Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемТимур Савин
1 Работу выполнил: Трофимов Никита, студент 1-го курса факультета экономики и управления МГТУ МИРЭА (ГЭБ-2-12)
2 Родился в Курске 8 (20) мая 1899 в семье железнодорожного рабочего. Учился в Харьковском художественном училище (1915–1917), работал фотографом в угрозыске (1918), оформлял агитпоезда, участвовал в обороне Курска от белых. Продолжил учебу в московском Вхутемасе (Высшие художественно- технические мастерские, 1920–1925); среди наставников особое влияние на него оказал В.А. Фаворский. Испытал также влияние Ф. Ходлера и мастеров немецкого экспрессионизма.
3 Во время учёбы Дейнека общается с одной из самых масштабных и знаковых личностей в истории советского искусства - поэтом Маяковским. Встречи эти окажут на художника огромное воздействие. Образно можно назвать Дейнеку Маяковским в живописи. И поэт, и художник выбирали схожие темы для своих произведений, их вдохновляло одно и то же - искренняя вера в революцию и советскую власть, любовь к пролетариату, восхищение физической силой и физическим здоровьем человека. Оба в своём творчестве уделяли большое место сатире, оба не чурались работы над рекламными и агитационными плакатами, считая это своим долгом перед обществом. Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского - "Левый марш"(1941). Дейнека и Маяковский
4 Первые шаги. Работа в журнале и общество станковистов Окончив ВХУТЕМАС, художник отправляется в командировку, которая послужит ему богатым материалом для творчества в 20-е годы - в шахтёрский Донбасс. В 1924 г. он принимает участие в "Первой дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства" в составе "Группы трёх", совместно с двумя другими молодыми художниками - Андреем Гончаровым и Юрием Пименовым. В 1925 г. участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают "Общество станковистов" (ОСТ), Дейнека - один из членов- учредителей. Живописцы нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают "ориентацию на художественную молодежь".
5 В Донбассе Лыжники Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению "примет XX столетия", воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства, индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта ("В Донбассе", 1925, "Перед спуском в шахту", "На стройке новых цехов", "Лыжники", 1926, "Текстильщицы", 1927).
6 Новый мир, здоровый и светлый противостоит у Дейнеки старому, больному, грязному миру буржуазных и религиозных пережитков. Сдержанное по колориту, предельно графичное, ритмичное, "снайперское" искусство - вот черты, характеризующие раннего Дейнеку. Художник оправдывал этот повышенный графизм тенденциями самой эпохи, считая, что настало время "более графическое, чем живописное". В 1928 он пишет одно из главных творений, патетическую историко- революционную картину, которую впоследствии назовёт "своей любимой вещью" - полотно "Оборона Петрограда" с изображением шеренги петроградских рабочих, уходящих на борьбу с Юденичем. Оборона Петрограда
7 В становлении живописной манеры Дейнеки важную роль играют европейские мастера. Например, в гравюре "Эстрадный танец" (1923) без труда угадывается веяние знаменитой картины Матисса. А композиционное решение будущего первого монументального дейнековского полотна "Оборона Петрограда" (1928) перекликается с решением картины немецкого экспрессиониста Фердинанда Ходлера "Выступление йенских студентов на Освободительную войну 1813 г." Фердинанд Ходлер. Выступление йенских студентов на Освободительную войну 1813 г."
8 В том же году Дейнека уходит из "Общества станковистов" вследствие несогласия с руководством. Положительным следствием этого членства является то, что в 1929 году выходит в печать новый рабочий журнал "Даёшь", в котором Александр Александрович становится одним из основных художников и работает вместе со старыми знакомыми из "Безбожника". У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. В журнале работает ряд блестящих фотографов, и живописец заимствует у них неожиданные угловые ракурсы, оригинальные точки зрения. Это время оказывается для Дейнеки весьма плодотворным на плакатное творчество, в непривычном для себя жанре художник быстро осваивается и создаёт ряд достойных работ..
9 "Ударник, будь физкультурником""Мы требуем всеобщего обязательного обучения!" "Механизируем Донбасс!"
10 В 1931 году живописец переходит в РАПХ ("Российская ассоциация пролетарских художников"). Однако там Дейнеку подвергают ещё большей критике - за не изжитые недостатки стиля ОСТ, с которым РАПХ враждовала, за обилие "безыдейной" спортивной тематики, за формализм и индивидуализм... (Через год и ОСТ, и РАПХ прекратят своё существование). Тем не менее, мастерство Дейнеки становится всё более плодотворным, разнообразным по тематике и настроению. Одновременно с фотографичными, жизненными и где-то игривыми полотнами ("На балконе", 1931) он пишет идейные и трагические картины ("Наёмник интервентов", 1931) и вместе с тем продолжает рисовать плакаты ("Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов", "Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу", 1931). "На балконе""Наёмник интервентов"
11 1932 год - новый этап в развитии искусства А. Дейнека. "Мать" - одна из самых значительных картин, которую Сысоев, биограф художника, называл советским вариантом Мадонны. Дейнековскому образу матери с ребёнком на руках предстоит стать классическим. В тридцатые годы колорит в работах художника светлеет, становится мягче, портреты и пейзажи наполняются одновременно реализмом и романтизмом, появляется много женских образов. Произведения Дейнеки становятся лиричнее, человечнее и в то же время смелее, индивидуальнее "Мать"
12 В 30-е годы А. Дейнека снова сливает воедино две свои давние страсти - живопись и технику, пишет картины на тему авиации. Началом этой многочисленной серии можно считать монументальное панно "Гражданская авиация" (1932). В 1941 году Дейнека создаёт картину "Левый марш", мотивы которой очевидно навеяны стихотворением Маяковского, тогда же решается запечатлеть и образ любимого поэта ("Владимир Маяковский в РОСТА", 1941).
13 В годы Великой Отечественной войны, и в живописи, как и в жизни, мирные темы отходят на задний план. В центре внимания Дейнеки находится прифронтовая жизнь Москвы. Первая значительная работа - "Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года" (1941). За ней следует ряд других городских пейзажей военного времени ("Площадь Свердлова в декабре 1941 года", "Манеж", 1941). Теперь старые места предстают в новом, драматичном и зловещем антураже. От города живописец переходит к сельской местности, с глубоким страданием запечатлевает изуродованную землю родной страны ("Сгоревшая деревня", 1942). Не забыта тема авиации, но теперь картины несут совсем другие настроения, чем в тридцатые ("Сбитый ас", 1943, "Парашютный десант на Днепре", 1944).
15 В тяжёлое военное время Дейнеке удаётся написать также несколько картин (часть из которых была начата ещё до июня 1941) на мирные темы ("Раздолье", "Портрет Мирель Шагинян", 1944). Победа вдохновляет его на серию акварелей с видами на взятый Берлин (под общим названием "Берлин. 1945"), на изображение освобождённых просторов родной земли ("Под Курском. Река Тускорь", 1945). "Раздолье"
16 Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества. За последующие два десятка лет он создаёт множество шедевров ("У моря. Рыбачки", 1956, "Москва военная", "В Севастополь", 1959), продолжает заниматься украшением залов. В 1954 году расписывает зрительный зал Челябинского театра оперы и балета, в 1956 создаёт мозаику для фойе актового зала МГУ, в для фойе Дворец Съездов в Московском Кремле.
17 Помимо живописи Дейнека занимался преподаванием: в Москве во Вхутеине ( ), в Московском полиграфическом институте ( ), в Московском художественном институте имени В. И. Сурикова ( , ), в Московском институте прикладного и декоративного искусства ( , до 1948 директор), в Московском архитектурном институте ( ). Он состоял в отделении декоративных искусств Академии художеств СССР, являясь членом президиума (с 1958), вице-президентом ( ), академиком-секретарем ( ). 12 июня 1969 года Александр Александрович Дейнека умер в Москве и был похоронен на московском Новодевичьем кладбище.
18 Масштабный культурологический проект «Александр Дейнека. Исследования, книги, выставки. 2009–2011», приуроченный к 110-летнему юбилею со дня рождения художника, был инициирован Издательской программой «Интерроса» в 2008 году. Партнёр проекта - Государственная Третьяковская галерея. В задачи проекта входит выявление всех государственных и частных собраний России и мира, в которых находятся произведения художника. Он включает выпуск книг и организацию выставок, посвященных разным направлениям творчества Дейнеки. В рамках проекта вышли книги: «Дейнека. Графика» и «Дейнека. Живопись». Финальным изданием станет том, посвящённый монументальному искусству художника, а также его работе в области скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Александр Дейнека. Автопортрет в панаме
19 Эскиз театрального костюма 1920 год Футбол. Рисунок для журнала «Красная нива» 1927 год
20 Хорошее утро годы «Здоровый дух требует здорового тела» (К. Ворошилов) 1939 год
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.