Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемРузиля Халикова
1 МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РФ АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ Некоторые аспекты логопедической работы по формированию слоговой структуры у старших дошкольников с ОНР ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Студент Борисова Татьяна Юрьевна Руководитель Халикова Рузиля Мусовна Заведующий Летуновская Светлана Витальевна кафедрой «Логопедия»
2 Актуальность исследования Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для становления полноценной личности ребенка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе
3 Цель исследования Исследование особенностей освоения и формирования слоговой структуры слов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Систематизация коррекционно-логопедических занятий по формированию слоговой структуры у детей с ОНР III уровня и оценка ее эффективности. Объект исследования: слоговая структура слова Предмет исследования: процесс формирования слоговой структуры слова у детей 6-7 лет с ОНР, включающий развитие базовых предпосылок ее становления
4 Гипотеза исследования Деформация слогового состава слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР взаимосвязана с особенностями развития неречевых процессов; если в ходе специального обучения будет осуществляться целенаправленное комплексное формирование слоговой структуры и её предпосылок, эффективность коррекционного воздействия повысится.
5 Задачи Проанализировать теоретический и методический аспекты исследуемой проблемы. Выявить особенности восприятия и произношения слов различного слогового состава и специфику состояния базовых предпосылок её формирования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Апробировать систему коррекционных занятий по формированию слоговой структуры слова и предпосылок ее становления. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность предложенной системы работы.
6 Методологическая основа исследования Исследования детской речи в онтогенезе Н.Х.Швачкина, Р.Е.Левиной Теория развития высших психических функций Л.С.Выготского Концепция системного подхода к изучению и коррекции речевых нарушений Р.Е.Левиной Методика исследования состояния слоговой структуры Бабиной Г. В. И Сафонкиной Н.Ю Программа Т.Б.Филичевой о методах, приемах и направлениях коррекционной работы с детьми с ОНР Методики коррекции нарушений слоговой структуры слова Т.А. Ткаченко, Н.С. Четверушкиной, З.Е Агранович., А.К. Марковой, О.Н. Усановой и других авторов
7 Методы исследования -теоретические: теоретический анализ научной, специальной, методической литературы по теме дипломного исследования; - эмпирические: наблюдение, изучение анамнеза и медицинской документации, - интерпретационные методы - анализ данных, полученных в ходе констатирующего и контрольного экспериментов. База исследования МАДОУ д/с 25 «Малыш» компенсирующего вида ЩМР МО Апробация исследования Основные теоретические положения данного дипломного исследования докладывались на РМО учителей – логопедов ЩМР МО
8 Этапы исследования Констатирующий эксперимент: Цель исследования заключалась в выявлении особенностей слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР по методике Бабиной Галины Васильевны и Сафонкиной Натальи Юрьевны Формирующий эксперимент: разработаны направления коррекционной работы и подобрана система упражнений для формирования слоговой структуры слова и базовых её предпосылок Контрольный эксперимент: выявлена динамика формирования слоговой структуры и её базовых предпосылок у дошкольников с общим недоразвитием речи после проведения экспериментального обучения
9 Анализ результатов констатирующего эксперимента
10 Формирующий эксперимент Система коррекционных занятий по формированию слоговой структуры слова и базовых её предпосылок проводилась комплексно, одновременно по следующим направлениям: формирование артикуляционного кинетического праксиса и пальцевой моторики; формирование фонематического слуха и фонематического восприятия; работа над просодическими компонентами речи (ритмом, темпом,интонацией, логическим ударением); формирование слоговой структуры слова.
11 Система коррекционных занятий по преодолению нарушений слоговой структуры 1 этап. Подготовительный (пропедевтический) Работа проводится на невербальном и вербальном материале. Цель данного этапа – подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка. 2 этап. Основной (собственно коррекционный). Работа проводится на вербальном материале. Цель этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребёнка с нарушением речи
12 ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ Работа по устранению нарушений слоговой структуры слова предполагает : Воздействие на все компоненты речевой системы. Широкое использование учебно-игровых приемов. Построение занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Индивидуально - дифференцированный подход. Занятия целесообразно проводить индивидуально и по подгруппам. Продолжительность занятий минут.
13 Сравнительный анализ результатов исследования слоговой структуры до и после формирующего обучения для каждого ребенка с ОНР
14 Выводы 1. Нарушения слоговой структуры слова проявляются в разной степени. Характер ошибок слоговой структуры слов обусловлен состоянием сенсорных (фонематических) или артикуляционных возможностей ребенка. 2. Формирование слоговой структуры и её базовых предпосылок у детей с ОНР возможно только при организации специально направленного обучения. 3. Организованный целенаправленный процесс по формированию слоговой структуры слов и её базовых предпосылок способствует повышению коммуникативной активности и развитию неречевых форм психической деятельности.
15 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.