Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемwww.school7tver.ru
1 (9 класс)
2 Фронтальный опрос 1.Что такое механические волны? 2.Каких двух видов бывают механические волны? 3.Чем характеризуются продольные волны? 4.Что такое: амплитуда, период, частота, длина волны, скорость волны? 5. Какая связь существует между периодом и частотой волны? 6. Какая связь существует между длиной волны и скоростью её распространения?
3 Звуки начали изучать ещё в далёкой древности. Первые наблюдения по акустике были проведены в VI веке до нашей эры. Пифагор установил связь между высотой тона и длиной струны или трубы, издающей звук. В IV в. до н.э. Аристотель первый правильно представил, как распространяется звук в воздухе. Он сказал, что звучащее тело вызывает сжатие и разрежение воздуха, и объяснил эхо отражением звука от препятствий. В XV веке Леонардо да Винчи сформулировал принцип независимости звуковых волн от различных источников. История изучения звуков
4 Мы живем в мире звуков, которые позволяют нам получать информацию о том, что происходит вокруг. Мир, в котором мы живем, полон всевозможных звуков. Шелест листвы, раскаты грома, шум морского прибоя, свист ветра, звериное рычание, пение птиц... Эти звуки слышал еще древний человек.
5 Камертон Камертон представляет собой металлическую «рогатку», укрепленную на ящичке, у которого нет одной стенки. Если специальным резиновым молоточком ударить по «ножкам» камертона, то он будет издавать звук, называемый музыкальным тоном. Камертон был изобретен в 18 веке для настройки музыкальных инструментов.
6 Звук Звук – распространяющиеся в упругих средах, газах, жидкостях и твердых телах механические колебания, воспринимаемые ухом. Звук (звуковые волны) – Звук (звуковые волны) – это упругие волны, способные вызвать у человека слуховые ощущения. Процесс распространения звука также представляет собой волну. Впервые это предположение сделал знаменитый английский физик Исаак Ньютон (1643–1727).
7 Источники звука. Общим во всех случаях является их происхождение. Колебания тел порождают колебания воздуха. Естественные Естественные (голос, шелест листьев, шум прибоя и др.) Искусственные Искусственные (камертон, струна, колокол, мембрана и др.)
8 Источники звука Как возникают колебательные движения? Как возникают колебательные движения? Если оттянуть и отпустить струну музыкального инструмента или стальную пластину, зажатую одним концом в тисках, они будут издавать звук. Колебания струны или металлической пластины передаются окружающему воздуху. При отклонении пластины в левую сторону, она сжимает слои воздуха слева и разрежает слои воздуха, прилегающие к ней с правой стороны и т.д. Сжатие и разрежение прилегающих к пластине слоев воздуха будет передаваться соседним слоям.
9 Определите источники звука в загадках Аппарат небольшой, Но удивительный такой. Если друг мой далеко, Говорить мне с ним легко. (Телефон.) (Телефон.) Два братца В одно донце стучатся. Но не просто бьют – Вместе песню поют. (Барабан.) (Барабан.) Пастись корову на лужок Отправила хозяйка, Повесив маленький звонок. Что это? Отгадай-ка! (Колокольчик.) (Колокольчик.) На треугольник деревянный Натянули три струны, В руки взяли, заиграли – Ноги сами в пляс пошли. (Балалайка.) (Балалайка.)
10 Колебания стенок стакана после удара молоточком Колокол Погремушки Камертоны Источники звука Источник звука – это любое тело, совершающее колебания с частотой от 16 до Гц.
11 Поговорка «нем как рыба» Поговорка «нем как рыба» оказалась опровергнутой. Рыбы очень общительны. Звуки одних рыб напоминают свистки футбольных судей, других – стрельбу из винтовки или пистолета, а кое-кто шумит, словно мотоцикл, или издает хлопки. Одна лишь акула всегда молчит.
12 Звук – это продольная волна. Поперечными Поперечными волнами называются волны, в которых колебания происходят перпендикулярно направлению распространения волны. Продольными Продольными называются волны, в которых колебания происходят вдоль направления распространения волны. Поперечная волна Продольная волна Почему ?
13 Улыбнись! Это тоже источники звука.
14 Почему нельзя услышать звон колокола, находящегося внутри сосуда, из которого откачан воздух? Звук распространяется в любой упругой среде – твердой, жидкой и газообразной, но не может распространяться в пространстве, где нет вещества.
15 ВеществоСкорость звука, м/с Воздух (при 0 0 C)331 Гелий1005 Водород1300 Вода1440 Морская вода1560 Железо и сталь5000 Стекло4500 Алюминий5100 Тяжелая древесина4000 Скорость звука зависит от свойств среды, в которой распространяется звук. В воздухе при повышении температуры на 1°С скорость звука возрастает приблизительно на 0,60 м/с. Таблица 1. Скорость звука в различных веществах.
16 звук Если звук – это волна, то для определения скорости звука, помимо формулы, можно воспользоваться известными формулами:
17 Аисты Бабочки Воробьи Вороны Колибри Комары 2 до 9 до 13 3 – – 600 Мухи Пчелы Саранча Слепни Стрекозы Шмели 190 – – – – 240 Таблица 2. Частота колебаний крыльев насекомых и птиц в полете, Гц
18 1.Какой прибор был изобретён для настройки музыкальных инструментов? (Для настройки музыкальных инструментов был изобретён камертон. Он способен издавать звук одной частоты.) 2. Доставляет ли комфорт человеку абсолютная тишина? (Абсолютная тишина нам не подходит, поскольку держит нервную систему в постоянном напряжении. Начинают беспокоить удары сердца, пульс, дыхание и даже шорох ресниц.) 3. В каких средах звук распространяется быстрее всего. А в каких медленнее? Закрепление (В газах звук распространяется медленнее, чем в других средах. В жидкостях звук распространяется быстрее. В твёрдых телах звук распространяется быстрее всего.)
19 Мини-тест 1.При полёте большинство насекомых издают звук. Чем это вызывается? а) голосовыми связками; б) ветром; в) взмахами крыльев; г) строением тела 2. Какое насекомое – бабочка или муха – делает большее количество взмахов крыльями? а) бабочка; б) муха и бабочка делают одинаковое количество взмахов; в) муха; г) они не взмахивают крыльями
20 Домашнее задание: § 34, 37, 38, упр. 32 (1,2) (Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 класс. – М.: Дрофа, 2007). Что такое высота, тембр, громкость звука, мы узнаем на следующем уроке.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.