Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемНадежда Скоморохова
1 СИМФОНИЯ 40 соль-минор 6 класс (Т.И. Науменко, В.В. Алеева ) Автор: Забелина Татьяна Александровна, учитель музыки МКОУ СОШ 56 г. Артемовский
2 Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791) Спустя 250 лет после рождения Моцарта трудно создать отчетливое представление о его личности. Без тени самолюбия он восторженно говорил о тех, кем восхищался, например о Гайдне, зато был беспощаден к тем, кого считал дилетантами.
3 Симфония 40 соль минор одно из наиболее популярных сочинений Вольфганга Амадея Моцарта. Вторая из написанных летом 1788 года, она была закончена 25 июля. В 1791, незадолго до своей смерти, композитор создал её вторую редакцию, добавив в партитуру кларнеты.
4 В созвездии трех симфоний (39,40,41) соль-минорная занимает место своеобразного лирического интермеццо. Слегка подернутая дымкой меланхолии, она по своему романтическому настроению стоит особняком в творчестве Моцарта. Недаром ее часто сравнивают с романом Гёте Страдания молодого Вертера".
5 Моцарт предполагал исполнить всю триаду симфоний в одном концерте. Однако услышать свои последние оркестровые шедевры композитору не удалось. Лишь после его смерти симфонии 1788 г. (как, впрочем, и многие другие моцартовские сочинения) были с огромным успехом исполнены и вскоре завоевали любовь миллионов слушателей.
6 В состав оркестра симфонии (в последней редакции) входят флейта, два гобоя, два кларнета, два фагота, две валторны, первые и вторые скрипки, альты, виолончели и контрабасы.
7 Строение Симфония представляет собой классический сонатно-симфонический цикл. В ней четыре части: Molto allegro Andante Menuetto Trio Allegro assai Первая, вторая и четвёртая части написаны в сонатной форме, третья в сложной трёхчастной форме с трио.
8 Анализ симфонии части Характер музыки Форма ТемпТональность I II III IV Задание на уроке: При прослушивании заполнить таблицу
9 Мелодии чарующие звуки… I часть I часть симфонии начинается непосредственно с изложения основной темы - трепетной, взволнованной, с оттенком скорби. Традиционного классического вступления здесь нет. Зато видна исключительность эмоционального подтекста музыки. Лишь в разработке волнение усиливается. Заключительные страницы вновь наполнены тихой грустью и лирической мечтательностью...
10 II часть II часть спокойна и задумчива. Постепенно из начальной темы, внутренне уравновешенной, но внешне построенной на волнообразном мелодическом движении, выделяется порхающий" мотив струнных. Вскоре он становится главенствующим. Новая (третья) тема Andante полна нежности и легкой печали. Развитие всех тем привносит черты волнения и тревоги. Но возвращение к начальному эпизоду вновь закрепляет настроение глубокой сосредоточенности.
11 Менуэт Менуэт соль-минорной симфонии, почти лишенный танцевальности, превращен Моцартом в наиболее строгий и собранный фрагмент цикла. Лишь в трио более отчетливо проступают элементы великосветского танца.
12 Финал Финал перекликается по характеру образов с I частью. Однако, драматическое начало выражено в нем с большей силой. Благодаря стремительному движению и лаконичной форме, финал носит характер объективного повествования. Это можно утверждать даже несмотря на некоторую нервозность и порывистую мятежность его музыки.
13 Краткая характеристика Первая часть, в размере 4/4, начинается фигурациями у альтов, поддержанными виолончелями и контрабасами, вслед за которыми главная партия скрипок. Медленная вторая часть в тональности ми-бемоль мажор и в размере 6/8. Третья часть (менуэт), в тональности g-moll, имеет размер 3/4. Где в более спокойном темпе происходит перекличка групп струнных и духовых (без кларнетов). Финал симфонии написан в тональности g-moll, размер 4/4
14 Путь в Вечность… Начало первой части симфонии 40 соль- минор, растиражированное во всевозможных эстрадных обработках и в звонках мобильных телефонов, давно и прочно стало визитной карточкой Моцарта. Как и другие его инструментальные произведения, симфония 40 тесно смыкается с эстетикой театра. Темы симфонии словно с любовью обрисованные персонажи, которые живут, любят и страдают, а каждая из четырех частей подобна акту оперной постановки. Зловещая музыка роковых тем вторгается в каждую из частей, внося смятение и трепет. В получасовой симфонии проносится целая человеческая жизнь с ее взлетами и падениями, накопленной мудростью и наивностью, твердостью духа и немощью, верой и сомнением.
15 Мнение критиков «В этих трех симфониях, Моцарт выразил все характерные черты стиля и мышления, как своего, так и своей эпохи, и приготовил путь Бетховену. В них нашел свое воплощение образ Моцарта гуманиста, ….. с его непоколебимой верой в жизнь, художника, ….. уже познавшего сложность общественных отношений и неизмеримые богатства человеческой души». Б.В. Асафьев
16 Источники 1. В.С. Фомин. Из книги "Для слушателей симфонических концертов. Краткий путеводитель". Ленинград,
17 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.