Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемМарта Баратаева
1 Конспект урока по литературе в 11 классе. Митрофанова Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ средняя общеобразовательная школа 1 г.Твери
2 Солженицын Александр Исаевич родился 11 декабря 1918 года в Кисловодске. В 1941 году окончил физико- математический факультет Ростовского университета. В 1939 поступил на заочное отделение Московского института философии, литературы и искусства, однако из-за войны его не окончил. Участник Великой Отечественной войны.
3 Рассказ «Матренин двор» написан Солженицыным в 1959 году, впервые опубликован в 1963-м году в журнале «Новый мир». Первоначальное его название – «Не стоит село без праведника». Но во избежание тогдашних цензурных препятствий по совету А. Т. Твардовского оно было изменено. По этим же причинам год действия в рассказе (1956) заменен автором на «Матрёнин двор» - одно из первых произведений той части деревенской прозы, которую представляют очерки В. Овечкина, книги Е. Дороша, Ф. Абрамова. В центре рассказа – судьба деревенской женщины. Основной смысл его – нравственно-духовный.
4 В размеренных, колоритных зарисовках постепенно предстаёт перед читателями образ не только одинокой и обездоленной женщины, но и редкого человека с безмерно доброй, щедрой и бескорыстной душой. Похоронившая шестерых детей, потерявшая на фронте мужа, больная, Матрена не утратила способности откликаться на чужую нужду. Ни одна пахота в деревне не обходилась без неё. Вместе с другими женщинами впрягалась она в соху и тащила её на себе. Ни одной родственнице, близкой или дальней, не могла Матрёна отказать в помощи, оставляя часто свои неотложные дела. Не без некоторого удивления рассказчик подмечает и то, как искренне радуется она чужому хорошему урожаю, хотя у самой на песке никогда такого не бывает. Ничего, в сущности, не имея, эта женщина умеет отдавать. Она смущается и волнуется, стараясь угодить своему постояльцу: варит ему в отдельном котелке картошку покрупнее – это лучшее, что у неё есть.
5 Во второй и третьей частях характер Матрены дан в сопоставлении с другими персонажами, и прежде всего - с Фадеевым, человеком, которого она любила. В рассказе нет явной антитезы, но читатель не может не заметить, как в испытаниях жизни по-разному проявляется истинная человеческая сущность каждого из героев. В самые юные годы судьба круто обошлась с Матрёной: не дождалась она своего любимого, пропавшего на войне без вести. Смерть матери Фаддея, сватовство его младшего брата как бы определили её судьбу. И она решилась войти в тот дом, где, казалось, уже давно и навсегда поселилась её душа. И всё же не о себе думала тогда Матрёна - "Мать у них умерла... Рук у них не хватало". Понял ли её жертвенность вернувшийся вскоре из венгерского плена Фаддей? Страшная, жестокая его угроза: "...если б то не брат мой родной - я бы вас порубал обоих", - о которой спустя десятилетия вспоминает Матрёна, заставляет содрогнуться её постояльца. Десять лет воспитывала Матрёна "кровиночку Фаддея" - его младшую дочь Киру. Сама и замуж выдала. Своей воспитательнице отдаёт она горницу. Нелегко решиться ломать дом, в котором прожила сорок лет. И хотя для неё самой это означает конец жизни, не жалко ей горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда, ни добра своего не жалела Матрёна никогда".
6 Однако всё заканчивается трагично: погибает Матрёна, а вместе с нею один из сыновей Фаддея и тракторист. Писатель рисует потрясение людей от произошедшего на железнодорожном переезде. И только один Фаддей всецело поглощен другим – стремлением спасти брошенные брёвна горницы. Именно это «терзало душу чёрнобородого Фаддея всю пятницу и всю субботу»: «Дочь его трогалась разумом, над зятем висел суд, в собственном доме его лежал погибший сын, на той же улице – убитая им женщина, которую любил когда-то, - Фаддей только ненадолго приходил постоять у гробов, держась за бороду. Высокий лоб его был омрачён тяжёлой думой, но дума эта была – спасти брёвна горницы от огня и козней Матрёниных сестёр».
7 В сострадательном и негодующем тоне рассказа как бы звучит этот вопрос. Ответ же заключён в самом сопоставлении героев: Как бы тяжела и неотвратима ни была судьба, она только ярче проявляет меру человеческого в каждом из людей. Содержание рассказа убеждает, что идейно-художественные искания Солженицына находятся в сфере христианско-православного мировоззрения. Разные стороны жизни русской деревни 50-х годов отражены им в рассказе, но нравственно- духовное содержание является нём доминирующим.Героиня Солженицына неистова набожна, хотя рассказчик подмечает, что никогда даже не видел, чтобы она молилась. Но все поступки и помыслы Матрёны как бы освящены особой святостью, не всегда понятной окружающим. Вот почему такое разное отношение к ней у людей. Все отзывы золовки, например, неодобрительны: «…и нечистоплотная она была; и за обзаводом не гналась; и не бережная; и даже поросёнка не держала…и глупая, помогала чужим людям бесплатно…И даже о сердечности и простоте Матрёны, которые золовка за ней признавала, она говорила с презрительным сожалением». Но такая чудная Матрёна хоть и немногим, но была дорога. Сын Фаддея признаётся квартиранту, что очень любит свою тётю. Безутешна в горе воспитанница Кира.
8 В рассказе, кроме образа автора, писатель создаёт и образ рассказчика, который даёт ярко выраженную оценку происходящему. Например, оказавшись в поисках жилья в доме Матрёны, он вдруг понял, что уже некуда отсюда не уйдёт. И читатель догадывается, что «пришелец» внутренне, интуитивно уже расположен к Матрёне. И далее он оценивает хозяйку дома прямо, не скрывая своего отношения к ней. «Не похожая на других», «незаурядная», «особенная» – такие определения выбирают для оценки героинь, подобных Матрёне. Но лучше и точнее сказал о ней сам писатель: «Все жили рядом, с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник без которого, по пословице не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».
9 Список используемой литературы 1)Агеносов В.В Русская литература хх века. 2)Чалмаев В. Александр Солженицын: Жизнь и творчество 3)Иванова Н. Точка зрения. О прозе последних лет 4)Оттепель Странницы Русской Советской литературы. Составил С.Чуприн
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.