Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемМарина Будаева
1 Художественные особенности в лирике М.Ю.Лермонтова.
2 План: 1) Словарь 1) Словарь 2) Анализ стихотворений 2) Анализ стихотворений 3)Духовный дневник 3)Духовный дневник
3 Словарь : 1. Психологический роман разновидность романа, ставящая своей целью показ «внутреннего человека» и «диалектики души». В своей классической форме выступил в XIX веке преимущественно в русской и французской литературе. В XX веке его влияние распространилось на всю мировую литературу. Психологическим романом в творчестве Лермонтова является «Герои нашего времени». 1. Психологический роман разновидность романа, ставящая своей целью показ «внутреннего человека» и «диалектики души». В своей классической форме выступил в XIX веке преимущественно в русской и французской литературе. В XX веке его влияние распространилось на всю мировую литературу. Психологическим романом в творчестве Лермонтова является «Герои нашего времени».
4 2. Петербургские повести общее название ряда повестей, написанных Николаем Васильевичем Гоголем, и название сборника, из них составленного. Объединены общим местом действия Санкт- Петербургом х годов. 2. Петербургские повести общее название ряда повестей, написанных Николаем Васильевичем Гоголем, и название сборника, из них составленного. Объединены общим местом действия Санкт- Петербургом х годов. 3. Кольцевая 3. Кольцевая композиция это повторение в конце произведения какого-то элемента из его начала.
5 4. Тема (греч. thema, буквально «то, что положено в основу») предмет (суть) какого- либо рассуждения или изложения. 4. Тема (греч. thema, буквально «то, что положено в основу») предмет (суть) какого- либо рассуждения или изложения. 5. Мотив простейшая составная часть сюжета. 5. Мотив простейшая составная часть сюжета. 6. Лирический герой субъект высказывания в лирическом произведении, своего рода персонаж лирики. 6. Лирический герой субъект высказывания в лирическом произведении, своего рода персонаж лирики.
6 . 7)Дружеское послание один из самых распространенных в первой трети XIX в. жанров лирики. Это вариация древнего жанра послания. В дружеских посланиях много бытовых деталей, шуток, намеков, вполне понятных адресатам этих стихотворений и требующих комментария для посторонних читателей. Жанр дружеского стихотворного послания был частью литературного быта, кружкового общения поэтов. Посланиями обменивались многие в 1810-е 1830-е гг.: А.С.Пушкин, П.А.Вяземский, А.А.Дельвиг, Н.М.Языков, Е.А.Баратынский. Этот жанр оказался актуальным и для поэтов «серебряного века».
7 8)Любовное письмо(послание) письмо, основным предметом которой является любовь. Любовная переписка может быть как между мужчиной и женщиной. Любовными письмами обменивались некоторые известные исторические личности. Любовное письмо является важной частью сюжета многих литературных произведений. Одним из примеров любовного послания является стихотворения М.Ю.Лермонтова «Нет, не тебя так пылко я люблю».
8 9)Молитва обращение верующего к Богу, богам, другим сверхъестественным или ассоциированным с Богом существам, а также канонизированный текст этого обращения.Молитва часто принимает вид поклонения, восхваления, просьбы или просто изложения своих мыслей. Молитва также часто принимает формы обряда.Примером молитвы является стихотворения «Я, матерь божия, ныне с молитвою…». 9)Молитва обращение верующего к Богу, богам, другим сверхъестественным или ассоциированным с Богом существам, а также канонизированный текст этого обращения.Молитва часто принимает вид поклонения, восхваления, просьбы или просто изложения своих мыслей. Молитва также часто принимает формы обряда.Примером молитвы является стихотворения «Я, матерь божия, ныне с молитвою…».
9 Анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова: На фоне глубокой внутренней борьбы между двумя противоположными стихиями небом и землей, переход от безусловного признания приоритета первого над вторым через осмысление их равноправности, к радостному ощущению возможности их примирения, их слияния, синтеза между ними, таков был тяжелый путь жизни и творчества М.Ю.Лермонтова. 1) «Нет, не тебя так пылко я люблю, Не для меня красы твоей блистанье: Люблю в тебе я прошлое страданье И молодость погибшую мою. Когда порой я на тебя смотрю, В твои глаза вникая долгим взором: Таинственным я занят разговором, Но не с тобой я сердцем говорю. Я говорю с подругой юных дней, В твоих чертах ищу черты другие, В устах живых уста давно немые, В глазах огонь угаснувших очей.»
10 Старая болезнь духа сказывается также в том, что он вновь возвращается к "Демону", пишет свой последний, пятый очерк, в котором опять ставит с прежней остротой прежнюю проблему о назначении жизни, об отношении человека к Богу, земли к небу. Здесь Лермонтов уже окончательно сливается со своим демоном, сделав его похожим "на вечер ясный: ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет". Следы тяжелых настроений заметны и в "Сказке для детей", и в "Беглеце", и в прекрасном по своей безыскусное "Валерике", рисующем картины военной походной жизни, и в пророческом "Сне", в котором он предугадал свой преждевременный конец. И все-таки это не более как отзвучия, еще резче подчеркивающие основную тенденцию его творчества: "У Бога счастья не прошу и молча зло переношу". Оттого и пугают его те "сумерки души, когда предмет желаний мрачен, меж радостью и горем полусвет"; когда жизнь ненавистна, и смерть страшна. И с первых же годов творчества, одновременно и параллельно с этими небесными звуками, звучат звуки страстные, земные, грешные, и в них чувствуется гораздо больше глубины, силы напряжения.
11 2) « Я, матерь божия, ныне с молитвою Пред твоим образом, ярким сиянием, Не о спасении, не перед битвою, Не с благодарностью иль покаянием, Не за свою молю душу пустынную, За душу странника в свете безродного; Но я вручить хочу деву невинную Теплой заступнице мира холодного. Окружи участием душу достойную; Дай ей спутников, полных внимания, Молодость светлую, старость покойную, Сердцу незлобному мир упования. Срок ли приблизится часу прощальному В утро ли шумное, в ночь ли безгласную. Ты восприять пошли к ложу печальному Лучшего ангела душу прекрасную.» Строится как монолог лирического героя мольба о счастье любимой женщины, о ее душе (вероятно, что в стих. речь идет о В. А. Лопухиной). В ходе монолога вырисовываются три образа: божьей матери, лирич. героя и той, о к-рой он молится. В общем контексте лермонт. лирики существенно, что внутр. драма героя, одинокого странника с «пустынной душой», отодвинута на второй план, а на первый выступает образ героини ее нравств. чистота и беззащитность перед враждебными силами «мира холодного». Мольба за нее освещает с новой стороны образ самого героя: трагедия духовного одиночества не разрушила его глубокого участия и заинтересованности в судьбе другого человека. «Молитва» проникнута интонацией просветленной грусти, связанной с особым преломлением в этом стих. религиозных мотивов: существование «незлобного сердца», родной души заставляет героя вспомнить о другом, светлом «мире упования», в к- ром «теплая заступница» охраняет весь жизненный путь «достойной души» и ангелы осеняют ее на пороге смерти.
12 Ранняя лирика Лермонтова, содержащая немало философских размышлений и поисков своего места и предназначения, во многом напоминает поэтический дневник. В ней раскрывается интенсивная духовная жизнь, работа мысли, сопровождаемая глубоким чувством, стремление к познанию окружающего мира и своего места в нем. Жажда познания и активного действия приводит Лермонтова к необычайно ранней постановке серьезных философских проблем. Лирика Лермонтова, как духовный дневник:
13 Вместе с тем герой отвергает традиции. формы обращения к богу с молитвой о себе («Не о спасении, не перед битвою, / Не с благодарностью иль покаянием, / Не за свою молю душу пустынную»), как бы заведомо зная, что благодать не коснется его собственной «пустынной души». Л. ввел стих. в текст письма М. А. Лопухиной от 15 февраля 1838 под названием «Молитва странника»: «В завершение моего письма я посылаю вам стихотворение, которое я нашел случайно в ворохе своих путевых бумаг и которое мне в какой-то степени понравилось, потому что я его забыл но это вовсе ничего не доказывает».
14 Работу выполняли: Работу выполняли: Андреева Анастасия и Широкова Анастасия Андреева Анастасия и Широкова Анастасия 10 класс «Б» 10 класс «Б» Учитель: Знаменская С.Н. Учитель: Знаменская С.Н.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.