Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЗинаида Истомина
1 Инклюзивное образование как процесс обеспечения доступности и качества образования Чирков А.А., к.м.н., Доцент кафедры педагогики и психологии ИПК и ППРО ОГПУ
2 Интеграция и Инклюзия Совместное обучение детей, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) и детей с нормативным развитием
3 инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; (Закон об образовании в РФ)
4 обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого- медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;
5 Дети с ограниченными возможностями здоровья - Это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания; -Это дети, имеющие особые образовательные потребности.
6 Этапы развития национальных систем специального образования
7 Медицинский подход к инвалидности Определяет инвалидность через наличие нарушений здоровья Основное направление деятельности - минимизация нарушений через медицинское вмешательство и терапию (лечение) Обучение ребенка в специализированной школе, детском саду или на дому
8 Недостатки и последствия медицинского подхода
9 Социальная модель инвалидности «Инвалидность - это потеря или ограничение возможностей нормальной жизни в обществе на равных с остальными его членами из-за физических или отношенческих барьеров» (DPI, 1981).
10 «Это ваш страх, невежество, незнание, предрассудки, стереотипы, барьеры и дискриминация делают нас инвалидами».
11 ИНТЕГРАЦИЯ integrate - объединять в единое целое Право быть такими, как все Перемещение учащихся из специализированных школ в школы по месту жительства Обучение в отдельных классах (КРО) Ребенок должен быть готов для принятия его школой и обществом Не учитывается широкий спектр индивидуальных отличий Преобладает физическая составляющая интеграции
12 Инклюзия include - включать, иметь в своем составе Утверждается право детей с ОВЗ быть не такими, как все Каждый ученик школой и обществом принимается таким каков он есть Обучение осуществляется в общем со здоровыми сверстниками классе Физическая составляющая интеграции дополняется социальной составляющей.
13 Инклюзия (включение) процесс развития общего образования, который подразумевает и обеспечивает доступность образования для всех, включая детей с ограниченными возможностями здоровья.
14 Включающее образование это шаг на пути достижения конечной цели - создания включающего общества, которое позволит всем детям и взрослым, независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития и ВИЧ-инфекции, участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад.
15 Проиллюстрируем изменения в подходах к организации образования детей с ОВЗ
16 Обычное образование «Обычный» ребёнок Круглые колышки для круглых отверстий Обычные педагоги Обычные школы
17 Специальное образование «Особый» ребёнок Квадратные колышки для квадратных отверстий Специальные педагоги Специальные школы
18 Интегрированнное образование - Адаптация ребёнка к требованиям системы -Превращение квадратных колышков в круглые Система остается неизменной Ребёнок либо адаптируется к системе, либо становится для неё неприемлемым
19 Инклюзивное образование Все дети разные Все дети могут учиться Есть разные способности, различные этнические группы, разный рост, возраст, происхождение, пол Адаптация системы к потребностям ребенка
20 Причины необходимости инклюзии Прирост детей с особыми образовательными потребностями; Узкий рынок специальных услуг; Новый тип родителя, заинтересованного в получении ребенком с ОВЗ цензового образования, проживания в родительской семье; Инновационная нормативно-правовая поддержка; Возникновение новых типов и видов ОУ; Развитие системы ранней помощи.
21 Ратификация Россией международных Конвенций: О правах ребенка О правах умственно отсталых лиц О правах инвалидов Саламанкская декларация Международная конференция «Развитие инклюзивных школ в России», Москва, ноября 2005 и др.
22 Демократизация и гуманитаризация общественной жизни, зафиксированы в новом Законе об образовании в РФ: В целях реализации права каждого человека на образование:создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов
23 В концепции стандарта 2-го поколения: Реализация конституционного права на образование; Социальная справедливость, требующая обеспечения доступа к качественному образованию всех слоев общества;…
24 Принятие ФГОС для ДОУ и ФГОС второго поколения для начальной и основной школ, в соответствии с которым предусматривается разработка в ОУ «Программы коррекционной работы»
25 География инклюзивного образования в РФ Архангельская, Владимирская, Воронежская, Ленинградская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Самарская, Томская, Хабаровская области Республики Северного Кавказа Республики Коми, Бурятия и другие субъекты РФ
26 Кто же такие дети с ОВЗ ?
27 Виды специальных (коррекционных) учреждений:
28 Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
29 Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
30 Под специальными условиями понимаются: использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций и другие условия.
31 замедленное и ограниченное восприятие; недостатки развития моторики; недостатки речевого развития; недостатки развития мыслительной деятельности; пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях; недостатки в развитии личности (неуверенность в себе и неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм и заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением Характерные недостатки развития детей с ограниченными возможностями здоровья
32 недостатки в развитии личности неуверенность в себе и неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм, заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением
33 Программа коррекционной работы ОУ Организация коррекционной работы в условиях инклюзии (примерная ООП ООО, с.266).
34 Цель программы оказание комплексной психолого-социально- педагогической и медицинской помощи и поддержки обучающимся с ОВЗ и их родителям при освоении ООП;
35 Коррекция недостатков развития; Формирование социальной компетентности для самореализации.
36 Основные направления работы 1. Диагностическая работа: Психолого-медико-педагогическое обследование осуществляется ПМП консилиумом школы и/или ПМП Комиссией (городской, районной, окружной и др.).
37 Проводится диагностика нарушений в психическом и (или) физическом развитии обучающихся; определение уровня актуального и зоны ближайшего развития; изучение развития эмоционально- волевой, познавательной, речевой сфер и личностных особенностей;
38 выявление особых образовательных потребностей; изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка; изучение адаптивных возможностей и уровня социализации;
39 системный разносторонний контроль за уровнем и динамикой развития; Динамика показателей здоровья; Исследование социально- психологического климата в ОУ.
40 2.Коррекционно-развивающая работа Комплексное, индивидуально- ориентированное социально-психолого- педагогическое и медицинское сопровождение; Создание условий для удовлетворения особых образовательных потребностей;
41 помощь тьютора; выбор оптимальных коррекционных программ/ методик, методов и приёмов обучения; Разработка адаптированных общеобразовательных программ.
42 Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц; (Закон об образовании в РФ)
43 организация и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения:
44 коррекция и развитие познавательных процессов и высших психических функций - восприятия, памяти, внимания, познавательной мотивации, воображения и др.; эмоционально-волевой и речевой сфер;
45 развитие универсальных учебных действий в соответствии с требованиями основного общего образования; развитие и укрепление зрелых личностных установок, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;
46 формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний; развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции; развитие компетенций, необходимых для продолжения образования и профессионального самоопределения;
47 формирование навыков получения и использования информации (на основе ИКТ), способствующих повышению социальных компетенций и адаптации в реальных жизненных условиях; социальная защита ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни и психотравмирующих обстоятельствах.
48 3. Консультативная работа выработка совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с ОВЗ, единых для всех участников образовательного процесса;
49 консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;
50 консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;
51 консультационная поддержка и помощь обучающимся с ОВЗ, направленные на содействие свободному и осознанному выбору профессии, формы и места обучения в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями.
52 4.Информационно- просветительская работа информационная поддержка образовательной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями, их родителей (законных представителей), педагогических работников;
53 различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на участников образовательного процесса обучающихся (как имеющих, так и не имеющих недостатки в развитии), их родителей (законным представителям), педагогических работников;
54 проведение тематических выступлений для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
55 Требования к условиям реализации программы
56 1. Организационные условия предусматривать вариативные формы получения образования: обучения в общеобразовательном классе, в коррекционном или интегрированном классе; по общей образовательной программе основного общего образования или по индивидуальной программе; с использованием надомной и (или) дистанционной форм обучения.
57 различные варианты специального сопровождения в соответствии с рекомендациями психолого-медико- педагогической комиссии; Организация сетевого взаимодействия образовательных и иных организаций; Взаимодействие специалистов общеобразовательного учреждения обеспечивающее системное сопровождение.
58 составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональной-волевой и личностной сфер ребёнка.
59 2. Психолого-педагогическое обеспечение дифференцированные условия (оптимальный режим учебных нагрузок); психолого-педагогические условия: коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка;
60 соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности;
61 специализированные условия: выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; здоровьесберегающие условия;
62 участие всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в воспитательных, культурно- развлекательных, спортивно- оздоровительных и иных досуговых мероприятиях;
63 3.Программно-методическое обеспечение используются рабочие коррекционно- развивающие программы социально- педагогической направленности, диагностический и коррекционно- развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога, учителя- логопеда, учителя-дефектолога и др.
64 использование специальных (коррекционных) образовательных программ, учебников и учебных пособий для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (соответствующего вида), в том числе цифровых образовательных ресурсов.
65 4. Кадровое обеспечение Коррекционная работа должна осуществляться специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки.
66 следует вводить в штатное расписание общеобразовательных учреждений ставки педагогических (учителя- дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги и др.) и медицинских работников.
67 5.Материально-техническое обеспечение Должно обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среду образовательного учреждения; включая пандусы, специальные лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование, а также оборудование и технические средства обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья индивидуального и коллективного пользования ;
68 6. Информационное обеспечение создание системы широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно- методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.
71 Задачи программы выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ при освоении ими основной образовательной программы основного общего образования;
72 создание в общеобразовательном учреждении специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса;
73 Оказание помощи обучающимся с ОВЗ с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
74 разработка и реализация индивидуальных программ, учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с нарушением в физическом и (или) психическом развитии, сопровождаемые поддержкой тьютора образовательного учреждения;
75 социальная адаптация и интеграция; формирование социальной компетентности для самореализации; формирование зрелых личностных установок, способствующих оптимальной адаптации в условиях реальных жизненных ситуаций;
76 реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
77 оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.