Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемАфанасий Выжлецов
1 Демонстрационный материал для педагогов материал для педагогов из опыта работы
2 И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе. В современных обучающих программах начальной школы важное значение придается логической составляющей. Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно- следственной связи. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, нужно готовить ребенка соответствующим образом. Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем (система Л. В. Занкова, система В. В. Давыдова, система "Гармония", "Школа 2100" и др.) эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро (через месяц-два), и несформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании) очень быстро приводит к появлению "проблем с математикой".
3 В то же время ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы (счету, вычислениям ит. п.). Однако не следует думать, что развитое логическое мышление - это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны). При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка. Развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития.
4 Логические приемы умственных действий Сравнение ОбобщениеАнализ Синтез Классификация Сериация Аналогия Систематизация Абстрагирование
5 построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов по выбранному признаку выделение свойств объекта, или выделение объекта из группы, или выделение группы объектов по определенному признаку. Анализ Сериация соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое целое. анализ и синтез рассматриваются как взаимодополняющие друг друга процессы (анализ осуществляется через синтез, а синтез - через анализ). Синтез
6 Классический пример сериации: матрешки, пирамидки, вкладные мисочки и т. д Сериации можно организовать по размеру, по длине, по высоте, по ширине, если предметы одного типа (куклы, палочки, ленты, камешки и т. д.), и просто по величине (с указанием того, что считать величиной), если предметы разного типа (рассадить игрушки по росту).
7 "Найти все кислые". Сначала у каждого объекта множества проверяется наличие или отсутствие этого признака, а затем они выделяются объединяются в группу по признаку "кислые". Задания и упражнения на анализ и синтез Задание на выбор предмета из группы по любому признаку: "Возьми красный мячик"; "Возьми красный, но не мячик"; "Возьми мячик, но не красный". Задание на выбор нескольких предметов по указанному признаку: "Выбери все мячики"; "Выбери круглые, но не мячики". Задание на выбор одного или нескольких предметов по нескольким указанным признакам: "Выбери маленький синий мячик"; "Выбери большой красный мячик".
8 Задание: "Определи, какая из фигур в этом наборе лишняя. (Квадрат.) Объясни почему. (Все остальные - круги.)". Упражнение Материал: набор фигур - пять кругов (синие: большой и два маленьких, зеленые: большой и маленький), маленький красный квадрат. Упражнения развивающих способности ребенка к анализу и синтезу детей пяти-шести лет.
9 Упражнение Материал: тот же и карточки с цифрами 2 и 3. Задание: "Что на кругах означает число 2? (Два больших круга, два зеленых круга.) Число 3? (Три синих круга, три маленьких круга.)". Упражнение Задание: "Оставшиеся круги раздели на две группы. Объясни, почему так разделил. (По цвету, по размеру.)". Упражнение Материал: рисунок фигурок-рожиц Задание: "Одна из фигурок отличается от всех других. Какая? (Четвертая.) Чем она отличается?"
10 Задание: "Среди этих фигурок есть лишняя. Найди ее. (Пятая фигурка.) Почему она лишняя?" Более сложная форма - задание на выделение фигуры из композиции, образованной наложением одних форм на другие. Такие задания можно предлагать детям пяти - семи лет. Материал: рисунок двух маленьких треугольников, образующих один большой. Задание: "На этом рисунке спрятано три треугольника. Найди и покажи их"
11 Задание: "Возьми два треугольника и сложи из них один. Теперь возьми два других треугольника и сложи из них еще один треугольник, но другой формы. Чем они отличаются? (Один высокий, другой - низкий; один узкий, другой - широкий.) Можно ли сложить из этих двух треугольников прямоугольник? (Да.) Квадрат? (Нет.)" Упражнение Материал: 4 одинаковых треугольника
12 . Сравнение Классификация Обобщение логический прием умственных действий, требующий выявления сходства и различия между признаками объекта (предмета, явления, группы предметов). Выполнение сравнения требует умения выделять одни признаки объекта (или группы объектов) и абстрагироваться от других. разделение множества на группы по какому- либо признаку, который называют основанием классификации. Классификацию можно проводить либо по заданному основанию, либо с заданием поиска самого основания это оформление в словесной (вербальной) форме результатов процесса сравнения. Обобщение формируется в дошкольном возрасте как выделение и фиксация общего признака двух или более объектов
13 Для выделения различных признаков объекта можно использовать игру "Найди это по указанным признакам": "Что (из этих предметов) большое желтое? (Мяч и медведь.) Что большое желтое круглое? (Мяч.)" и т. д. Упражнения на сравнение "Что ты можешь рассказать о них? (Арбуз, солнце) (Арбуз большой, круглый, зеленый. Солнце круглое, желтое, горячее.)" "Кто больше расскажет об этом? (Лента длинная, зеленая, блестящая, атласная.)".
14 Упражнение Материал: изображения двух яблок маленькое желтое и большое красное. У ребенка набор фигур: треугольник синий, треугольник красный, квадрат красный, квадрат желтый, круг маленький зеленый, круг большой желтый. Задание: "Найди среди своих фигур похожую на яблоко". Взрослый по очереди предлагает рассмотреть каждое изображение яблока. Ребенок подбирает похожую фигуру, выбирая основание для сравнения: цвет, форма. "Какую фигурку можно назвать похожей на оба яблока? (Круги. Они похожи на яблоки формой.)". Все игры вида "Найди такой же". Упражнение Материал: тот же и набор карточек с цифрами от 1 до 9. Задание: "Отложи направо все желтые фигуры. Какое число подходит к этой группе? Почему 2? (Две фигуры.) Какую другую группу можно подобрать к этому числу? (Треугольник синий и красный - их два; две красные фигуры, два круга; два квадрата - разбираются все варианты.)". "Возьми все синие фигуры. Сколько их? (Одна.) Сколько здесь всего цветов? (Четыре.) Фигур? (Шесть.)".
15 1. по названию (чашки и тарелки, ракушки и камешки, кегли и мячики и т. д.); 2. по размеру (в одну группу большие мячи, в другую - маленькие, в одну коробку длинные карандаши, в другую - короткие и т. д.); 3. по цвету (в эту коробку красные пуговицы, в эту - зеленые); 4. по форме (в эту коробку квадраты, а в эту - кружки; в эту коробку - кубики, в эту - кирпичики и т. д.); 5. по другим признакам нематематического характера: что можно и что нельзя есть; кто летает, кто бегает, кто плавает; кто живет в доме и кто в лесу; что бывает летом и что зимой; что растет в огороде и что в лесу и т. д. УПРАЖНЕНИЯ НА КЛАССИФИКАЦИЮ
16 Материал: несколько кругов одинакового размера, но разного цвета (два цвета). Задание: "Раздели круги на две группы. По какому признаку это можно сделать? (По цвету.)". Материал: к предыдущему набору добавляются несколько квадратов тех же цветов (два цвета). Фигуры перемешиваются. Задание: "Попробуй снова разделить фигуры на две группы". Возможны два варианта разделения: по форме и по цвету. Взрослый помогает ребенку уточнить формулировки. Ребенок говорит обычно: "Эти - круги, эти - квадраты". Взрослый обобщает: "Значит, разделили по форме".
17 Упражнение. Материал: набор из шести фигур разной формы. Задание: "Одна из этих фигур лишняя. Найди ее. (Фигура 4.)". Детям этого возраста незнакомо понятие выпуклости, но они обычно всегда указывают на эту фигуру. Объяснять они могут так: "У нее угол ушел внутрь". Такое объяснение вполне подходит. "Чем похожи все остальные фигуры? (У них 4 угла, это четырехугольники.)".
18 Существует множество развивающихся игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Такие игры как НАЙДИ НЕСТАНДАРТНУЮ ФИГУРУ, ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ?), МЕЛЬНИЦА, и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий. С целью развития у детей мышления, я использую различные игры и упражнения. Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с таким заданиями начала с элементарных заданий на логическое мышление – цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагала продолжить ряд или найти пропущенный элемент.
19 Логические задания. -Мальвина и Артемон вырезали из бумаги. Кто-то вырезал квадраты, кто-то вырезал круги. Мальвина не вырезала круги. Что вырезал Артемон? Задание « Размести попугаев ». Пошли дальше. Посмотрите здесь попугаи, которые сидят на двух жердочках и третья жердочка свободна. Вам нужно рассадить попугаев на жердочки, чтобы поровну на всех жердочках.
20 «Найди закономерность»: найти закономерность, значит нарисовать бананы и ягоды и поставить точки в пустой костяшке домино.
21 Жили-были три девочки: Таня, Лена и Даша. Таня выше Лены, Лена выше Даши. Кто из девочек самая высокая, а кто самая низкая? Кого из них как зовут? В трех тарелках лежат разные фрукты. Бананы лежат не в синей и не в оранжевой тарелке. Апельсины не в синей и в розовой тарелке. В какой тарелке лежат сливы? А бананы и апельсины?
22 Я и моя семья У нас большая и дружная семья. Мама - врач, папа - инженер, старший брат - шофер, старшая сестра - учительница, бабушка - пенсионерка, а я хожу в детский сад. Вопросы. Сколько человек в нашей семье? (6) Сколько профессий можно насчитать в нашей семье? (4) Стрекоза сидит не на цветке и не на листке. Кузнечик сидит не на грибке и не на цветке. Божья коровка сидит не на листке и не на грибке. Кто на чем сидит? (лучше все нарисовать)
24 Посчитай, сколько насекомых и запиши ответ. Не забудь их раскрасить. Божьи коровки потеряли свои пятнышки. Нарисуй их соответственно цифре.
26 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад «Рябинка» Выполнила: Сергеева Елизавета Тимофеевна – воспитатель высшей квалификационной категории г. Мариинский Посад
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.