Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемТатьяна Исаева
1 Тьюторство как ресурс модернизации образования Кузина Н.Н., к.п.н., доцент
2 Понятие тьюторства В современном обществе возрастает интерес к идеям индивидуализации и открытости образования. Это связано с новыми программами модернизации образования до 2020 года. Тьюторство становится одним из ресурсов этой модернизации. Тьюторство особенно актуально на современном этапе развития образования, т.к. самообразование и саморазвитие становятся жизненной необходимостью. Учащемуся в мире современного образования нужен проводник. С 2008 года должность « тьютор» введена в реестр профессий и зарегистрирована в Минюсте.
3 Понятие «тьютор» Тьютор – от лат. Tutor – «защитник, покровитель, страж; опекун, попечитель» – произошло от глагола tueor – «смотреть, надзирать». Его вариант с приставкой intueor языках – «всматриваться» дал в новейших языках слово интуиция.
4 Понятие «тьютор» Исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в других учреждениях.
5 Кто такой тьютор Консультант Наставник Советник Организатор информационного обмена, основанного на ресурсах образовательной среды
6 Кто такой тьютор Тьютор – посредник между культурным и индивидуальным, индивидуальным и корпоративным, большой историей знающих и индивидуальной историей начинающего освоение. Тьютор реформирует образовательное пространство под задачи индивидуализации образования.
7 Кто такой тьютор Тьютором может быть тот, кто сам прошел путь самоопределения в культуре, имеет опыт активного и инициативного поведения в образовании. Тьютор – посредник между разными субъектами образовательного пространства (ученик, учитель, родители и др.). Тьютор связывает в образовании своего тьюторанта процессы учения, самовоспитания и формирования образа жизни.
8 Направления тьюторства в Российском образовании Тьюторство в дистанционном обучении; Тьюторство в психологической работе – коучинг; Консультационная работа; Тьюторство в школе – начальной, основной, старшей, средней и высшей профессиональной школе; Тьюторство в системе повышения квалификации; Тьюторство в интернатных учреждениях.
9 Теоретические основы тьюторства В основе тьюторства – теоретические идеи развития индивидуальности, индивидуализации образования. Индивидуализация образования предполагает переход на субъект-субъектные отношения, предоставление педагогу и ребенку права и возможности на формирование и реализацию индивидуальной программы, права и возможности продвижения по индивидуальной образовательной траектории и траектории жизненного и профессионального становления. Индивидуальный же подход – это управление индивидуальным развитием и образованием.
10 Теоретические основы тьюторства Под индивидуализацией в широком контексте понимается способ обеспечения каждому ребенку права и возможности на формирование собственных образовательных целей и задач, траектории индивидуального развития, придание осмысленности самообразованию за счет возможности выборов типа действия, привнесения личных смыслов, заказа к своему образованию, видения своих образовательных перспектив и перспектив жизненного и профессионального развития.
11 Сопровождение Определенное действие; сопровождать – значит сопутствовать, идти вместе, быть рядом и помогать. Словарь В.Даля Действие по глаголам сопроводить и сопровождать; то, что сопровождает какое-нибудь явление, процесс. 4-х томный словарь рус. языка
12 Тьюторское сопровождение Это сопровождение процесса индивидуализации в открытом образовании. Тьютор – педагог, который работает с принципом индивидуализации и сопровождает построение индивидуальной образовательной программы. Т.М.Ковалева, д.п.н., профессор
13 Тьюторское сопровождение Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося. Т.М.Ковалева, д.п.н., профессор
14 Актуальность тьюторского сопровождения Заказ на тьюторское сопровождение со стороны государства: - Новый порядок аттестации педагогических и руководящих работников. - Новая система оплаты труда. - Принцип индивидуализации во ФГОС
15 Актуальность тьюторского сопровождения Заказ со стороны общества: - Концепция образования на протяжении всей жизни. - Необходимость формирования гражданского общества.
16 Актуальность тьюторского сопровождения Заказ со стороны педагога: - Потребность в самоактуализации, самореализации в профессиональной педагогической деятельности; - Построение личной жизненной, образовательной траектории; приобретение опыта осознанного и ответственного выбора.
17 Условия использования технологий тьюторского сопровождения 1. Поддержка в основополагающих документах отрасли деятельности парадигмы образования и идей индивидуализации (новый закон, стандарты). 2. Реализация направлений модернизации образования – выбор индивидуального учебного плана, внедрение моделей непрерывного профессионального образования, организация сетевого взаимодействия ОУ, повышение мобильности образования, рост экспортного потенциала образования.
18 Условия использования технологий тьюторского сопровождения 3. Официальное закрепление должности тьютор в диске должностей работников образования. 4. Принятие квалификационных характеристик должности тьютора. 5. Функционирование центров тьюторства, разработка и апробация программ повышения квалификации по тьюторству.
19 Условия использования технологий тьюторского сопровождения 6. Готовность ряда школ к введению новых технологий. 7. Развитие дополнительного образования и образовательного туризма в ОУ. 8. Новые требования к выпускнику школы в рамках компетентностного подхода.
20 Условия использования технологий тьюторского сопровождения 9. Поиск моделей профильной школы и предпрофильной подготовки, ориентация на помощь в выборе профессии, личностном и профессиональном самоопределении. 10. Необходимость организации творческой деятельности детей. 11. Изменение мотивов и намерений школьников. 12. Рост доли учащихся с проблемами в развитии и обучении.
21 Принципы тьюторского сопровождения Субьектность – обращение к резервам человека. Гибкость – ориентация на расширение контактов, поддержка инициативы в выборе способов деятельности. Непрерывность – обеспечение последовательного, цикличного, своевременного процесса в развитии познавательного процесса. Индивидуализация – учет личностных запросов, особенностей и интересов учащихся. Открытость – управление собственной познавательной и образовательной деятельностью.
22 Векторы тьюторского сопровождения Социальный (тьютор раскрывает образовательный потенциал окружающего социума – образовательных и иных учреждений, событий и т.д.); Антропологический (тьютор помогает овладеть техниками и технологиями развития личностных качеств, необходимых в образовании, создает условия для саморазвития и самовоспитания, раскрытия потенциальных возможностей); Культурно-предметный (раскрывает образовательный потенциал литературных источников, курсов, помогает осуществить их подбор и т.д.)
23 Модели тьюторского сопровождения Наличие в штате должности тьютора Выполнение тьюторских функций методистами, педагогами, воспитателями и др. Организация особых образовательных событий, предполагающих тьюторское сопровождение Особый уклад методической службы.
24 Различие содержания позиции тьютора и учителя Учитель ориентируется на: - Содержание предмета и способы действия, - концентрацию ученика на учительском действии и слове, - соотношение действий ученика с образцом, исходящим от учителя, - ограничение содержания общения с ребенком, - - послушание и прилежание ребенка.
25 Различие содержания позиции тьютора и учителя Тьютор ориентирован на: - образовательный опыт ученика, - инициативу ученика в привлечении дополнительных знаний, - активное действие ребенка, - общение и личный контакт с учеником, - волю и выбор ребенка, осмысленные действия, - коммуникацию и самоопределение участников.
26 Этапы тьюторского сопровождения Диагностический Проектировочный Реализационный Аналитический
27 Подходы к тьюторству Младшая школа: выявление, осмысление и реализация познавательных интересов; Средняя школа: проект, исследование, спонтанное творчество; Старшая школа: тьюторское сопровождение в профильной работе; Дополнительное образование: сопровождение одаренных детей, профессиональное развитие педагогов.
28 Инструментарий тьюторства Технология консультации. Технология постановки вопроса. Технология активного слушания. Портфолио. Технология сопровождения познавательных интересов. Технология сопровождения проектно- исследовательской деятельности. Кейс-метод (метод анализа конкретных ситуаций). Технология групповой работы. Образовательный туризм.
29 Основные результаты тьюторских практик Учебное и раннее профессиональное самоопределение. Умение делать простой и сложный выбор. Оформление собственных интересов. Понимание и сознательное подчинение норме. Опыт строительства и реализации новых норм. Опыт работы с ресурсами различного типа. Опыт самопрезентации в различных сообществах.
30 Основные результаты тьюторских практик Опыт работы в команде. Умение анализировать и корректировать собственную деятельность. Опыт самооценки. Опыт строительства собственной индивидуальной территории. Проектные и исследовательские компетентности. Опыт самостоятельной образовательной деятельности. Опыт самопознания и саморазвития.
31 Вопросы для размышления 1. Возможна ли организация тьюторской деятельности в условиях интернатного учреждения? Какие условия необходимы для этого? 2. Какие из результатов тьюторской деятельности кажутся Вам наиболее привлекательными, значимыми для Вашей профессиональной деятельности?
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.