Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЕкатерина Тимофеичева
4 Цель урока: 1) подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения по заданному тексту; 2) совершенствовать навыки анализа текста; 3) воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, формировать умение корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.
5 План сочинения-рассуждения. Вступление с формулировкой проблемы, поднятой автором в тексте. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Отражение позиции автора. Собственное мнение по проблеме, обоснованное 2-3 аргументами. Заключение.
6 Как понять исходный текст? Текст 1. О чем? (Ты увидишь тему.) 2. Какие вопросы рассматривает автор? (Ты найдешь проблемы.) 3. Над каким вопросом автор рассуждает больше всего? (Ты найдешь основную проблему текста.) 4. Зачем автор написал текст? (Ты определишь идею.) 5. Как автору удалось помочь тебе определить цель? (Вот здесь ты увидишь роль языковых средств.) 6. Почему были использованы именно эти языковые средства? 7. Как сам автор отвечает на поставленные вопросы (проблемы)?
7 Стили речи делятся на: КНИЖНЫЕ - научный; - официально-деловой; - публицистический; - художественный. РАЗГОВОРНЫЙ
8 Особенности публицистического стиля речи: Цель публицистического стиля речи – воздействие и убеждение с целью формирования какой-либо позиции; побуждение к действию; сообщение с целью привлечения внимания к важному вопросу. Сфера применения публицистического стиля – общественно-политическая жизнь; газеты, журналы, телевидение, радио, митинги. Жанры публицистики – статья, очерк, репортаж, интервью, фельетон, доклад, выступление по радио, телевидению, на собрании. Основные стилевые особенности – логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность. Основные языковые средства – сочетание книжной и разговорной лексики; экспрессивные синтаксические конструкции (восклицательные предложения, риторические вопросы, парцелляция); изобразительно- выразительные средства языка (метафоры, сравнения, аллегории и т.д.
9 а) исходный тезис; б) аргументы, включая примеры и доказательства; в) вывод
10 Какие бывают проблемы? нравственные морально-этические экологические патриотические социальные психологические философские социально-психологические социально-философские и т.д.
11 Проблема, рассматриваемая автором, может быть: общественно значимой; злободневной; актуальной; насущной; острой; важной; серьезной; спорной; основной; глубокой; назревшей; неразрешимой; наболевшей; мучительной; жгучей; тяжелой и т.д.
12 Вступление может быть написано в форме: 1) лирического размышления; 2) ряда риторических вопросов, созвучных проблеме текста; 3) рассуждения о заглавии, которое ты бы дал данному тексту; 4) диалога с воображаемым собеседником о проблеме текста; 5) именительного темы.
13 Варианты вступления: … - вот название, которое я бы дал(а) предложенному тексту. В своей статье, говоря о …, … поднимает …(какую?) проблему … Автор текста … не случайно обратился к теме …. Проблема, которую он затрагивает, …. Она интересует и меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени. … – один из писателей, который ощущает личную причастность ко всему происходящему в России. Его волнуют проблемы общественной жизни, в том числе и проблема …. Мир, в котором мы живём, трудно назвать совершенным. В нём много хорошего, но много и такого, что для неравнодушного человека является неприемлемым. Так, для …, автора данного текста, неприемлемым является ….
14 Начиная комментировать проблему, ты можешь указать: 1) насколько злободневна проблема; 2) что делает ее злободневной; 3) традиционна ли эта проблема или нова; 4) если традиционна, то какие точки зрения есть по ее поводу; 5) если нова, то что стало причиной ее появления; жизнеспособна ли она (прогноз на будущее); объясни, что позволяет тебе сделать такие выводы; 6) как удалось автору привлечь внимание к данной проблеме; 7) как характеризует автора выбор данной проблемы (настоящий гражданин своего Отечества; не безразличный наблюдатель, а человек активной жизненной позиции; глубокий знаток человеческой души и т.д.)
15 Автор может: эмоционально воздействовать на читателя; заставить читателя задуматься над проблемами; пытаться найти причины изображаемых негативных явлений; убеждать читателя в правоте своей позиции; использовать ряд убедительных аргументов; открыто заявить о своей гражданской позиции по отношению к …; призывать читателя к …
16 Формулировка позиции автора: По мнению автора, … Публицист убеждён в том, что… Глубже понять идею текста помогает чётко сформулированная авторская позиция: … Для того чтобы повлиять на убеждения читателей, автор использует специально подобранные изобразительно- выразительные средства русского языка… Слова автора «…» отражают основную идею. Автор призывает нас к … В своих рассуждениях о … автор убедителен и доказателен. По его мнению, «…» Автор убеждает читателя в том, что… Авторскую позицию нельзя не увидеть в…
17 Изложение собственной точки зрения: Я полностью согласен с автором… Проблемы, поднятые автором, злободневны и актуальны. Мне, как и автору, представляется правомерным убеждение в том, что… Как и автор, я убеждён в том, что… Безусловно, нельзя не признать правоту автора… Нельзя не согласиться с автором… Позиция автора представляется мне убедительной, потому что…
18 Заключение может быть написано в форме: 1. Концовка с использованием цитаты. 2.Вывод-впечатление. 3. Ответ на вопрос. 4. Призыв к действию.
19 Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим. Д.С.Лихачев
20 Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы высшей категории Панинской СОШ БАТАЖАН Л.Н.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.