Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЛюдмила Секретарева
1 Формирование универсальных учебных действий учащихся. От действия к мысли МБОУ «Калининская ООШ» 2010
2 Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
3 Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно- деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.
4 Тенденции оптимизации образовательного процесса от определения цели обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели обучения как формирования умения учиться; - от определения цели обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели обучения как формирования умения учиться; -от «стерильности» системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к экологической парадигме включения содержания обучения в контекст решения жизненных задач; -от «стерильности» системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к экологической парадигме включения содержания обучения в контекст решения жизненных задач; -от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации; -от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации; от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учебного процесса как смыслового (процесса смыслообразования и смыслопорождения); от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учебного процесса как смыслового (процесса смыслообразования и смыслопорождения); -от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию ведущей роли учебного сотрудничества. -от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию ведущей роли учебного сотрудничества.
5 В образовательной практике наметился переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе учащихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни.
6 Учение более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем
7 пособие для учителя под редакцией А. Г. Асмолова.
8 Понятие «универсальные учебные действия» учебные действия» УУД – В широком значении термин УУД – означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта
9 УУД – совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
10 Компоненты учебной Компоненты учебной деятельности деятельности познавательные и учебные мотивы; познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная цель; учебная задачу; учебная задачу; учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
11 Функции универсальных Функции универсальных учебных действий: учебных действий: обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области. создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
12 Основная функция универсальных учебных действий – обеспечить ключевую компетенцию обучающихся – умение учиться Основная функция универсальных учебных действий – обеспечить ключевую компетенцию обучающихся – умение учиться
13 Виды универсальных Виды универсальных учебных действий учебных действий личностные; познавательные; коммуникативные. коммуникативные.
14 Личностные универсальные действия действия личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор. нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
15 Регулятивные универсальные действия действия Целепологание Целепологание Планирование Планирование Прогнозирование Прогнозирование Контроль Контроль Коррекция Коррекция Оценка Оценка Саморегуляция Саморегуляция
16 Познавательные универсальные действия действия общеучебные, общеучебные, логические, логические, постановка и решение проблемы. постановка и решение проблемы.
17 Познавательные универсальные действия действия Общеучебные универсальные действия: Общеучебные универсальные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
18 Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково- символические действия: моделирование преобразование модели
19 Познавательные универсальные действия действия Логические универсальные действия: Логические универсальные действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; синтез составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; построение логической цепи рассуждений; доказательство; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование. выдвижение гипотез и их обоснование.
20 Познавательные универсальные действия действия Постановка и решение проблемы: Постановка и решение проблемы: формулирование проблемы; формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
21 Коммуникативные универсальные действия действия планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками определение цели, функций участников, способов взаимодействия; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; постановка вопросов инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера контроль, коррекция, оценка его действий; управление поведением партнера контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
22 Связь универсальных учебных действий с учебными предметами
23 Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий. возможности для формирования универсальных учебных действий.
24 Литературное чтение Литературное чтение смысло-образования через прослеживание «судьбы героя» и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов; самоопределения и самопознания на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации; самоопределения и самопознания на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации; основ гражданской идентичности путем знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан; основ гражданской идентичности путем знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан; эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев; эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев; действия нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей; эмоционально-личностной децентрации на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений; эмоционально-личностной децентрации на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений; умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей; умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей; умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя; умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя; умения устанавливать логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения; умения устанавливать логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения; умения строить план с выделением существенной и дополнительной информации. умения строить план с выделением существенной и дополнительной информации.
25 Математика Развитие познавательных действий логических, включая и знаково- символические, планирование (цепочки действий по задачам), планирование (цепочки действий по задачам), систематизация и структурирование знаний, перевод с одного языка на другой, систематизация и структурирование знаний, перевод с одного языка на другой, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, аксиоматика, аксиоматика, формирование элементов системного мышления, формирование элементов системного мышления, выработка вычислительных навыков выработка вычислительных навыков
26 Русский язык Русский язык формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий моделирования и преобразования модели моделирования и преобразования модели
27 Технология формирование картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека; формирование картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека; развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения на основе развития способности учащегося к моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей (рисунков, планов, схем, чертежей); развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения на основе развития способности учащегося к моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей (рисунков, планов, схем, чертежей); развитие регулятивных действий, включая целепологание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения задач); прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку; развитие регулятивных действий, включая целепологание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения задач); прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку; формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий; развитие планирующей и регулирующей функций речи; развитие планирующей и регулирующей функций речи; развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместно-продуктивной деятельности; развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместно-продуктивной деятельности; развитие эстетических представлений и критериев на основе изобразительной и художественной конструктивной деятельности; развитие эстетических представлений и критериев на основе изобразительной и художественной конструктивной деятельности; формирование мотивации успеха и достижений младших школьников, творческой самореализации на основе эффективной организации предметно-преобразующей символико-моделирующей деятельности; формирование мотивации успеха и достижений младших школьников, творческой самореализации на основе эффективной организации предметно-преобразующей символико-моделирующей деятельности; ознакомление младших школьников с миром профессий и их социальным значением, историей их возникновения и развития как первой ступенью формирования готовности к предварительному профессиональному самоопределению. ознакомление младших школьников с миром профессий и их социальным значением, историей их возникновения и развития как первой ступенью формирования готовности к предварительному профессиональному самоопределению.
28 Формирование коммуникативных универсальных учебных действий средствами различных предметов
29 Литературное чтение Литературное чтение Уроки литературы, организованные в форме диалога или дискуссии, позволяют прививать ученикам уважение к мнению своего собеседника, будь то учитель или сверстник; умение четко и грамотно выражать свои мысли, аргументировать свое мнение и отступать от неверных доводов, принимать позицию собеседника.
30 Окружающий мир Окружающий мир В организации совместной работы детей привлекает в первую очередь то, что разрешаются и даже поощряются их коммуникативные действия. Дети могут советоваться друг с другом, подсказывать, спорить, доказывать словом, действовать естественно, раскованно, «не как на уроке» По своей мотивационной наполненности такого рода учебная работа близка к игровой деятельности с характерной для нее актуализацией соревновательных мотивов, инициативным поведением и активным взаимодействием. Естественно, что эмоционально положительное отношение учащихся к этой работе резко повышает ее эффективность и тем самым способствует сохранению учебной мотивации и позитивного отношения к учению в целом. По своей мотивационной наполненности такого рода учебная работа близка к игровой деятельности с характерной для нее актуализацией соревновательных мотивов, инициативным поведением и активным взаимодействием. Естественно, что эмоционально положительное отношение учащихся к этой работе резко повышает ее эффективность и тем самым способствует сохранению учебной мотивации и позитивного отношения к учению в целом.
31 Технология Преимущества предмета «Технология» по сравнению с остальными определяются: возможностью действовать не только в плане представления, но и в реальном материальном плане совершать наглядно видимые преобразования (это устраняет отрыв речевых действий от их материальной формы); возможностью действовать не только в плане представления, но и в реальном материальном плане совершать наглядно видимые преобразования (это устраняет отрыв речевых действий от их материальной формы); возможностью организации совместной продуктивной деятельности и формирования коммуникативных действий, а также навыков работы в группе. возможностью организации совместной продуктивной деятельности и формирования коммуникативных действий, а также навыков работы в группе. Выполнение заданий стимулирует выработку умения совместно планировать, договариваться и распределять функции в ходе выполнения задания, Выполнение заданий стимулирует выработку умения совместно планировать, договариваться и распределять функции в ходе выполнения задания, осуществлять взаимопомощь и взаимный контроль. осуществлять взаимопомощь и взаимный контроль.
32 Универсальные учебные действия и успешность обучения и успешность обучения в начальной школе в начальной школе Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения предметных дисциплин.
33 Общеучебные умения – самое главное, что остается после школы что остается после школы Организационные - умения ОРГАНИЗОВЫВАТЬ свою деятельность Интеллектуальные - умения результативно МЫСЛИТЬ и работать с ИНФОРМАЦИЕЙ в современном мире Оценочные - умения самостоятельно делать ВЫБОР в мире ЦЕННОСТЕЙ и ПОСТУПКОВ и отвечать за этот выбор Коммуникативные - умения ОБЩАТЬСЯ, взаимодействовать с людьми
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.