Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемВиктор Финеев
1 МОУ «СОШ 9» автор Выборнова Анна Михайловна учитель русского языка и литературы МОУ»СОШ 9» с. Подлужное, Изобильненский район, Ставропольский край
2 МОУ «СОШ 9» с. Подлужное
3 «Экология современного русского языка как составляющая формирования и развития нравственной успешной личности».
4 Содержание работы 1. Цели и задачи работы. 2. Заимствование слов из других языков. 3. Толерантность. 4. Нормы русского языка. 5. Развитие орфографических и пунктуационных навыков. 6. Факультатив «История русского языка». 7. Чтение. 8. «Сленги – «за» и «против». 9. Развитие коммуникативной культуры. 10. Мониторинг качества речи.
5 Я – Человек, успешная личность! Основная цель разрабатываемой темы: Воспитание нравственной личности, духовно богатой, грамотно выражающей свои мысли устно и на письме, бережно относящейся к богатству родного языка, внутренне свободной, способной строить жизнь, достойную Человека, быть счастливой и нести счастье людям, умеющим отличить истинные ценности от мнимых через использование литературных произведений и образов.
6 Задачи: Прививание учащимся любви к родному русскому языку посредством глубокого его изучения. Обучение правильному и бережному употреблению языковых единиц. Развитие читательского интереса у школьников путем побуждения знакомиться не только с произведениями школьной программы, но и различными статьями, материалами научно-популярных и других изданий. Выработка представления о нормах русского языка; развитие умения видеть в текстах различного рода отклонения от нормы с последующим исправлением. Обеспечение взаимосвязи моральных знаний, умений и навыков поведения с опытом нравственных отношений со сверстниками и окружающими; развитие чувства толерантности. Воспитание личности ребенка путем опоры на произведения мировой и русской литературы.
7 Дети должны знать: Основные этапы развития русского языка. Правила употребления языковых единиц с целью грамотного самовыражения. Понятие нравственность, ее основные составляющие. Содержание изучаемой в школе литературы. Правила этикета. Мировые памятники культуры и памятники культуры своего края (региональный компонент)
8 Дети должны уметь: Отличать добро от зла. Быть честными, добрыми, скромными. Дружить и ценить дружбу. Заниматься самовоспитанием. Быть трудолюбивыми и уважать чужой труд. Принимать участие в дискуссиях, высказывать свое мнение. Делать анализ произведения. С помощью прочитанных книг открывать для себя новые нравственные ценности. Давать себе объективную самооценку. Владеть культурой речи. Уважительно относиться к прошлому своего народа, бережно хранить память о нем, о великих достижениях, в области русского языка в частности.
9 Заимствование слов из других языков. «Плюсы» Лексическое обогащение языка. Вместе с заимствованным предметом приходит и его название. Название различных терминов науки и техники. «Минусы» Актуальный наплыв международной английской лексики. Засорение русского языка «ненужными» словами. Злоупотребление иноязычной лексикой.
10 ТОЛЕРАНТНОСТЬ «Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», - из декларации принципов толерантности (ЮНЕСКО 1995 г.)
11 Нормы литературного языка Произношение, словоупотребление, написание, формообразование обеспечивают устойчивость, преемственность, понятность для разных поколений. Без обязательности норм русский язык не может существовать и успешно выполнять коммуникативную функцию. Соблюдение лексических норм предполагает бережное отношение к родному языку и строго мотивированное, коммуникативно-целесообразное использование в речи иноязычных слов-заимствований, тем самым, формируя и развивая успешную личность.
12 Развитие орфографических и пунктуационных навыков Цель: Формирование правописных и речевых навыков в единстве для успешной реализации школьников в дальнейшей жизни. Результат: Учащиеся анализируют содержание текста в процессе расстановки знаков препинания. Объясняют расстановку знаков препинания в стихотворных текстах и осознают ее влияние на смысл сказанного.
13 Факультатив «История русского языка» Работа направлена на языковое развитие, нравственно- патриотическое, духовное и эстетическое воспитание школьников, формирование у них ценностной ориентации – на осознание русского языка как духовной ценности, его значимости в жизни современного общества. Цель: Познание истоков национальной духовной культуры народа, отраженной в русском языке. Усвоение учащимися закономерностей исторического развития системы языка.
14 Результат: Учащиеся, занимающиеся в факультативе «История русского языка», умеют: Делать сообщения по факту. Анализировать языковые факты, явления, процессы в истории русского литературного языка. Решать лингвистические задачи, отражающие историю языка. Анализировать художественный текст с использованием знания фактов «жизни языка». Выполнять творческие работы исследовательского характера.
15 Самое сильное и действенное оружие в борьбе за «Экологию языка» - Чтение! «Чтение великой литературы способно порождать великих людей».
16 «Сленги – «за» и «против». Цель: Исследовать особенности сленга как языкового явления. Выяснить коммуникативную целесообразность использования сленга. Развивать аналитические и творческие способности учеников. Воспитывать интерес к родному языку, бережное и внимательное отношение к нему.
17 «ЗА» Сленг – это игра, маска, попытка преодолеть обыденность. Сленг постоянно обновляется. Сленг обладает внутри себя определенным лексическим и словообразовательным богатством. Сленг эмоционально окрашен.
18 «ПРОТИВ» Сленг ограничен тематически. Сленг не может быть основой национальной культуры. Сленговые слова имеют размытое лексическое значение и не могут передать точную информацию. Сленг сводит общение к примитивной коммуникации.
19 Развитие коммуникативной культуры Цель: Развитие речевой компетенции учащихся как на уроке, так и во внеурочное время, путем различных упражнений, анкетирования.
20 Результат поэтапной работы: Мои ученики проявляют готовность участвовать в урочном общении. Отвечают на вопросы, давая исчерпывающие ответы. Рассказывают логично и последовательно. Умеют задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой. Комментируют вопросы и ответы. Умеют высказать свою мысль образно, ярко, кратко, используя примеры, подтверждающие высказывание. Умеют использовать риторические вопросы. Умеют вести беседу в группе, в паре. Умеют поддержать беседу. Умеют регулировать громкость и скорость речевого высказывания. Умеют участвовать в конференциях, играх и турнирах.
21 Мониторинг качества речи Цель: Оценить уровень речевой и языковой культуры личности.
22 Модель качества речи. 6 параметров. 1. Уникальность - умение строить речь в соответствии со своей индивидуальностью, т.е. речь должна проявлять то, что украшает человека, лучшие его черты и качества. 2. Осознанность – умение говорить со смыслом, наполнять каждое слово смыслом. 3. Ответственность – бережное отношение к языку, соблюдение чистоты языка, что проявляется в избирательном характере словоупотребления. Осознанное избегание использования языковых средств, загрязняющих речь, стремление соблюдения языковых норм. 4. Диалогичность – Умение говорить так, чтобы через слово осуществлялось взаимоуважение, взаимообогащение и взаимопонимание. 5. Действенность – умение привести слово в действие. 6. Эстетичность – умение говорить красиво, со вкусом, так, чтобы слово восхищало, возвышало, вызывало любование.
23 Георг Гегель: «Речь – удивительно сильное средство, но нужно много ума, чтобы пользоваться им».
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.