Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемСветлана Черепенникова
1 Возрастные особенности развития познавательных способностей младших школьников Выступление на педагогическом совете Автор: Батюта Оксана Владимировна Педагог-психолог ГБОУ СОШ 924 г. Москвы
2 Способности – это такие индивидуальные особенности психики человека, от которых зависит успешное выполнение какой-либо деятельности.
3 Различают общие способности (которые проявляются во многих областях знания и деятельности) и специальные, которые проявляются в какой-то одной области. Каждый человек от природы наделён общими способностями. Их развитие позволяет познавать окружающий мир, устанавливать с ним взаимодействие.
4 Познавательные способности Внимание – сосредоточенность, направленность сознания на отдельные объекты. Мышление – психический процесс обобщённого и опосредованного отражения действительности, высшая форма познавательной и преобразующей активности человека. Память – познавательный процесс, который состоит из запоминания, сохранения, воспроизведения и узнавания прошлого опыта. Восприятие – психический процесс познания объективного мира в виде целостного образа.
5 Специфика мышления в младшем школьном возрасте
6 К началу младшего школьного возраста психическое развитие ребёнка достигает достаточно высокого уровня. Все психические процессы уже прошли достаточно долгий путь развития.
7 Ребёнок 6-7 лет хорошо ориентируется в окружающем мире и много о нём знает, легко запоминает разнообразную информацию, стихи и сказки, умеет отгадывать загадки, решать задачи, может придумывать небольшие истории, высказывать своё мнение о различных событиях, умеет рисовать, лепить, конструировать и т.д.
8 В этот период главное значение приобретает развитие мышления. Именно оно благодаря включению ребёнка в учебную деятельность, поднимается на более высокую ступень и тем самым влечёт за собой коренную перестройку всех остальных психических процессов, в первую очередь восприятия и памяти.
9 Мышление ребёнка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от мышления наглядно-образного, являющимся основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению.
10 Это не означает, что ребёнок 6-7 лет не может мыслить логически: он способен сопоставлять отдельные факты, делать простейшие выводы. Однако основной формой является мышление, опирающееся на наглядность.
11 С развитием мышления связано возникновение таких новообразований младшего школьного возраста, как анализ, внутренний план действий и рефлексия.
12 Анализ Мыслительное действие, которое предполагает разложение целого на части, выделение путём сравнения общего и частного, различение существенного и несущественного в предметах и явлениях. Овладение анализом начинается с умения ребёнка выделять в предметах и явлениях различные свойства и признаки.
13 Приёмы логического анализа необходимы уже в 1 классе, без них не происходит полноценного усвоения учебного материала. Исследования показывают, что лишь незначительный процент первоклассников владеет приёмами сравнения, выделения следствия и т.д. Следовательно, именно в этом возрасте необходимо проводить работу по обучению детей приёмам мыслительной деятельности.
14 Внутренний план действий Это способность к планированию и выполнению действий про себя, во внутреннем плане, т.е. действие «в уме». Развитие ВПД обеспечивает способность ориентироваться в условии задачи, выделять в нём наиболее существенное, планировать ход решения. Предусматривать и оценивать возможные варианты.
15 Рефлексия Это способность оценивать собственные действия, умение анализировать содержание и процесс своей мыслительной деятельности. Для развития рефлексии ребёнку надо задавать вопросы о том, что он делает, почему делает именно так.
16 Возможно использование коллективной мыслительной деятельности, когда анализ решения задачи проводят в паре, при этом один из учеников выполняет роль контролёра, который требует объяснить каждый шаг решения.
17 Особенности восприятия в младшем школьном возрасте
18 Способность ребёнка успешно включиться в процесс школьного обучения во многом зависит от уровня развития его восприятия, или сенсорного развития. Восприятие является основой познавательной деятельности, поэтому нормальное умственное развитие ребёнка невозможно без опоры на полноценное восприятие.
19 К концу дошкольного возраста ребёнок различает цвета, формы, величину предметов, их расположение в пространстве. Может правильно назвать цвета и формы предметов, верно соотнести их по величине. Умеет изобразить основные формы, раскрасить изображение в заданный цвет.
20 К началу младшего школьного возраста восприятие детей ещё очень несовершенно. Оно носит глобальный характер: в сложной фигуре ребёнок воспринимает только впечатление целого, без анализа частей. Ребёнок хочет увидеть сразу всё.
21 При соответствующем обучении к концу младшего школьного возраста появляется синтезирующее восприятие, позволяющее устанавливать связи между элементами воспринимаемого. Ребёнок становится способен не только дать точное, целостное описание изображения, но и дополнить его объяснением изображённого события или явления.
22 Особенности развития памяти
23 В младшем школьном возрасте память ребёнка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной. «Память в этом возрасте становится мыслящей». Эльконин Д. Б.
24 У первоклассников хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребёнка сведения и события его жизни. Однако не всё, что приходится запоминать первокласснику в школе является для него интересным. Поэтому эмоциональная память становится недостаточной.
25 В младшем школьном возрасте память ребёнка из непосредственной и эмоциональной становится логической, смысловой. Этот возраст сензитивен для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной.
26 Специфика внимания
27 Внимание первоклассников ещё слабо организовано, имеет небольшой объём, плохо распределяемо, неустойчиво. На протяжении младшего школьного возраста увеличивается объём внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения.
28 Однако только к 9-10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий.
29 Как правило, хорошо успевающие школьники имеют лучшие показатели развития внимания. Но различные свойства внимания вносят неодинаковый вклад в успешность обучения: - объём внимания – математика; - точность распределения внимания – русский язык; - устойчивость внимания – чтение.
31 Список используемых источников Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. Москва «Владос» 2002 г.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.