Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемВиктория Пальгуева
1 «Подготовка руководителей, учителей, воспитателей к работе в системе профилактики детского дорожно-транспортного травматизма» кандидат военных наук, доцент Аветисьянц Геннадий Гамазаспович
2 Характеристика по Московской области -Территория Московской области составляет 45,8 тыс.кв.километров или 0,3% территории страны и является одной из крупнейших по численности населения. - В ней проживает около 6,6 млн. человек - Протяженность автомобильных дорог Московской области составляет км. - Интенсивность движения на авто- магистралях значительно превысила нормативы, и на головных участках «зашкаливает», достигая 100 тыс. автомобилей в сутки.
3 Характеристика по Московской области - На территории области имеется 763 места пересечения автомобильных и железных дорог - Из 13 тыс. пешеходных переходов изолированы от движения транспорта Эксплуатируется 1411 мостов и путепроводов. -На улицах и автодорогах установлено 699 светофорных объектов, 213 тыс.дорожных знаков -За последние 5 лет количество автотранспортных средств в области возросло на 32,2%, ежегодный прирост составляет 6,4%. На каждую 1000 жителей Московской области приходится 314 автомобиль
4 Информация о состоянии детского дорожно-транспортного травматизма в Московской области за 2012 год. Статистика ДТП убийственна: ежегодно на дорогах России гибнет порядка 30 тысяч человек, только в Подмосковье каждый год совершается до 14 тысяч ДТП, в которых гибнет около 3 тысяч человек. По количеству аварий и тяжести их последствий Московская область занимает 2-е место в России (после столицы ) С начала текущего 2012 года на территории Московской области произошло свыше 723 ДТП с участием детей в возрасте до 16 лет, в которых погибли 34 ребёнка и получили ранения различной степени тяжести 738 детей За период 2011 года имели место 788 ДТП, в которых 24 детей погибли и получили ранения. В сравнении с прошлым годом количество ДТП с участием детей увеличилось на 10%. Число раненых сократилось на 7,1 %.
5 Рост количества происшествий, в результате которых получили ранения юные участники движения, зарегистрирован в Домодедовском, Зарайском, Клинском, Ленинском, Пушкинском, Серебряно- Прудском, Серпуховском, Солнечногорском, Талдомском, Химкинском муниципальных районах, городском округе Электросталь, а также в 7 СБ, 8 СБ, 13 ДПС 2 СП ДПС (Южный). Рост по погибшим детям зарегистрирован в Егорьевском, Одинцовском, Подольском, 3 СБ, 15 СБ ДПС 1 СП ДПС (Северный) ГИБДД ГУВД по Московской области и 6 СБ ДПС 2 СП ДПС (Южный) ГИБДД ГУВД по Московской области.
6 Ежегодно в области становятся водителями около 133 тыс. граждан. На территории Московской области насчитывается 1512 школ, в которых обучается более 600 тыс. детей и подростков в возрасте до 16 лет, 1934 детских дошкольных учреждений и 101 профессионально-техническое училище. Для практического изучения правил дорожного движения на территории области оборудовано 1226 детских автоплощадок и 23 автогородка. Организована работа 1226 отрядов юных инспекторов движения, также действует 75 юношеских автошкол, авто и мотоклубов. Характеристика по Московской области
7 Введение Объективные изменения активной среды обитания человека – рост числа и объема показателей пользования транспортом, ухудшение технического состояния транспортных средств, ухудшение состояния дорог, диспропорция между развитием дорожно-транспортной сети и обеспечением качества дорог и количества сопровождающих знаков; отсутствие целенаправленной подготовки детей и подростков к активной жизни на современном этапе техногенной цивилизации;
8 Субъективные факторы: отсутствие культуры безопасности поведения в целом ( в том числе на дорогах); несформированность ценностно-целевых ориентиров соблюдения правил дорожного движения; проблема использования формируемых теоретически навыков безопасности детьми и подростками в реальной жизни; отсутствие целенаправленной работы по включению в БУП элементов профилактики детского дорожно-транспортного травматизма; отсутствие в содержании педагогических дисциплин области изучения ПДД; неадекватное информационно-методическое обеспечение существующих учебных курсов (недооценка роли и места новых информационных технологий, отсутствие дидактически грамотных печатных и наглядных пособий, ориентированных на детей и подростков).
9 Существующая дорожно-транспортная инфраструктура в городах Московской области соответствует уровню автомобилей на 1 тыс. жителей, в то время как современный уровень обеспечения автомобилями уже превысил автомобилей на 1 тыс. жителей. В настоящее время в городах и населенных пунктах происходит более 70 процентов всех дорожно-транспортных происшествий, в том числе в 31% ДТП попадают дети и подростки до 18 лет.
10 Актуальность проблемы профилактики детского дорожно- транспортного травматизма определяется и статистикой детского и подросткового травматизма в целом. До 98 % травм детей и подростков происходят в результате дорожно- транспортных происшествий. Именно поэтому в учебных предметных программах должны быть выделены специальные блоки занятий для целенаправленного формирования мотивации безопасного поведения и ведения здорового образа жизни. Проведение такого цикла уроков по БДД должно быть нацелено в первую очередь на формирование практических навыков безопасного поведения на дорогах и улицах.
11 Анализируя содержание работы образовательных учреждений в плане профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, следует отметить, что оно, в основном, касается общего ознакомления учащихся с правилами и знаками дорожного движения, дорожной разметкой, правилами поведения пешеходов и пассажиров в условиях дорожного движения. Значительная часть этого содержания не является актуальной для детей и подростков, но с практической точки зрения входит в необходимую и значимую зону их интересов, потребностей и поведения. Это связано, прежде всего, с тем, что учащиеся свободно перемещаются по улицам и дорогам – однако их знания часто не являются востребованными для анализа конкретной дорожной ситуации. Чаще всего это происходит оттого, что усвоение знаний идет формально-логически и практически не влияет на формирование стереотипов безопасного поведения на дорогах в будущем.
12 Актуальность данного вопроса обусловлена также системным кризисом в организации деятельности всех участников (федеральных, региональных, муниципальных) занятых в решении проблемы безопасности дорожного движения и постоянно возрастающим уровнем детского дорожно- транспортного травматизма в нашей стране. За последние 10 лет на подмосковных дорогах погибли около 1000 детей. Это количество учеников двух школ.
13 Возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности, в том числе и выработку у них привычек безопасного поведения на дорогах и здорового образа жизни
14 В настоящее время целевая направленность общего образования несколько отстает от требований времени и национальной безопасности России в постиндустриальной эпохе. Преобразование существующего курса "Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ) в образовательную область позволило бы откорректировать направленность общего образования в связи с неотложными требованиями времени и выделить преподавание БДД в отдельный учебный курс (или группу элективных курсов, из которых один или два должны являться обязательными). Идея функционирования цикла преподавания БДД «внутри» таких предметов, как ОБЖ, биология, физика, а также в сфере дополнительного образования, в качестве специальных элективных курсов и т.п. нуждается в конкретизации с учетом как региональной специфики, так и специфики конкретного образовательного учреждения. До настоящего времени нет специалистов-педагогов, владеющих в должном объеме необходимыми медицинскими, психологическими и другими знаниями, которые могли бы сделать цикл преподавания БДД не формально-теоретическим, но основанным на деятельностных подходах и рассчитанным, в первую очередь, на реальную жизненную практику.
15 Между возрастанием опасностей для жизни на данном этапе развития техногенной цивилизации и отсутствием целенаправленной подготовки детей и подростков к преодолению данных опасностей; Между необходимостью целенаправленной подготовки детей и подростков к соблюдению правил безопасности (в том числе и на дорогах) и отсутствием базовой образовательной области для реализации данного направления; Между необходимостью системной работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и локальным, ограниченным характером мероприятий по изучению ПДД; Между наличием новых требований, которые информационное общество предъявляет системе образования в области обеспечения права ребенка и подростка на безопасность жизни, и отсутствием специальной подготовки учителя для введения элементов преподавания основ безопасности в свой учебный предмет; Таким образом, мы получаем следующий ряд определяющих актуальность данного исследования противоречий:
16 Между федеральным характером проблемы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма и поисками способов ее разрешения в основном на муниципальном уровне, вне федерального финансирования; Между наличием проблемы создания материально- технической базы по изучению ПДД и ограниченными возможностями ее реализации вследствие нерегулируемой муниципальной политики в области профилактики детского дорожно-транспортного травматизма; Между новым содержанием теоретических циклов изучения ПДД в различных учебных предметах и неадекватным ему информационным обеспечением; Между особыми требованиями к наглядности средств обучения для преподавания ПДД и низким качеством существующего материально-технического обеспечения курсов; Между теоретическим характером существующих форм изучения ПДД и необходимостью воплощения знаний в практические навыки безопасного поведения учащихся на дорогах.
17 Основными дидактическими условиями непрерывной подготовки учителей к работе в системе профилактики детского дорожно-транспортного травматизма являются: преемственность предметных программ различных образо- вательных уровней, построение гибкой ступенчатой системы обучения, объединенная учебно-материальная база, интегративный подход к организации учебного процесса, реализация глубоких системообразующих связей внутри учебно-научно-педагогического комплекса.
18 Дошкольные образовательные учреждения Анализ содержания работы конкретных дошкольных учреждений показывает, что оно в основном касается ознакомления детей со знаками дорожного движения, дорожной разметкой, правилами поведения в условиях дорожного движения. Значительная часть этого содержания не только не является актуальной для детей этого возраста, но и не входит в необходимую и значимую зону их интересов, потребностей и поведения. Это связано, прежде всего, с тем, что дошкольники самостоятельно не передвигаются по улицам (особенно крупных городов), и знания ими дорожных знаков часто не является востребованным для анализа конкретной дорожной ситуации. Это приводит к тому, что усвоение идет формально и не влияет на формирование профилактики безопасного дорожного движения в будущем.
19 В результате дорожно-транспортных происшествий установлено, что дети в силу своих возрастных особенностей не всегда могут правильно оценить мгновенно меняющуюся обстановку на дороге, часто завышают свои возможности. У детей: - шаг короче, чем у взрослых - сектор обзора меньше на 15-20%, чем у взрослых - замедленная реакция на опасность (3-4 секунды вместо 0,8-1, как у взрослых). Следует помнить, что на детей большое влияние оказывают эмоции. Радость, удивление, интерес к чему-либо заставляют их напрочь забывать об опасности, которой они могут быть подвергнуты.
20 Анализ содержания обучения в дошкольных учреждениях по формированию безопасного поведения на дорогах и улицах позволяет сделать следующие выводы: Отсутствуют единые подходы к принципам отбора содержания формирования культуры поведения дошкольников в ситуациях на дорогах, улицах и в транспорте, что отрицательно сказывается на готовности детей к самостоятельному передвижению, к выбору правильного решения в условиях нестандартной или экстремальной ситуации. Основное внимание в процессе воспитания культуры поведения детей дошкольного возраста в условиях дорожного движения должно быть уделено тем психическим качествам его личности, которые являются предпосылками формирования осознанного и самостоятельного поведения.
21 Условия реализации содержания обучения, намеченного конкретным дошкольным учреждением, весьма различны и зависят, прежде всего, от материального обеспечения данного учреждения. Можно выделить три основных типа педагогических условий: наличие специальных игровых площадок, автодромов, перекрестков и т. п., которые смонтированы на территории участка детского сада; наличие учебных пособий, наглядных материалов, представленных на педагогическом рынке и приобретаемых учреждением достаточно случайно; наличие пособий и материалов, которые подготовлены самостоятельно самим педагогом с использованием местных подручных средств.
22 Педагоги используют в основном формы и методы работы, адекватные возрастным возможностям детей: ролевую игру, дидактические игры, продуктивную деятельность, подвижную игру. В то же время анализ деятельности конкретных дошкольных учреждений показывает приоритет вербальных методов и форм обучения. Это проявляется в следующем:
23 Занятия включают в себя одну структурную часть – дети все отведенное время выполняют задания, представленные в рабочих тетрадях. Ход и результат выполнения содержательно не анализируется педагогом, и поэтому главная идея задания ускользает от внимания ребенка: он раскрашивает, отмечает, проводит линии и пр. в ущерб анализа этой главной идеи (к примеру, найти ошибку в поведении пешехода). Недостаточное внимание уделяется сравнению игровых и реальных жизненных ситуаций, что не дает возможности формировать осознанное отношение к собственному поведению и умение делать выбор в необычной, нестандартной ситуации. Недостаточное внимание уделяется развитию познавательной активности детей; осознанию необходимости особых способов поведения в условиях улицы и дороги; формированию умения наблюдать, замечать изменения, ориентироваться в пространстве, замечать и выделять из массы предметов тот, который непосредственно относится к дорожному движению и его безопасности; развитию цветового и пространственного восприятия детей.
24 Главная роль отводится РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ Самое основное, что должен запомнить каждый родитель: главным учителем безопасного поведения на дороге для его ребенка будет не школа, не сотрудник ГИБДД, а именно ОН. Потому как если родители считают возможным нарушать ПДД, то их дети будут вести себя точно так же. То есть, ГЛАВНЫМ в воспитании у ребенка навыков безопасного поведения на дороге для родителей должен стать принцип «ДЕЛАЙ, КАК Я». Чтобы ребенок не нарушал ПДД, он должен их просто знать – у него должно войти в привычку их соблюдать.
25 МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ НАВЫКАМ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЁНКА НА ДОРОГЕ (рекомендации для родителей)
26 Методические приёмы обучения навыкам безопасного поведения ребёнка на дороге: cвоими словами, систематически и ненавязчиво знакомить с правилами только в объёме, необходимом для усвоения; для ознакомления использовать дорожные ситуации при прогулках во дворе, на дороге;
27 Методические приёмы обучения навыкам безопасного поведения ребёнка на дороге: объяснять, что происходит на дороге, какие транспортные средства он видит; когда и где можно переходить проезжую часть, когда и где нельзя; указывать на нарушителей правил, как пешеходов, так и водителей;
28 Методические приёмы обучения навыкам безопасного поведения ребёнка на дороге: закреплять зрительную память (где транспортное средство, элементы дороги, магазины, школы, детские сады, аптеки, пешеходные переходы, светофоры, пути безопасного и опасного движения в школу); развивать пространственное представление (близко, далеко, слева, справа, по ходу движения, сзади);
29 Методические приёмы обучения навыкам безопасного поведения ребёнка на дороге: развивать представление о скорости движения транспортных средств пешеходов (быстро едет, медленно, поворачивает); не запугивать ребёнка улицей: страх перед транспортом не менее вреден, чем беспечность и невнимательность;
30 Методические приёмы обучения навыкам безопасного поведения ребёнка на дороге: читать ребёнку стихи, загадки, детские книжки на тему безопасности движения.
31 Помните! Ребёнок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых.
32 Берегите ребёнка! Старайтесь сделать всё возможное, чтобы оградить его от несчастных случаев на дороге!
33 Не жалейте времени на обучение детей поведению на дороге.
34 Начальная общеобразовательная школа Содержание обучения в конкретном образовательном учреждении зависит от программы обучения, которая в ней реализуется. В соответствии с региональным компонентом Государственного стандарта начального общего образования содержание работы по воспитанию основ безопасности жизнедеятельности отражается в специальных учебных пособиях для младших школьников. Это следующие учебники: «Основы безопасности жизнедеятельности», автор А.В. Гостюшин (М.: Просвещение); учебники- тетради «Основы безопасности жизнедеятельности», автор В.В. Поляков (М.: Дрофа); учебники «Основы безопасности жизнедеятельности», авторы А.А. Усачев, А.И. Березин (М.: ACT); альбомы-задачники для начальной школы «Жизнь без опасности», авторы Л.П. Анастасова и др. (М.: Вентана- Граф; Просвещение); учебники-тетради «Уроки здоровья», под редакцией С.М. Чечельницкой (М.: Инка Пресс); рабочие тетради «Безопасное поведение», автор А.В. Гостюшин (М.: Открытый мир).
35 Определенный интерес представляет пособие для младших школьников «Дорожная азбука пешехода: книга для учащихся 1–2 классов» (автор А.Л. Рыбин). Практическая направленность содержания пособия позволяет заложить основы правильного поведения детей на дорогах. Представляет интерес программы, разработанные на региональном уровне и принятые как рекомендательные для начальных школ данного региона. Приведем для образца программу г. Пензы «Береги свою жизнь и здоровье» (автор В.Ф. Купецкова). Основными идеями программы являются следующие: идея комплексного подхода в отборе содержания программы образования младших школьников по формированию навыков безопасного поведения, интеграция обучения и внеучебной работы на основе деятельности кружка «Береги свою жизнь и здоровье»; идея преемственности и перспективности в обучении: 1-й этап – ознакомление учащихся с новыми знаниями; 2-й этап – самостоятельная работа учащихся в условиях, созданных педагогом, в совместной деятельности с ним; 3-й этап – самостоятельная деятельность учащихся; идея концентричности построения содержания работы с младшими школьниками.
36 Особого внимания заслуживает учебно-методический комплект «Безопасность движения» (авторы Н.И. Маркин и др.). Особенностью данного УМК является система развития представлений, знаний о правилах дорожного движения и поведенческих умений детей с 1 по 4 класс. Основа пособий – разнообразная практическая деятельность, которая построена с учетом психологических особенностей и возможностей детей дошкольного возраста. Пособия выстроены в системе от 1 до 4 класса. Ориентируясь на представления, которые уже получили дети в дошкольном обучении (например, пространственные ориентировки), авторы предлагают целенаправленное углубление и систематизацию знаний, которые уже непосредственно связаны с дорожным движением.
37 Анализ содержания и средств обучения, которые его реализуют, дает возможность сделать следующие выводы. 1. Отсутствие единой общегосударственной примерной программы по обучению ПДД и БДД определяет ситуацию «разброса» в выборе содержания по данной образовательной области. В зону обучения попадают знания, которые на данном возрастном этапе не являются для детей актуальными, их формирование может оказать прямо противоположный результат. 2. В авторских программах необоснованно представляются излишние теоретические сведения: понятия знаков, их классификация, экстремальные ситуации, относящиеся к водителям транспортных средств, и т. д., что не позволяет формировать устойчивые навыки самостоятельного поведения.
38 Анализ форм и методов работы учителя начальных классов по формированию культуры поведения младших школьников в условиях дорожного движения позволяет констатировать следующее: 1. В начальной школе превалируют вербальные формы и методы обучения. Основная задача учителя сводится к запоминанию детьми обозначений знаков дорожного движения, дорожной разметки и воспроизведению ПДД. 2. Недостаточное внимание уделяется методам актуализации знаний по БДД, формированию рефлексивных умений, контроля и самоконтроля, оценки и самооценки школьника. Создается ситуация, при которой приобретенные знания не становятся основой выбора правильного поведения в условиях дорожного движения. 3. Учитель неоправданно большое внимание уделяет чтению разнообразных текстов, дидактической игре, которые не дают возможности «погрузиться» в предполагаемую реальную ситуацию. Следует отметить, что в отличие от дошкольных учреждений в начальной школе почти не используются сюжетно-ролевые игры для перевода воображаемых ситуаций в реальные.
39 Общеобразовательная основная школа В соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта общего образования в учебном плане общеобразовательной основной школы предусмотрен предмет «Основы безопасности жизнедеятельности». Основными целями изучения данного предмета являются следующие: освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасности поведения при их возникновении; развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни; овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.
40 Обязательный минимум содержания данной образовательной программы включает в себя специальный раздел «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни», в котором представлено следующее содержание: «Опасные ситуации на дороге. Правила дорожного движения (в части, касающейся пешеходов и велосипедистов). Опасные ситуации на транспорте. Поведение пассажиров в общественном транспорте». Анализ содержания работы конкретных образовательных учреждений основной школы в плане профилактики детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что оно в основном касается продолжения ознакомления учащихся со знаками дорожного движения, дорожной разметкой, правилами поведения в условиях дорожного движения. Значительная часть этого содержания не является актуальной для детей этого возраста, но с практической точки зрения входит в необходимую и значимую зону их интересов, потребностей и поведения. Это связано, прежде всего, с тем, что школьники самостоятельно перемещаются по городу. Однако их знания часто не являются востребованными для анализа конкретной дорожной ситуации. Это происходит оттого, что усвоение знаний идет на формально-логическом уровне и практически не влияет на формирование стереотипов безопасного поведения на дорогах в будущем.
41 Преподавание основ БДД в средней школе проводится в 90 % случаев в рамках уроков ОБЖ. Как отмечает И. Пенкина, преподаватель-организатор ОБЖ высшей категории (г. Пермь), идея функционирования цикла преподавания БДД «внутри» предмета ОБЖ нуждается в конкретизации с учетом как региональной специфики, так и специфики образовательного учреждения. До настоящего времени не существует достаточного числа специалистов-педагогов, владеющих в должном объеме необходимыми медицинскими, психологическими и другими знаниями по предмету ОБЖ. Нет также четко выраженной методики формирования у школьников сознательного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, которая могла бы обеспечить приобретение основополагающих знаний и умений в области БДД.
42 В педагогической практике Москвы и Московской области формы занятий по ПДД внутри программы ОБЖ определяются возрастными психофизиологическими особенностями учащихся средней школы. Занятия проводятся в основном в виде бесед, практических работ и сюжетно-ролевых игр, направленных на выработку навыка самостоятельной работы, лекций, семинаров, практических занятий. Казалось бы, необходимый баланс требований возрастного восприятия и педагогических форм и методов достигнут – однако увеличение частоты стихийных бедствий, числа опасных ситуаций социального характера, низкий уровень профессиональной подготовки специалистов, преподающих ОБЖ, отсутствие навыков правильного поведения в повседневной жизни, в различных опасных и чрезвычайных ситуациях на дорогах пагубно отражаются на состоянии здоровья и жизни учащихся. В этой связи возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности, в том числе и выработку у них привычек безопасного поведения на дорогах и здорового образа жизни.
43 Изучение правил БДД должно быть представлено не отдельным циклом занятий либо разовыми мероприятиями – олимпиадой, неделей БДД, месячником пешехода и т. п. Профилактика дорожно- транспортного травматизма в основной школе должна быть интегрирована в несколько тем, представлена многосторонне – в нескольких учебных предметах, чтобы вырабатывать у учащихся стойкие реальные навыки и стереотипы безопасного поведения на дорогах, а не формальный комплект знаний.
44 При обучении детей Правилам дорожного движения немаловажным аспектом остается проведение занятий с использованием пособий и средств наглядности. В связи этим теоретические занятия необходимо проводить в специально оборудованных для этого кабинетах (классах), оснащенных учебно- наглядными пособиями и техническими средствами обучения. Все занятия должны проводиться с широким использованием наглядных пособий, которые отображают средства регулирования дорожного движения (знаки, разметку, сигналы регулировщика, светофора и т. д.) и правила их применения; иллюстрируют действия, предписанные в ПДД в случаях применения различных средств регулирования; раскрывают особенности регламентации движения в различных условиях (действия пешеходов, скорость и расположение транспортных средств на проезжей части и т. д.); наглядно воспроизводят содержание отдельных требований, предъявляемых к пешеходам и транспортным средствам.
45 Содержание образовательных программ «Безопасность дорожного движения» для дошкольных образовательных учреждений Восприятие предметов и явлений окружающего мира Виды транспорта Дорога Светофор Восприятие предметов и явлений окружающего мира
46 Начальная школа 1 класс Транспортные средства. Ориентировка в пространстве Правила дорожного движения Улицы и дороги Светофор Дорожные знаки Основные умения
47 2 класс Транспортные средства Дорога. Дорожные знаки Мы – пассажиры Основные умения 3 класс Безопасное поведение на дорогах Транспорт Дорога Движение в трудных условиях Жилая зона Дорожные знаки Световые сигналы Основные умения
48 4 класс Опасные ситуации Транспорт Правила дорожного движения Знаки дорожного движения Дорога Сигналы светофора Основные умения
49 Рекомендуется для изучения с учащимися 5 классов: Наш город (поселок), район. Город (поселок), в котором мы живем. Улицы с наиболее интенсивным движением транспорта и пешеходов. Особенности движения транспорта и пешеходов в городе (поселке). Причины дорожно-транспортных происшествий. Рост числа транспортных средств в городе, районе, поселке. Перспективы развития транспорта. Увеличение населения. Причины дорожных происшествий и меры по их предупреждению. Назначение разметки проезжей части улиц и дорог. Разметка проезжей части улиц и дорог, ее роль в регулировании движения транспорта и пешеходов. Продольная, поперечная и другие виды разметки.
50 Сигналы светофора с дополнительными секциями. Сигналы регулировщика. Трехсекционные светофоры с одной и двумя дополнительными секциями. Значение сигналов этого типа светофоров. Положение корпуса и жесты регулировщика, их значение. Дорожные знаки и дополнительные средства информации. Назначение дорожных знаков. Четыре группы дорожных знаков. Места установки дорожных знаков. Знаки предупреждающие, запрещающие, подписывающие, указательные. Дополнительные средства информации. Езда на велосипеде. Экипировка. Места для движения на велосипедах. Запрещение выезда на улицы и дороги. Дорожно- транспортные происшествия с велосипедистами как следствие невыполнения правил движения. На железной дороге. Опасность движения пешеходов вдоль железнодорожного полотна. Подход и подъезд к железнодорожному переезду (охраняемому и неохраняемому). Оборудование железнодорожных переездов. Сигналы. Правила перехода и проезда через железнодорожные пути. Запрещение хождения по рельсам и насыпи, запрещение игр вблизи железнодорожных путей.
51 Рекомендуется для изучения с учащимися 6 классов Правила дорожного движения. Правила движения пешеходов по улицам и дорогам и пользования общественным транспортом. Назначение номерных, опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах. Номерные, опознавательные знаки и надписи на транспортных средствах, их назначение. Места установки номерных знаков. Опознавательный знак автопоезда. Знак «Р» на автомобилях, управляемых инвалидами. Знак «У» на учебных автомобилях. Меры предосторожности пешеходов при движении буксирующего транспорта. Дополнительные требования к движению велосипедистов. Возрастной ценз для велосипедистов. Порядок движения по проезжей части. Правила перевозки груза. Правила маневрирования. Технические требования, предъявляемые к велосипеду. Осмотр велосипеда перед выездом. Подбор велосипеда по росту. Неисправности велосипеда и их устранение. Движение групп велосипедистов. Порядок движения по проезжей части улиц и дорог и на велодорожках. Одежда велосипедистов. Действия руководителя колонны велосипедистов.
52 Рекомендуется для изучения с учащимися 7 классов Роль автомобильного транспорта в экономике страны. Рост автомобильного парка и объема грузопассажирских перевозок. Увеличение протяженности автомобильных дорог. Организация движения транспорта и пешеходов в условиях интенсивного дорожного движения. Правила перевозки пассажиров на мотоциклах и мотороллерах. Обязательное пользование шлемом во время езды на мотоцикле (мотороллере). Правила поведения пассажиров при движении на одиночном мотоцикле (мотороллере) и мотоцикле с коляской. Запрещение перевозки пассажиров на грузовых мотороллеpax. Другие запрещения при перевозке людей на мотоциклах и мотороллерах. Сельский транспорт. Тракторы и прицепы к ним. Самоходные сельскохозяйственные машины. Гужевой транспорт. Прогон животных. Дополнительные требования к движению гужевых повозок и прогону животных. Проезд по железнодорожным переездам. Правила проезда велосипедистов по железнодорожным переездам. Правила поведения пассажиров автомобиля, мотоцикла (мотороллера) во время вынужденной остановки на железнодорожном переезде. Поведение учащихся при дорожно-транспортных происшествиях. Оказание пострадавшим первой доврачебной помощи. Поведение участников и очевидцев дорожно-транспортного происшествия. Вызов скорой помощи. Возможность оказания первой доврачебной помощи.
53 Рекомендуется для изучения с учащимися 8 классов Правила движения - законы улиц и дорог. Исторический очерк о возникновении правил движения в России. Увеличение производства автомобилей и других транспортных средств. Рост численности населения в городах и населенных пунктах. Интенсивность транспортного и пешеходного движения. Задачи обеспечения безопасности движения в современных условиях. Дисциплина пешеходов, пассажиров и велосипедистов необходимое условие безопасности движения. Обязанность выполнения правил движения пешеходами и водителями. Ответственность пешеходов за нарушение этих правил. Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД). Роль общественности и учащихся в обеспечении безопасности движения. Участие школьников в предупреждении нарушений правил движения детьми. Отряды юных инспекторов движения. Элементы улиц и дорог. Перекрестки и их виды. Назначение улиц и дорог. Элементы улицы: проезжая часть, тротуар. Их назначение. Трамвайное полотно. Элементы дороги: проезжая часть, кювет, обочина. Главная улица (дорога). Улицы с односторонним и двусторонним движением. Перекресток – место пересечения улиц, дорог. Виды перекрестков: трехсторонние, четырехсторонние, площадь. Разметка проезжей части улиц и дорог. Правила движения пешеходов, групп и колонн. Разметка проезжей части и ее значение для регулирования движения транспорта. Продольная, поперечная и другие виды разметки.
54 Рекомендуется для изучения с учащимися 9 классов Общая структура Правил дорожного движения. Основные понятия и термины. Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров. Движение транспорта. Скорость движения транспорта. Ограничение скорости. Начало движения и расположение транспортных средств при движении. Изменение направления движения. Взаимное уважение, предупредительность водителей и пешеходов. Осветительные приборы на автомобилях и мотоциклах. Правила пользования осветительными приборами. Остановочный путь транспорта. Время для остановки транспорта. Расчет остановочного пути. Факторы, влияющие на величину остановочного пути. Велосипед с подвесным двигателем и мопед. Устройство велосипеда с подвесным двигателем, устройство мопеда. Их техническое обслуживание, правила пользования. Возрастной ценз на право управления велосипедом с подвесным двигателем и мопедом. Дополнительные требования к движению велосипедистов. Технические требования, предъявляемые к велосипеду (в том числе к велосипеду с подвесным двигателем). Осмотр велосипеда перед выездом. Возрастной ценз на право управления велосипедом.
55 В результате изучения образовательной области «Безопасное дорожное движение» ученик должен знать: основные положения и понятия, связанные со следующими приоритетными разделами Государственных правил дорожного движения: классификация дорожных знаков; классификация разметки дороги; перечень основных понятий, раскрывающих обязанности и правила поведения участников дорожного движения (пешеходов, водителей, пассажиров), правовые и моральные нормы, регулирующие безопасность дорожного движения; потенциальные опасности дорожного движения; основные задачи государственных служб по профилактике безопасности дорожного движения; основы российского законодательства безопасности дорожного движения.
56 уметь: характеризовать ситуации, возникающие в сфере безопасности дорожного движения и предупреждать их возникновение; объяснять: опасность нарушения правил дорожного движения; особенности реализации прав и обязанностей участников дорожного движения; сравнивать (различать): отношения, регулируемые правом и другими социальными нормами на примерах конкретных ситуаций; виды правоотношений, правонарушений и юридической ответственности за нарушение правил дорожного движения;
57 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: в процессе выполнения типичных для подростка социальных ролей; для общей ориентации в ситуациях, связанных с безопасностью на дорогах; для нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; для реализации и защиты прав человека как участника дорожного движения; для первичного анализа и использования социальной (в том числе правовой) информации; для оказания пострадавшим первой помощи; для пропаганды правил дорожного движения.
58 Рекомендуется для изучения с учащимися 10 классов Классификация дорожных знаков. Предупреждающие знаки. Знаки приоритета. Запрещающие знаки. Предписывающие знаки. Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации. Регулирование дорожного движения. Формы регулирования движения. Сигналы светофоров и регулировщиков. Место установки светофоров. Значение сигналов светофоров. Светофоры для пешеходов. Регулировщик. Положение корпуса и жесты регулировщика, их значение. Правила перехода улиц и дорог на регулируемых перекрестках. Правила пользования транспортом. Виды транспортных средств и их назначение. Автомобили. Виды городского транспорта. Транспорт общественного пользования. Сельскохозяйственные самоходные машины. Мотоциклы и мотороллеры. Правила пользования трамваем, троллейбусом, автобусом, такси. Правила посадки и высадки пассажиров. Правила поведения пассажиров в трамвае, троллейбусе, автобусе, такси. Правила выхода из автомобиля, такси. Правила поведения детей при перевозке их на грузовых автомобилях, мотоциклах, мотороллерах.
59 Рекомендуется для изучения с учащимися 11 классов Правовые основы БДД Право собственности на автотранспортные средства. Страхование. Административная и дисциплинарная ответственность за нарушение Правил дорожного движения. Уголовная ответственность за автотранспортные преступления. Гражданская ответственность за причиненный вред. Правовая охрана природы. Ориентировка в понятиях. Этот раздел включает в себя перечень основных понятий, связанных со следующими приоритетными разделами Государственных правил дорожного движения: классификация дорожных знаков; классификация разметки дороги; перечень основных понятий, раскрывающих обязанности и правила поведения участников дорожного движения (пешеходов, водителей, пассажиров).
60 В силу специфики своего содержания и индивидуальной направленности курс (цикл занятий) изучения правил безопасного поведения на дорогах должен быть нацелен на приобретение учащимися знаний, умений и навыков, ряда физических и психологических качеств, необходимых для ускорения адаптации к условиям окружающей среды.
61 Формирование у детей стереотипа безопасного поведения в различных ситуациях на дорогах должно являться одной из первоочередных задач в профилактике детского дорожно- транспортного травматизма
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.