Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемМарина Тартаковская
1 Мордовская вышивка – источник творчества и вдохновения
2 Цели: Сохранение богатейших традиций национальной мордовской вышивки Сохранение богатейших традиций национальной мордовской вышивки Воспитание на местных традициях народного искусства Воспитание на местных традициях народного искусства Углубление знаний в композиции мордовского узора Углубление знаний в композиции мордовского узора Определение основных отличительных особенностей вышивки эрзи и мокши Определение основных отличительных особенностей вышивки эрзи и мокши
3 М ордовская вышивка Вышивка в одежде мордвы утвердилась в полной мере в 18 веке. Изначально узоры вышивки приняли знаковый смысл. Нельзя отрицать смысловое значение мест расположения вышивки.
4 М атериалы для вышивания: Ткань. Чаще всего – конопляный холст, реже – льняной. Ткань. Чаще всего – конопляный холст, реже – льняной. Пряжа. Шерсть домашнего прядения, позже – разноцветный шёлк, крашеная льняная пряжа, иногда покупной гарус, сейчас – мулине, тонкая шерсть Пряжа. Шерсть домашнего прядения, позже – разноцветный шёлк, крашеная льняная пряжа, иногда покупной гарус, сейчас – мулине, тонкая шерсть
5 Орнамент Украшая одежду, народные мастерицы веками отбирали лучшие узоры орнамента, несли из поколения в поколение национальное богатство вышивальных традиций. Украшая одежду, народные мастерицы веками отбирали лучшие узоры орнамента, несли из поколения в поколение национальное богатство вышивальных традиций. Орнамент мордовской вышивки – геометрический. Узоры вышивок состоят из полосок, ромбов, квадратов, розеток, треугольников и т.д. Орнамент мордовской вышивки – геометрический. Узоры вышивок состоят из полосок, ромбов, квадратов, розеток, треугольников и т.д.
6 Декоративные полосы
7 Бордюры Техника: роспись
9 Расположение узоров вышивки Узоры вышивок окаймляли вырез горловины, низ рубахи и рукавов, разрезы и швы – все те места, через которые могли проникнуть злые силы. Вышивка являлась своеобразным оберегом и должна была обеспечить магическое содействие духов, предохранить хозяина от грядущих бед. Узоры вышивок окаймляли вырез горловины, низ рубахи и рукавов, разрезы и швы – все те места, через которые могли проникнуть злые силы. Вышивка являлась своеобразным оберегом и должна была обеспечить магическое содействие духов, предохранить хозяина от грядущих бед. Магическое значение узоров со временем ослабевает. Магическое значение узоров со временем ослабевает. Эрзянская рубаха-панар. Колядёнкова Нина. Дипломный проект г
10 Технические особенности мордовской вышивки Мордовская вышивка относится к группе глухих, счетных вышивок. Выполнялись они на холсте с очень четким, ровным переплетением нитей. Мордовская вышивка относится к группе глухих, счетных вышивок. Выполнялись они на холсте с очень четким, ровным переплетением нитей. Мордовскую вышивку всегда отличает плотное расположение орнаментальных мотивов, поистине ювелирный подход в выполнении её сложного узора по счету нитей, в умении декоративно сочетать различные фактуры. Мордовскую вышивку всегда отличает плотное расположение орнаментальных мотивов, поистине ювелирный подход в выполнении её сложного узора по счету нитей, в умении декоративно сочетать различные фактуры. В зависимости от характерных для той или иной группы мордвы приёмов техники исполнения достигалась художественная выразительность орнамента. В зависимости от характерных для той или иной группы мордвы приёмов техники исполнения достигалась художественная выразительность орнамента.
11 Традиционная мордовская вышивка имела свои отличительные особенности и различия в костюмах мордвы-эрзи и мордвы-мокши. Фрагменты вышивок подола женских рубах «ПАНАР» Эрзя Мокша
12 Особенности вышивки эрьзи и мокши Эрьзя Эрьзя Традицию вышивки эрзян вплоть до нашего столетия выделяет немногоцветная гамма: в основе её лежит чередование различных оттенков красного и темно-синего цветов, причем последний часто использовался как контур. Традицию вышивки эрзян вплоть до нашего столетия выделяет немногоцветная гамма: в основе её лежит чередование различных оттенков красного и темно-синего цветов, причем последний часто использовался как контур. В большинстве случаев орнамент исходил из ритмичного сочетания мелких элементов красных и черных, точечных композиций, располагавшихся в продольных полосах по стану рубах. В большинстве случаев орнамент исходил из ритмичного сочетания мелких элементов красных и черных, точечных композиций, располагавшихся в продольных полосах по стану рубах. Праздничные рубахи покрывались вышивкой почти полностью. Праздничные рубахи покрывались вышивкой почти полностью. Орнамент наплечной вышивки и подола состоит из фигур, редко используемых в эрзянской вышивке – 8-миконечных розеток и производных от неё. Орнамент наплечной вышивки и подола состоит из фигур, редко используемых в эрзянской вышивке – 8-миконечных розеток и производных от неё. Характерная особенность – эрзянская звездочка. Характерная особенность – эрзянская звездочка. Мокша Мокша Вышивку мокши отличает многоцветие Вышивку мокши отличает многоцветие Разнообразные по форме яркие поясные, нагрудные украшения занимают в костюме главенствующее место, оставив вышивке лишь небольшие участки. Но зато каждый из них стал образцом тонкого почти ювелирного мастерства. Разнообразные по форме яркие поясные, нагрудные украшения занимают в костюме главенствующее место, оставив вышивке лишь небольшие участки. Но зато каждый из них стал образцом тонкого почти ювелирного мастерства. В каждом фрагменте (полурозетке или треугольнике) заключался композиционно сложный орнамент. В каждом фрагменте (полурозетке или треугольнике) заключался композиционно сложный орнамент. Несмотря на то, что мокшанская вышивка мелкая и не закрывает значительные участки холста из-за особого построения орнамента, она воспринимается ковровой. Несмотря на то, что мокшанская вышивка мелкая и не закрывает значительные участки холста из-за особого построения орнамента, она воспринимается ковровой. Роспись - прекрасное дополнение к цветным фрагментам плотных вышивок. Роспись - прекрасное дополнение к цветным фрагментам плотных вышивок.
13 В иртуальное путешествие в краеведческий музей Ичалковского района
14 Из экспозиции Ичалковского краеведческого музея Рукава – верхняя часть женского костюма 20-е гг., XX в. Принадлежали Любови Ивановне Старчёнковой с.Ичалки Головной убор – сорока
15 Женская шуба овчинная
17 С вадебный ритуал Для изготовления приданого, даров и свадебной одежды прибегали и к взаимопомощи. Так, коллективно вышивалось у мокши свадебное покрывало вельхтерда". Оно было большим, холщовым и на нем должны были вышить узоры сама невеста и ее подруги. Для изготовления приданого, даров и свадебной одежды прибегали и к взаимопомощи. Так, коллективно вышивалось у мокши свадебное покрывало вельхтерда". Оно было большим, холщовым и на нем должны были вышить узоры сама невеста и ее подруги. Костюм невесты-эрзянки. Дипломный проект г. Лоскутова Татьяна
18 Т ерминология узоров мордовской вышивки «Шовор-покор сялгома» - шов мелкими стежками, через иголку «Шовор-покор сялгома» - шов мелкими стежками, через иголку «Ниле сюрет» и «тифтень сюрет» - швы через одну и через четыре нитки счетная гладь «Ниле сюрет» и «тифтень сюрет» - швы через одну и через четыре нитки счетная гладь
19 Т ерминология, связанная с расположением вышивки на одежде Икельга" передняя вышивка, т. е. полоса спереди Икельга" передняя вышивка, т. е. полоса спереди Лавтопря"наплечная, буквально «головка плеча» Лавтопря"наплечная, буквально «головка плеча» Меште пель" вышивка по вороту у эрзян Меште пель" вышивка по вороту у эрзян Ожаки" и ожапря" нарукавная вышивка у мокши. Ожаки" и ожапря" нарукавная вышивка у мокши.
20 Галерея вышивки Образцы вышивок эрзянского костюма
21 Женская рубаха «панар». Мордва-эрзя. Кочкуровский район.
22 Передник «икельга паця». Конец 19 века. Мордва-эрзя. Дубенский район.
23 Вышивка подола женской рубахи «панар». 19 век. Мордва-эрзя. Кочкуровский район.
24 Вышивка подола женской рубахи «покай». 19 век. Мордва-эрзя. Кочкуровский район.
25 Вышивка оплечья женской рубахи «покай». Фрагмент. 19 век. Мордва-эрзя. Кочкуровский район.
26 Передник. 19 век. Мордва-эрзя. Шенталинский район Куйбышевской области.
27 Галерея вышивки (продолжение) Образцы вышивок мокшанского костюма
28 Вышивки подола и рукава женской рубахи. Фрагменты. 20 век. Мордва-мокша. Зубово-полянский район.
29 Вышивка «тяштенят» оплечья женской рубахи. Фрагмент. 50-е годы 20 века. Мордва-мокша. Зубово- Полянский район.
30 Вышивка подола женской рубахи «панар». Фрагмент. 20 век. Мордва-мокша. Старошайговский район.
31 Вышивка «ожаки» рукава женской рубахи. Фрагмент. 20 век. Мордва-мокша. Старошайговский район.
32 Вышивка покрывала невесты. Фрагменты. 19 век. Мордва-мокша. Ковылкинский район.
33 Вышивка «ожаки» рукава женской рубахи. Фрагмент. 19 век. Мордва-мокша. Старошайговский район.
34 Заключение Сохранение богатейших традиций национальной вышивки – одна из сложных задач современности. Народная вышивка развивалась столетиями и была эстетической необходимостью. Эмоционально-художественное значение вышивки является основополагающим как в работе художника-профессионала, так и в творчестве современного народного умельца из села. Развитие художественного творчества сел особенно важно, так как именно сельские мастера, воспитанные на местных традициях народного искусства могут продолжать и развивать их сегодня.
35 2007 г. Презентацию составила Ямбикова С.В. – преподаватель изобразительного искусства и технологии художественно-графического отделения ГОУ СПО «Ичалковский педагогический колледж имени С.М.Кирова» Республики Мордовия
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.