Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемРоза Протасьева
1 Еловский филиал ГБОУ СПО «Осинский профессионально-педагогический колледж» Пермский край, 2014 г. Урок по обществознанию Подготовил преподаватель истории Головкова Наталья Витальевна
2 Существует большое множество разнообразных религий, некоторые из них со временем исчезают, появляются новые. На этом уроке мы поговорим о мировых религиях.
3 Дадим научное определение Мировых религий - это группа из трех религий (буддизм, христианство, ислам) ; отличающихся полиэтнической распространенностью и отсутствием выраженной этноцентричности в своей догматике. А если проще,
4 Религиозные явления, которые наука относит к Мировым религиям, объединены рядом специфических характеристик, совокупность которых в большей или меньшей степени выделяет их среди основной массы других религий. Мы не будем приводить здесь эти характеристики, они довольно сложные.
6 В настоящее время этим критериям удовлетворяют три религии: буддизм, христианство и ислам. Иудаизм (который стал основой двух мировых религий, христианства и ислама), индуизм (третья по числу последователей религия в мире),. конфуцианство, несмотря на большую численность своих последователей, являются национальными религиями.
7 Хотя сейчас учеными рассматривается вопрос о причислении индуизма к числу мировых религий, так как в XX веке приверженцы индуизма составляют значительную часть населения в следующих странах: Бангладеш, Шри Ланка, Пакистан, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Маврикий, Фиджи, Суринам, Гайана, Тринидад и Тобаго, Великобритания, Канада и США.
8 Появление мировых религий, их развитие - результат закономерного процесса развития классового общества, развития государства и расширения контактов между странами экономических, политических, культурных.
9 Появление буддизма в VI в. до н. э. в Индии было вызвано важными изменениями в индийском обществе: разрушением традиционных феодальных связей и порядков, усилением классового гнета и появлением крупных рабовладельческих государств.
10 Прежние племенные религии перестали отвечать новым общественным условиям. Положение буддизма о непротивлении злу насилием, а также призывы к терпению, отказу от борьбы за лучшую жизнь на земле обезоруживали трудящихся в борьбе с эксплуататорами.
11 Возникнув в качестве одной из сект брахманизма, буддизм воспринял от этой религии ряд положений, в частности учения о карме. В то же время буддизм подверг критике кастовую систему и запретил практиковавшиеся брахманизмом жертвоприношения.
12 Буддийская религия учит, что жизнь во всех ее проявлениях это цепь страданий, избавление от которых может быть достигнуто праведными людьми в нирване - полном небытии.
13 Буддизм стал религией самых различных народов с совершенно разными культурными и религиозными традициями. Буддийский мир простерся от Ланки (Цейлона) до Тувы и Бурятии, от Калмыкии до Японии, при этом продолжается начавшийся в конце XIX века процесс распространения буддизма в Европе и Америке.
14 Христианство зародилось в I в. н.э. в Римской империи. Возникновение и распространение христианства пришлось на период глубокого кризиса античной цивилизации, упадка ее основных ценностей. Христианское учение привлекало многих, разочаровавшихся в римском общественном устройстве.
15 Оно предлагало своим приверженцам путь внутреннего спасения: уход от греховного мира в себя. Грубым плотским удовольствиям противопоставляется строгий аскетизм, а тщеславию «сильных мира сего» - сознательное смирение и покорность, которые будут вознаграждены после наступления Царства Божьего на земле.
16 Однако уже первые христианские общины приучали своих членов думать не только о себе, но и о судьбах всего мира, молиться не только о своем, но и об общем спасении. Христианство провозгласило равенство перед Богом всех верующих.
17 Христианство развивает идею единого Бога, обладателя абсолютной благости, абсолютного знания и абсолютного могущества. Два центральных догмата христианства говорят о триединстве Бога и Боговоплощении.
18 Христос, приняв крестные муки и смерть, "искупил" грехи людей, пострадав за весь род людской. Поэтому христианство подчеркивает очистительную роль страдания, любого ограничения человеком своих желаний и страстей: принимая свой крест", человек может побеждать зло в себе самом и в окружающем мире.
19 Тем самым человек и сам преображается и совершает восхождение к Богу, становится к нему ближе. В этом и есть предназначение христианина, его оправдание жертвенной смерти Христа.
20 Ислам возник на ближнем востоке к началу VII в. н. э. К тому времени первобытнообщинный строй кочевых и оседлых племен в Аравии подвергался все большему разложению.
21 В каждом арабском племени уже появился господствующая верхушка, из которой выделялись предводители (шейхи) племен. Появление рабства и обеднение многих рядовых кочевников-скотоводов породили социальные противоречия.
22 Новая религия должна была быть одной из форм единобожия, т.к. в Аравии происходило объединение племен в большие союзы племен. Такой религией стал ислам: существует один бог (Аллах), он безлик, не имеет конкретного образа, всемогущ, мудр, всемилостив, он творец всего сущего и верховный судья над миром и людьми.
23 От Аллаха зависит все, люди должны безропотно подчиняться его воле. Как следствие, в мусульманских странах появилось полное сращивание государственной и церковной власти. Современная характерная особенность мусульманской религии состоит в том, что она энергично вмешивается во все стороны жизни людей.
24 И личная, и семейная жизнь верующих мусульман, и вся общественная жизнь, политика, правовые отношения, суд, культурный уклад все это должно быть подчинено целиком религиозным законам.
25 Знание религиозной принадлежности населения помогает глубже понять особенности развития экономики, социальную географию отдельных регионов мира. Религиозные традиции находят свое проявление в режиме воспроизводства населения, уровне занятости женщин и т. д.
26 Религия является неотъемлемой частью современного мира. Религиозные организации занимаются религиозным и специальным светским образованием, милосердием и благотворительностью.
27 Представители конфессий активно участвуют в общественной деятельности, способствуют нормализации политических, экономических и культурных процессов, межнациональных и межгосударственных отношений, решению глобальных проблем цивилизации.
28 В основе культурных ценностей, разделяемых большинством религий, лежат универсальные общечеловеческие ценности, такие понятия, как любовь, мир, надежда, справедливость.
29 Литература: 1. Васильев Л.С. История религий. Учебное пособие - М. КДУ, 2008 г., 791 стр. 2. Вачьянц Анна «Западноевропейское Средневековье. Вариации прекрасного», Серия «Мировая художественная культура», 2007 г. Айрис-Пресс. 3. Всеобщая история религий мира. Всеобщая история. Эксмо, 2006 г., 736 стр. 4. В. В. Барабанов, И. П. Насонова Обществознание классы. Школьный словарь- справочник. АСТ, Астрель, Транзиткнига, 2004 г., 512 стр. 5. А.И.Кравченко, Е.А.Певцова. Обществознание. 9 класс. М., 2004 г. 6. Аникеева Е.Н. (к.ф.н., доц.). История мировых религий (для философов). РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ уч. г. 7. Экономическая география. Словарь терминов, 2002 г. 8. С. Левит. Культурология. XX век. Энциклопедия., 1998 г. 9. Г. А. Елисеев. Обществознание классы. История религий. Пособие для учащихся общеобразовательных учебных заведений. Дрофа, 1997 г., 320 стр. 10. Энциклопедия для детей. Том 6. Религии мира. Часть 1–2. М. «Аванта +», 1996 г. 11. Атеистический словарь/Под общ. ред. М. П. Новикова.- М.: Политиздат, 1986 г. 12. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия А. Мень. История религии mirovozzreniya-ot-mifov-do-nauki-mirovye-relig.html сайт ФЦИОР, информационный модуль «Общество и человек. Развитие мировоззрения. Развитие мировоззрения от мифов до науки. Мировые религии. История и значение» mirovozzreniya-ot-mifov-do-nauki-mirovye-relig.html
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.