Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемНаталия Заозерская
1 Урок литературы в 6 классе « Судьба героев А.И. Куприна «Чудесный доктор» Подготовила: Учитель литературы филиала МБОУ СОШ с.Троекурово в с.Урусово с.Троекурово в с.Урусово Чаплыгинского района Липецкой области Трифонова С.В.
3 Цели урока: 1. повторить понятие «жанр святочного рассказа»; 1. повторить понятие «жанр святочного рассказа»; 2. продолжить знакомство с понятием «контраст»; 2. продолжить знакомство с понятием «контраст»; 3. помочь учащимся научиться сопереживать героям; 3. помочь учащимся научиться сопереживать героям; 4. развивать навыки анализа текста. 4. развивать навыки анализа текста.
4 Оборудование урока: а) портрет А.И. Куприна; б) портрет Н.И. Пирогова; в) иллюстрации к рассказу « «Чудесный доктор».
5 Методические приёмы: беседа по вопросам; беседа по вопросам; комментированное чтение – пересказ; комментированное чтение – пересказ; работа с текстом. работа с текстом.
6 Рождественский рассказ - небольшое произведение, в котором повествуется о судьбе, поступках и мыслях героев в соответствии с евангельскими заповедями. Действия таких рассказов приурочено к Рождественским праздникам, в них описываются чудесные, но не фантастические события, которые помогают герою в его трудной судьбе, в безвыходной, казалось бы, ситуации. Эти рассказы всегда имеют счастливый конец.
7 Комментированное чтение-пересказ Анализ эпизода Анализ эпизода «Мальчики у витрины магазина»
8 Гипербола «целые горы красных крепких яблоков и апельсинов», «правильные пирамиды мандаринов». «целые горы красных крепких яблоков и апельсинов», «правильные пирамиды мандаринов».
9 Эпитеты «красных крепких яблоков», «мандаринов, нежно золотившихся сквозь опутывающую их папиросную бумагу», «красовались сочные разрезанные окорока с толстым слоем розоватого сала». «красных крепких яблоков», «мандаринов, нежно золотившихся сквозь опутывающую их папиросную бумагу», «красовались сочные разрезанные окорока с толстым слоем розоватого сала».
10 Контраст «пирамиды нежно золотившихся мандаринов» рядом с блюдами, на которых протянулись, «уродливо разинув рты и выпучив глаза, огромные копчёные и маринованные рыбы». «пирамиды нежно золотившихся мандаринов» рядом с блюдами, на которых протянулись, «уродливо разинув рты и выпучив глаза, огромные копчёные и маринованные рыбы».
11 Контрастные ряды однородных членов «прекрасные магазины, сияющие ёлки, рысаки, мчавшиеся под своими синими и красными сетками, визг полозьев, праздничное оживление толпы, весёлый гул окриков и разговоров, разрумяненные морозом смеющиеся лица нарядных дам» «прекрасные магазины, сияющие ёлки, рысаки, мчавшиеся под своими синими и красными сетками, визг полозьев, праздничное оживление толпы, весёлый гул окриков и разговоров, разрумяненные морозом смеющиеся лица нарядных дам» «пустыри, кривые, узкие переулки, мрачные, неосвещённые косогоры… ветхий дом, тесный и грязный двор, помойная яма, подвал, темнота» «пустыри, кривые, узкие переулки, мрачные, неосвещённые косогоры… ветхий дом, тесный и грязный двор, помойная яма, подвал, темнота»
12 Художественные приёмы Гипербола Гипербола Эпитеты Эпитеты Контраст Контраст Контрастные ряды однородных членов Контрастные ряды однородных членов
13 Задание Запишите контрастные слова. Запишите контрастные слова. Богатство – бедность; Богатство – бедность; радость – горе; радость – горе; рай – ад. рай – ад.
14 Задание Найдите в тексте описание подземелья. Что мы узнаём о семье Мерцаловых из этого описания? Найдите в тексте описание подземелья. Что мы узнаём о семье Мерцаловых из этого описания? Почему семья Мерцаловых оказалась в таком бедственном положении? Почему семья Мерцаловых оказалась в таком бедственном положении? Пытался ли Мерцалов бороться с нищетой? Пытался ли Мерцалов бороться с нищетой?
15 Пейзаж Тут было тихо и торжественно. Деревья, окутанные в свои белые ризы, дремали в неподвижном величии. Иногда с верхней ветки срывался кусочек снега, и слышно было, как он шуршал, падая и цепляясь за другие ветви. Глубокая тишина и великое спокойствие, сторожившие сад, вдруг пробудили в истерзанной душе Мерцалова нестерпимую жажду такого же спокойствия, такой же тишины. Тут было тихо и торжественно. Деревья, окутанные в свои белые ризы, дремали в неподвижном величии. Иногда с верхней ветки срывался кусочек снега, и слышно было, как он шуршал, падая и цепляясь за другие ветви. Глубокая тишина и великое спокойствие, сторожившие сад, вдруг пробудили в истерзанной душе Мерцалова нестерпимую жажду такого же спокойствия, такой же тишины.
16 Портрет Мерцалова Он был в летнем пальто, летней войлочной шляпе и без калош. Его руки взбухли и посинели от мороза, глаза провалились, щёки облипли вокруг дёсен, точно у мертвеца. Он был в летнем пальто, летней войлочной шляпе и без калош. Его руки взбухли и посинели от мороза, глаза провалились, щёки облипли вокруг дёсен, точно у мертвеца.
17 Портрет доктора Старик небольшого роста, в тёплой шапке, меховом пальто и высоких калошах. Старик небольшого роста, в тёплой шапке, меховом пальто и высоких калошах. Голос у него был мягкий, ласковый, старческий. Голос у него был мягкий, ласковый, старческий. … умное, серьёзное лицо с седыми баками … … умное, серьёзное лицо с седыми баками … В необыкновенном лице незнакомца было что-то спокойное и внушающее доверие… В необыкновенном лице незнакомца было что-то спокойное и внушающее доверие…
18 Последний портрет Н.И.Пирогова
19 Н.И. Пирогов ( гг.) Врач, основоположник военно-полевой хирургии. Он участвовал в обороне Севастополя ( гг.) во время Крымской войны в качестве доктора, первым применил наркоз во время операции на поле боя. Ему принадлежат многие открытия в области хирургии, он автор медицинских книг и атласов. Кроме того, он оставил заметный след и на другом поприще – педагогике, в народном образовании. Врач, основоположник военно-полевой хирургии. Он участвовал в обороне Севастополя ( гг.) во время Крымской войны в качестве доктора, первым применил наркоз во время операции на поле боя. Ему принадлежат многие открытия в области хирургии, он автор медицинских книг и атласов. Кроме того, он оставил заметный след и на другом поприще – педагогике, в народном образовании.
20 Творческая работа Догадайся, к какому эпизоду каждая из иллюстраций. Догадайся, к какому эпизоду каждая из иллюстраций. Озаглавь иллюстрацию. Озаглавь иллюстрацию.
29 Ответь на вопросы: Как повлияла встреча с «чудесным доктором» на судьбу семьи, на личность Григория Мерцалова? Как повлияла встреча с «чудесным доктором» на судьбу семьи, на личность Григория Мерцалова? Согласны ли вы с тем, что «то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо»? Согласны ли вы с тем, что «то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо»?
30 Итог урока Никогда не надо отчаиваться, на свете есть добрые люди, встреча с которыми может стать настоящим чудом. Никогда не надо отчаиваться, на свете есть добрые люди, встреча с которыми может стать настоящим чудом.
31 Буклеты Судьба героев рассказа А.И.Куприна «Чудесный доктор» Авторы проекта: Авторы проекта: Сопельняк Валерия Сопельняк Валерия Мещерякова Виктория Мещерякова Виктория
32 Список используемой литературы Серия «Библиотека младшего школьника», в который вошли рассказы А.И.Куприна «Слон», «Ю-ю», «Белый пудель» и др. Серия «Библиотека младшего школьника», в который вошли рассказы А.И.Куприна «Слон», «Ю-ю», «Белый пудель» и др. «Слон и другие истории» из серии «Книги – мои друзья». «Слон и другие истории» из серии «Книги – мои друзья». А.И.Куприн «Чудесный доктор». А.И.Куприн «Чудесный доктор».
33 Использованные дополнительные материалы Сведения о Н.И. Пирогове из интернет- Сведения о Н.И. Пирогове из интернет- источника «Википедия». источника «Википедия».
34 Интернет-источники Портрет Н.И.Пирогова Портрет Н.И.Пирогова Куприн Куприн Иллюстрации Иллюстрации В буклетах использованы В буклетах использованы
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.