руководителя - Никогда не кричать на детей. - Любить детей. - Стараться как можно больше хорошего знать о детях. - Защищать детей от них самих и от тех опасностей, которые их подстерегают. - Никогда не использовать детскую откровенность во вред детям. - В беде и в радости ваш дом их дом. - Уметь прощать. - Уметь смотреть, видеть и слушать и слышать. - Уметь помочь так, чтобы твоя помощь не была рекламно-нарочитой. - Уметь терпеть и ждать. - Уметь вести детей по тоненькой тропиночке успеха. - Искать и находить подход к каждому. - Быть интересным человеком, собеседником, человеком, с которым и помолчать приятно. - Уметь требовать любя и любить требуя. - Уметь быть заводилой и подниматься до уровня детских интересов и пристрастий. - Уметь каждому сказать только ему предназначенное доброе слово. - Уметь найти общий язык с учителями, с родителями, с чертом, дьяволом, если это нужно ребенку.
23 - Уметь делать своим ученикам замечательные подарки. - Уметь любую работу делать вместе с учениками. - Быть доброй и помнить, что кусочек черного хлеба порой важнее, чем шуба с барского плеча. - Уметь быть ласковой со всеми детьми. - Никогда не выпендриваться. - Дети должны знать, что вы читаете, что вы любите, что вам интересно. - Быть для них неожиданными в речениях, одежде, поступках. - Уметь душой почувствовать, когда нужно прийти к ученику домой. - Никогда не жаловаться на детей. - Придумывать все с ними, а не за них. - Петь под их гитару. - Учить детей доброте, ответственности, уважению себя и других. - Не изображать из себя безгрешную мумию. - Никогда не забывать хвалить детей за дело. - Придумать множество самых разнообразных форм поощрения. - Никогда не сравнивать детей. - У вас не должно быть любимчиков. - Искать у каждого ребенка его главные достоинства и старайтесь развивать их.
24 Советы классному руководителю по работе с трудным подростком Трудный подросток постоянно нуждается в помощи, нужно помочь ему в учебе, выполнении общественного поручения, в выборе любимого занятия, в использовании свободного времени. Помогать и систематически контролировать, опираясь на актив класса. Всесторонне изучать личность подростка, знать его дарования, интересы, увлечения и использовать их в воспитательных целях. Быть объективным по отношению к трудному подростку, никогда не обвинять его в том, в чем его вина не доказана. Критика подростка должна быть конкретной, по существу. Критиковать не вообще, а за совершенный поступок, ничего к нему не прибавляя. Осуждая подростка за поступок, неблаговидное действие, нужно проявлять при этом уважение к личности школьника. Можно сказать: «Ты плохо поступил, ты совершил хулиганский поступок», но не надо говорить: «Ты плохой мальчик, ты хулиган».
25 Нельзя учителю в пылу нервного возбуждения дать волю чувствам, изливая их в оскорбительных эпитетах типа: бездельник, лодырь, хам, негодяй. Это отталкивает подростка, озлобляет его и еще более затрудняет процесс общения с ним. Классный руководитель должен всегда быть оптимистом и открыто выражать надежду на исправление трудного подростка, не закрывая перед ним перспективы положительных изменений. Трудный школьник, давно привыкший к критическим замечаниям в свой адрес, особенно чувствителен к похвале, поощрению своих действий. Поэтому нам всегда надо видеть и отмечать в проведении подростка даже незначительные попытки сделать что-то хорошее, не оставляя без внимания малейшие сдвиги в лучшую сторону. Быть доброжелательным и строгим, уступчивым и принципиальным: не делать поблажек трудному подростку, не заигрывать с ним и в то же время уметь кое-что прощать.
26 СОВЕТЫ КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЯМ. КАК РАБОТАТЬ С «ТРУДНЫМИ» ДЕТЬМИ И ИХ СЕМЬЯМИ. 1. Любому родителю неприятно слушать плохое об их детях. Если хотите найти в родителях союзника, научитесь не только жаловаться, но и хвалить их ребенка, умейте увидеть в каждом трудновоспитуемом, «испорченном» ребенке хорошие стороны. 2. Откажитесь от намерения ради красного словца или поучительного примера предавать огласке различные негативные стороны семейного воспитания. Примеры типичных педагогических ошибок семьи должны быть всегда анонимными, без адреса. 3. Нельзя относиться к «трудным» с позиции силы или страха, это только оттолкнет подростка от вас, создаст непреодолимую стену отчуждения, Напротив, научитесь сами и научите каждого трудновоспитуемого видеть радостные перспективы будущей жизни (получение любимой профессии, создание своей семьи, завоевание авторитета окружающих и т. д.). 4. Никогда не злоупотребляйте доверием подростка. Даже самая незначительная, на ваш взгляд, тайна, доверенная вам, либо доверительный разговор должны остаться между вами.
27 5. Никогда не ставьте окончательный и безнадежный диагноз: «Такой-то неисправим, он кончит в тюрьме». Знайте, если это предсказание сбудется, вы внесли сюда свою лепту преждевременным заключением. 6. Помните, любая деятельность сопряжена с сопротивлением материала. Ваш «материал» особенно трудно поддается обработке. Не готовьтесь к легким успехам, не теряйте самообладания и выдержки, когда оказывают сопротивление вашим педагогическим усилиям. Для того, чтобы зерна добра проросли, нужно время. 7. Проявляйте заботу о своем хорошем настроении, эмоциональном тонусе, привлекательном внешнем виде. Научитесь отдыхать, снимать напряжение рабочего дня, видеть прекрасное, ценить дружбу. Помните: Чтобы воспитывать других, надо самому быть грамотным и счастливым человеком.
28 Рекомендации классному руководителю по работе с "трудными" подростками 1. Ясно сформулировать взрослеющему человеку его права и обязанности, ограничить круг видов деятельности (которые ему разрешены и доступны) и ответственность за них. Настаивать на соблюдении принятых «правил игры», самим соблюдать их в тех случаях, когда другой стороне этого не удается. Быть терпеливым и помнить, чтобы избавиться от нежелательных привычек, нужны долгие месяцы. 2. В конфликтных ситуациях не стараться одержать победу любой ценой мы тоже имеем право менять взгляды, мы не гарантированы от ошибок, кое в чем можем и уступить. 3. Действовать только тактическим маневром и никогда прямой атакой. Выслушивать все, не реагируя тотчас же, и только потом, выбрав подходящий момент, без раздражения высказать свое мнение вносящее поправки в услышанное. Вскрывать причины неправильных взглядов подростка, показывать, в чем ошибочность его рассуждении, и таким путем развивать и направлять его мыслительный процесс, обеспечивая необходимыми источниками. 4. Быть самокритичными, принципиальными, стараться настолько укрепить доверие молодого человека, чтобы он делился с нами своими возможными неприятностями.
29 5. Не ставить на подростке крест, ведь его обостренное самолюбие и социальная поза возникли именно вследствие предыдущих социальных сбоев, которые постоянно напоминают о себе и подпитывают нежелательное поведение. 6. Не пытаться загнать подростка в угол, поставить в затруднительное положение. Не прибегать к физическому наказанию. 7. Требуя что-то от подростка, нельзя торговаться. 8. Стараться соблюдать принцип А. С. Макаренко: чем больше мы уважаем человека, тем выше наши требования к нему. 9. Уметь смеяться. Раскрывать подросткам особенности их личности и приемлемые для них черты нашей личности. 10. В личных беседах усиливать целенаправленную жизненную ориентацию подростков и развивать их идеал Я.
30 Работу с «трудными детьми» классный руководитель организует во взаимосвязи с психологом, социальным педагогом, учителями и родителями Классный руководитель Решает задачи разрешения проблемности, устранения отрицательных компонентов характера, восстановления и формирования ведущих положительных качеств и самосовершенствования. Совместно с социальным педагогом, психологом и учителями планирует индивидуальную работу с "трудными" и их семьями, педагогами, работающими с данным ребенком, коллективом сверстников, создает атмосферу доверия и взаимоподдержки в классе. Школьный психолог Развертывает диагностическую деятельность. Изучает нравственные ориентации личности и воспитательную ситуацию в семье и коллективе. Выявляет избирательные отношения подростка, диагностирует ошибки в постановке задач воспитания и применении методов и форм воспитания. Анализирует и обобщает анкетный материал, материал непосредственного наблюдения, специально созданных педагогических ситуаций, сочинений и т. д., что позволяет углубить первоначальный диагноз. Психолог предполагает результаты воспитания, корректирует цели и задачи перестройки воспитательной ситуации и переориентации личности. Просвещает и консультирует педагогов и родителей, ведет картотеку детей, нуждающихся в психолого- педагогической помощи
31 Учителя – предметники Создают "ситуацию успеха", формируют отношение к учению. Используют приемы, формы и методы индивидуальной работы на урок Родители Заботятся о рационально организованном порядке жизни в семье, о выполнении ребенком режима дня. Создают условия для чтения книг, занятий спортом. Оберегают ребенка от нежелательных контактов во дворе, не допускают бесконтрольного пребывания на улице
32 Перечень мероприятий по работе с трудными детьми Изучение причин социально-педагогической запущенности подростка. -Изучение положения подростка в коллективе (социометрия). -Правовое просвещение "трудных" подростков. -Разработка и применение памяток поведения в семье и среди сверстников. -Семинар "Трудный подросток" для родителей. -Психологические консультации для детей и родителей. -Организация психолого-педагогических консилиумов. -Индивидуальная работа с "трудными". -Организация индивидуального наставничества (соц. Педагог, психолог, старшеклассники) -Вовлечение "трудных" подростков в кружки, секции в школе и на территории села. -Классные часы по проблеме. -Уроки этики по самосовершенствованию личности (Рекомендации, тренинги, разбор ситуаций – проб)
33 -Групповые уроки по развивающей технологии (наработка норм общения) -Военизированные игры для подростков. -Круглые столы "Уроки детского досуга", "Мы и наши дети" и др. -Организация игр - упражнений и игр - тренингов для "трудных" подростков: -"Рыцарский турнир", "День фантазера" «Счастливый случай», и другие. -Школьные и классные КТД. Окружающая социальная микросфера, психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и педагогами - все это отражается на ребенке. И если мы исключим плохое влияние, если мы будем осторожно относиться к своим и чужим детям, то можем быть уверенными в том, что вырастим хорошую смену активных и трудолюбивых людей. Характер детей в руках взрослых - пусть эти руки будут нежными, разумными и справедливыми!
34 Анкета по выявлению трудновоспитуемых в классе Инструкция Для организации работы по предупреждению и преодолению трудновоспитуемости важную роль играет психолого -педагогическая диагностика. Часто незнание индивидуальных особенностей личности ведет к появлению и закреплению ряда отрицательных качеств трудного. Поэтому первый этап диагностики трудного - это общее изучение личности всех воспитанников. В случае задачи преодоления трудновоспитуемости необходимо уже специальное психологическое изучение "комплекса трудного". Для учителя это является сложным делом, в котором необходима помощь специалиста-психолога. Можно применить и упрощенную, педагогическую методику, которая фиксирует только самые яркие, существенные проявления трудновоспитуемости. В ее основе - анкета, дополняемая наблюдениями, беседами. Достоверность анкеты обеспечивает также проведение или уточнение её одновременно с учащимся, учителем, классным руководителем, родителями, общественным активом класса. Анкета содержит 45 вопросов, разделенных на 3 поданкеты. Содержание анкеты учитывает следующие параметры: учеба (вопросы 1-3), дисциплина (4-6), общественно- трудовая активность (7-9), отношения с классом (10-12) и асоциальные проявления (13- 15). При проведении анкеты недопустимо специальное выискивание недостатков и подчеркивания отрицательного в поведении ученика.
35 Анкета 1 1. Интересно ли тебе на уроках? 2. Стремишься ли ты узнать новое по школьным предметам? 3. Пытаешься ли найти ответ, если что-то непонятно? 4. Пытаешься ли не опаздывать на уроки? 5. Стремишься ли вести себя так, что-бы не получить замечания? 6. Переживаешь ли, если приходится по какой-либо причине пропускать уроки? 7. Сам ли стираешь себе рубашки? 8. Принимаешь ли участие в трудовых делах класса? 9. Помогаешь ли дома по хозяйству? 10. Совершая что-либо, задумываешься ли, как оценит это класс? 11. Пытаешься ли поддерживать класс, если его мнение не совсем совпадает с твоим личным интересом? 12. Тревожит ли тебя, какое о тебе мнение в классе? 13. Употребляешь ли иногда спиртные напитки? 14. Куришь ли ты? 15. Приходилось ли убегать из дома?
36 Анкета 2 1. Приходилось ли тебе пропускать уроки без уважительной причины? 2. Занимаешься ли на уроке посторонними делами? 3. Были ли случаи, когда приходил на урок неподготовленным? 4. Приходилось ли в кабинете завуча или директора держать ответ за плохое поведение в школе? 5. Случалось ли быть участником драки в школе? 6. Доводилось ли помогать проводить классные или школьные мероприятия? 7. Бывали ли случаи, что ты сбегал с классных мероприятий? 8. Пытался ли избегать общественных поручений? 9. Пробовал ли остаться в стороне, когда проводились сборы, диспуты, уроки мужества и т. д 10. Приходилось ли делится самым сокровенным с ребятами, которые не учатся в школе? 11. Случалось ли с нетерпением ждать часа, когда можно уйти из школы к другим ребятам? 12. Участвовал ли в делах, которые шли бы в разрез с интересами ребят твоего класса? 13. Старался ли избежать драки в школе, если представлялась такая возможность? 14. Можешь ли ты устоять, если представляется возможность присвоить чужую, но нужную тебе вещь? 15. Мучает ли тебя совесть за то, что приходилось лгать?
37 Анкета 3 1. С полной ли отдачей ты работаешь на уроке? 2. Выполняешь ли ты домашние задания? 3. Связываешь ли получение знаний в школе со своим будущим? 4. Вежлив ли со взрослыми вне школы? 5.Во-время ли возвращаешься вечером с улицы домой? 6. Считаешься ли с мнением родителей? 7. Проявляешь ли инициативу в проведении интересных дел в классе? 8. Выбирали ли тебя в актив класса? 9. Делаешь ли какое-либо полезное для класса дело? 10. Стремишься ли иметь авторитет у ребят своего класса? 11. Хочешь ли иметь много друзей в своем классе? 12. Стараешься ли отстаивать честь своего класса? 13. Приходилось ли объясняться по поводу своего поведения в милиции. 14. Бывал ли у вас дома инспектор (участковый) по причине плохого поведения на улице? 15. Встречаешься ли с ребятами, которые не работают и не учатся?
38 Сумма баллов по параметру Уровень педагогической запущенности Итоговая сумма баллов 6>N>3 I - Начальный уровень трудновоспитуемости 30>N>15 3>N>0II Дезорганизаторы 15>N>0 N
39 Характеристика уровней (по итоговой сумме) Уровень, качества личности (признаки) I уровень: отдельные конфликты; неустойчивость, случайность отклонений в поведении; отдельные пробелы в общем развитии (успеваемость удовлетворительная, иногда чередуются 2 и 5); ярко проявляется какой-либо недостаток; нестандартностность характера; слабая самокритичность и требовательность к себе. II уровень: невосприятие педагогических воздействий; эгоцентричность; негативное отношение к школе; проблемы в умственном развитии; проявляются 2-3 серьезных недостатка, устойчиво взаимодействующих между собой; завышенная самооценка; уровень требований к другим, больше чем к себе. III уровень: противодействие воспитательному процессу; поведение на грани правонарушения; негативное отношение к школе, к сверстникам, к нормам морали; ярко выраженная отрицательная направленность; пробелы в умственном, нравственном, волевом развитии; болезненная психика, обостренное самолюбие, странности; требовательность к себе отсутствует.
41 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.