Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЛюдмила Тюренкова
1 Лирическое мастерство и красота стиля поэзии И. А. Бунина Автор Легоцкая Вера Сергеевна, учитель МБОУ «Гимназия 5» г.Брянска
2 Поэзия – это ежедневный труд «Писать стихи надо каждый день, подобно тому как скрипач или пианист непременно должен каждый день по нескольку часов играть на своем инструменте. А о чем писать? О чем угодно. Если у вас в данное время нет никакой темы, идеи, пишите просто обо всем, что увидите... Каждый предмет из тех, какие окружают вас, каждое ваше чувство есть тема для стихотворения. Прислушивайтесь к своим чувствам, наблюдайте окружающий вас мир и пишите... Будьте в искусстве независимы. Этому можно научиться. И тогда перед вами откроется неисчерпаемый мир подлинной поэзии. Вам станет легче дышать».
3 Бунин продолжает вечную пушкинскую традицию и в своих чистых и строгих очертаниях дает образец благородства и простоты. В окно я вижу груды облаков, Холодных, белоснежных, как зимою, И яркость неба влажно-голубого. Осенний полдень светел, и на север Уходят тучи. Клены золотые И белые березки у балкона Сквозят на небе редкою листвой, И хрусталем на них сверкают льдинки. Они, качаясь, тают, а за домом Бушует ветер
4 Поэтизируя факты, поэт не боится старых, но не стареющих ценностей мира, не стесняется петь то, на чем останавливались уже многие взоры, что воспевали уже многие чужие уста. Не туман белеет в темной роще, Ходит в темной роще богоматерь, По зеленым взгорьям, по долинам Собирает к ночи божьи травы. Только вечер им остался сроку, Да и то уж солнце на исходе: Застят ели черной хвоей запад, Золотой иконостас заката… Уж в долинах сыро, пали тени, Уж луга синеют, пали росы, Пахнет под росою медуница, Золотой венец по роще светит.
5 Узнаваем стиль Бунина. Он рисует факты, а из них уже сама, органически, рождается красота. И можно ее назвать белой, потому что это – его любимый цвет; эпитеты «белый, серебряный, серебристый» часто слышатся на его светлых страницах. На окне, серебряном от инея, За ночь хризантемы расцвели. В верхних стеклах - небо светло-синее И застреха в снеговой пыли. Всходит солнце, бодрое от холода, Золотится отблеском окно, Утро тихо, радостно и молодо. Белым снегом все запушено. И все утро яркие и чистые Буду видеть краски в вышине, И до полдня будут серебристые Хризантемы на моем окне.
6 Темы лирики И.Бунина 1) Быт родительского дома, русская усадьба. 2) Любовь. 3) Мир русской природы. 4) Философская лирика.
7 Анализ стихотворения Бунина «Последний шмель» В 1916 году перед самой катастрофой Октябрьского переворота вместе с рассказами «Последняя весна», «Последняя осень» появляется стихотворение Бунина «Последний шмель». Не случаен эпитет «последний» в этих произведениях. Но что он означает? Давайте вместе разберемся: о чем это стихотворение?
8 Анализ стихотворения Бунина «Последний шмель» Черный бархатный шмель, золотое оплечье, Заунывно гудящий певучей струной, Ты зачем залетаешь в жилье человечье И как будто тоскуешь со мной? За окном свет и зной, подоконники ярки, Безмятежны и жарки последние дни, Полетай, погуди - и в засохшей татарке, На подушечке красной, усни. Не дано тебе знать человеческой думы, Что давно опустели поля, Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый Золотого сухого шмеля!
9 Анализ стихотворения Бунина «Последний шмель» 1) Каким настроением наполнены строки? 2) Что можно сказать о теме произведения? 3) О чем тоскует лирический герой? Что явилось символом его переживаний?
10 Бунин – тончайший живописец природы Природа у Бунина существует как бы в двух измерениях: это реальный предметный мир (черные бугры, лужи, круглые рыхлые облака – их легко представить), и в то же время это нечто живое, озаренное присутствием человека.
11 Бунин – тончайший живописец природы Природа и воспринимающий ее человек оказываются неразделимыми, присутствие поэта ощущается с первых же строчек в самых, казалось бы, привычных картинах. Если полая вода может бушевать и сама по себе, то шумит «глухо и протяжно» она уже для человека.
12 Любовь в лирике Бунина Поэзия любви Бунина предвосхищает цикл рассказов «Темные аллеи». Стихотворения отражают разные оттенки чувств. Стихотворение «Печаль ресниц сияющих и черных…» проникнуто печалью любви, печалью прощания с любимой. Печаль ресниц, сияющих и черных, Алмазы слез, обильных, непокорных, И вновь огонь небесных глаз, Счастливых, радостных, смиренных, - Все помню я... Но нет уж в мире нас, Когда-то юных и блаженных! Откуда же являешься ты мне? Зачем же воскресаешь ты во сне, Несрочной прелестью сияя, И дивно повторяется восторг, Та встреча, краткая, земная, Что бог нам дал и тотчас вновь расторг?
13 Тема одиночества Тема одиночества созвучна и другим в многообразном творчестве Бунина. Лирический герой любовных стихотворений поэта грустит в одиночестве, когда нельзя уже не грустить. Кто-то разлюбил его, кто-то покинул, и не от кого ждать вестей. Скоро Троицын день, скоро песни, венки и покосы... Все цветет и поет, молодые надежды тая... О, весенние зори и теплые майские росы! О, далекая юность моя!
14 Тема одиночества Чтобы зародилась грусть, вовсе не нужна какая-нибудь личная катастрофа: довольно и того, что жизнь в самом процессе своем – нечто оскудевающее, какое-то неодолимое запустение. От пихт и елей в горнице темней, Скучней, старинней. Древнее есть что-то В уборе их. И вечером красней Сквозь них зари морозной позолота. Узорно-легкой, мягкой бахромой Лежит их тень на рдеющих обоях – И грустны, грустны сумерки зимой В заброшенных помещичьих покоях! Сидишь и смотришь в окна из угла И думаешь о жизни старосветской... Увы! Ведь эта горница была Когда-то нашей детской!
15 Тема одиночества Дворянское гнездо, тургеневское начало, которого так много в стихотворениях Бунина, отдало им всю поэзию своего элегизма – поэзию опустелой комнаты, грустящего балкона, одинокой залы, где своеобразно отражается природа. Томит меня немая тишина. Томит гнезда родного запустенье. Я вырос здесь. На смотрит из окна Заглохший сад. Над домом реет тленье, И скупо в нем мерцает огонек. Уж свечи нагорели и темнеют, И комнаты в молчанье цепенеют, А ночь долга и новый день далек. Часы стучат и старый дом беззвучно Мне говорит: "Да, без хозяев скучно!
16 Тема одиночества Из одиноких страданий личности выводит Бунин мысль о вечности красоты, о связи времен и миров. От любимых им будней, от реальности сознание его отвлекают моменты важные и величественные – и словно движется перед вами какая-то колесница человечества. Спи под кибиткой, девочка! Проснешься – Буди отца больного, запрягай – И снова в путь... А для чего, – кто скажет? Жизнь, как могила в поле, молчалива.
17 Своеобразие лирики Бунина Когда к Бунину обращались за советом начинающие литераторы, он напутствовал их: «Пишите себя, свое, простое, то, чем больше всего живете дома, на улице, в мечтах, за книгой, в жажде любви...» Изобразительные средства языка у Бунина просты, исполнены строгости и ясности. Он не любит броских сравнений, замысловатых эпитетов. В основе его раздумий мысли о России, о жизни людей, их стремления и надежды. О великом он умел говорить искренне и просто. Садится солнце, даль синеет, Кукушка стонет, а река Уже от запада алеет И отражает облака. Вокруг меня деревья стройно Уходят к ясной вышине, И сердце радостью спокойной Полно в вечерней тишине. Пора и горе, и ненастье, И зиму темную забыть, Одно есть только в мире счастье Весь божий свет душой любить !
18 Использованная литература и Интернет-источники Айхенвальд Ю.И. Иван Бунин Бунин И.А. Избранные сочинения. М.: Художественная литература, l.jpg jpg jpg html
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.