Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемОлег Чекомасов
1 «Истоки традиционных народных художественных промыслов России (на примере Урало-сибирской росписи)». Холькина Елена Николаевна, учитель ИЗО МОУ «СОШ 8» города Магнитогорска Программа по изобразительному искусству под редакцией Б.М. Неменского для 5 класса
2 «Когда смотришь на древнюю роспись, на старые изразцы или орнаменты, думаешь: какая красивая жизнь была. Какие красивые люди жили ею. Как жизненно и близко всем было искусство». Николай Рерих
3 Урало-сибирская роспись Галерея Техника двойного мазка Символика Материалы Цвета росписи Элементы росписи Схемы
4 рис. Наличники окон белой горницы Урало- сибирская роспись Уральская домовая роспись поражает, прежде всего, своей монументальностью: расписываются сени, изба, горница, а в них стены, простенки, потолки, двери, полати, заборки, грядки и многое другое.
5 рис. Дверь чулана Урало- сибирская роспись Чулан, где хранилась одежда и съестные припасы семьи, расписывался особенно ярко, со значением. Цветы, птицы, плоды выражали надежду хозяев на богатый урожай и полный достаток в доме.
6 Урало-сибирская роспись Яркие красочные орнаменты с цветами, птицами придавали интерьеру праздничность, создавали атмосферу тепла и уюта, напоминали о красоте и радости весеннего и летнего цветения природы. Музей села Нижняя Синячиха в Свердловской области
7 Урало-сибирская роспись Музей села Нижняя Синячиха в Свердловской области
8 Шкаф-поставец. XIX в. Соликамский р-н, д. Ескина Цветочным орнаментом расписывалась лицевая часть шкафа; у комода же, как правило, разделывались боковые стенки «под мрамор» или «под орех ». Урало-сибирская роспись
9 Прялка токарная г. Суксунский р-н. Прялка- корневушка. Рубеж XIX вв. Чердынский р-н, с. Корепино Развитым видом народного искусства на Урале было создание праздничных обрядовых прялок. Над ними трудились мастера- профессионалы, были выработаны определенные типы композиций прялочного декора, характерные для различных районов, но всегда связанные с определённым назначением прялки. Урало-сибирская роспись
10 Материалы урало-сибирской росписи Старые мастера краски делали из местных минералов, растирая их, используя олифу. Но мы будем использовать гуашь, плоские синтетические кисти Обязательно потребуется палитра, на которую необходимо выкладывать нужные цвета, ёмкость для воды.
11 Техника двойного мазка Особенность росписи – двухцветный мазок. На кисть набираем два цвета краски: на одну сторону светлую, на другую темную краску. Для начала пробуем двойной мазок на бумаге, убирая излишки краски, затем проводится мазок непрерывным движением, поворачивая кисть в необходимых направлениях. В результате получается объёмный лепесток цветка или листочка. Видео показ.
12 Основные цвета росписи Росписи поражают тонким декоративным чутьём и мастерством колорита. Пользуясь ограниченным числом красок, тремя-четырьмя, мастера умели достигать и звучности цвета, и своеобразной изысканности цветовых сочетаний. Использовались краски разных тонов: оранжевые – до 4-х тонов, голубые – до 3-х, синий цвет имел тёмно-синие, звонко- васильковые, бледно-голубые тона.
13 Основные цвета росписи Росписи делались в изумрудно– зелёных тонах – надежда на плодородие и сытую жизнь; солнечно- жёлтые цвета славили гостеприимство и хлебосольство; тёмно–пурпуровый цвет был символом тяжёлой жизни крестьянина, политой потом и кровью; зелёный–цвет надежды, жизни, подвига; белый–чистоты, бессмертия; голубой – девственности; светло- жёлтый или золотистый – славы и царственности. Эти тайны цветовой символики пришли из древнерусской живописи. Букет цветов.
14 Неизвестный мастер. Солнце и гирлянда. Роспись дверцы шкафа. Конец XIX начало XX в. Символико-поэтическая система ведет свое начало от знаков- символов, связанных с поклонением силам природы. В ее основе лежат древнейшие мотивы солнечных дисков, воды, древа жизни и др. Одним из широко распространенных мотивов уральской народной росписи является круг. В старых крестьянских жилищах лучистыми розетками с угловыми сегментами украшали ворота, калитки, двери, ставни. Знаки –символы уральской росписи
15 рис. Фрагмент потолка избы Урало-сибирская роспись Круговая композиция имела магическое значение и была связана с культом солнца.
16 В.К. Рябков. Цветущий сад с птицами Роспись горницы Роспись в крестьянской избе расписывалась ярусами. Нижний ярус символизировал связь с матушкой землёй, верхний означал связь с небом, солнцем, верховными культами. Потолок в доме – это его «небо». Солнце дарит жизнь всему земному, от чего зависела жизнь крестьянина. Знаки и символы уральской росписи
17 В.К. Рябков. Цветущий мир Роспись горницы Средний ярус – мир человека – ориентирован на связь с реальными, мифологизированными обитателям земли. Основу росписи среднего яруса составлял растительный орнамент. Главными его мотивами являлись дерево, куст, букет, иногда цветы, поставленные в вазу. Знаки – символы уральской росписи
18 С Чубарова. Эскиз венка оберега уральской росписи Знаки – символы уральской росписи Бутоны и ягоды на цветущем венке – это символ детей; листья – символ изобильного хорошего урожая, постоянного возрождения и роста.
19 Знаки – символы уральской росписи Вислый шкаф. Роспись дверки. Рубеж XIX– XXвв. Красновишерский р-н, д. Ратегово. «Древо жизни» изображающее древние и молодые поколения венчает пара птиц – символ счастливой супружеской пары. Магические мотивы присутствуют и в красном цвете – символе очага и жизни; в голубом и зеленом цветах – символ растений, наполненных живительной влагой. Вся композиция в росписи трактуется благопожелательными функциями и несет в себе пожелание счастья и благополучия. Создается изобразительный оберег.
20 Прялка. Роспись лопасти. Рубеж XIX-XX вв. Очеркский р-н, д. Верхняя Талица Сцены труда и семейного благополучия создавались с надеждой на исполнение желаний и объединялись в одну композицию со знаками – символами. Знаки – символы уральской росписи
21 Этапы выполнения цветка
22 Элемент травки и корня Ягодки, приписки и травки Оживки, пропись травок
23 Элементы листьев
24 Мотивы урало-сибирской росписи
25 Композиция росписи строилась на свободном ритмическом равновесии красочных пятен. В композиции букетов использовалась ярусность и симметрия. Схемы узоров
26 Выполнение композиции
27 Использованные интернет- ресурсы: Слайд 1 jpg Слайд 2 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 jpg Слайд 9 jpg Слайд 9 jpg Слайд 12 jpg Слайд 13 jpg Слайд 14 jpg Слайд 15 jpg Слайд 16 jpg Слайд 17 Слайд 18 jpg Слайд 19 jpg Слайд 20 jpg На остальных слайдах представлены собственные фотографии
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.